Конспект совместной деятельности в подготовительной группе Анализ стихотворения Фета «Ласточки пропали…»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Алтаева Анастасия Анатольевна

       Многие дети дошкольного возраста теряют интерес к чтению художественной литературы. Совместная деятельность  поможет ребенку понять и проанализировать стихотворение Фета "Ласточки пропали..."

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniya.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Конспект

совместной деятельности

 по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

в подготовительной группе

 Анализ стихотворения Фета «Ласточки пропали…»

Подготовила:

Алтаева Анастасия Анатольевна,

воспитатель                                                                                                                                   

                                           

г. Рубцовск, 2020

Анализ стихотворения Фета «Ласточки пропали…»

(подготовительная группа)

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

 Возрастная группа: подготовительная группа

Форма организации воспитанников: групповая

Цель: формирование нравственных чувств, развитие эстетического восприятия при ознакомлении с лирическим стихотворением А. Фета «Ласточки пропали».

Задачи: 

Образовательные:

  • познакомить детей с новым стихотворением, обогащать словарь («заря», «валится»), формировать первоначальные представления о простейших элементах образности в языке, формировать способность элементарно анализировать поэтическое произведение.

Развивающие:

  • развивать способность к целостному восприятию стихотворения, эмоциональную отзывчивость на него, поэтический слух детей, устную речь детей и навыков речевого общения, передавать свои впечатления в монологической форме.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русской поэзии, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

Методы и приемы:

Словесный: беседа, вопросы, художественное слово, сравнение, умозаключения.

Наглядный: показ картины, слушание музыки,

Практический: рисование

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени русских поэтов (А. Плещеева, А. С. Пушкина), наблюдение на прогулке за приметами осени, рассматривание репродукции И. Левитана «Осень (Октябрь)», слушание произведений П. Чайковского «Времена года».

Материалы: репродукция И. Левитана «Осень (Октябрь)», музыка П. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь», портрет поэта – А.А. Фета.

Ход совместной деятельности

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Воспитанники сидят около воспитателя, включаются в совместную деятельность добровольно из интереса к предложениям взрослого. Дети называют приметы осени, опираясь на опыт своих наблюдений во время прогулок.

Дети активно вступают в диалог с воспитателем, делятся своими впечатлениями.

- На природе, в музыке, на картинах художников, в стихотворениях.

- А. С. Пушкин «Унылая пора», А. Плещеев «Осень».

- Да

- Стихотворение.

- Стихотворение «Ласточки пропали…»посвящено осенней.

- Грустное, печальное, унылое и т.д.

- Злой ветер, стучащий в окно, сухие опадающие листья, мелькающие над горой грачи, кричащие журавли, улетающие на юг.

Дети высказывают аргументированные варианты ответов.

-«зарёй», «валится», «перекати-поле»

- Огромной радостью стал бы приход зимы, снега да вьюги.

Дети активно включаются в сложную ситуацию, отвечают на вопросы педагога, сравнивают и объединяют факты

- Стихотворение «Ласточки пропали…» А.А. Фета

Дети самостоятельно делятся своими впечатлениями

- Ребята, назовите известные вам приметы осени.

-Дети, вам нравится осень? Почему?

- Где можно встретиться с красотой осени?

- Стихотворения каких русских поэтов об осени вам известны?

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением об осени. Написал его русский поэт Афанасий Фет

(воспитатель читает детям стихотворение А. Фета «Ласточки пропали»)

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь -  поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

- Понравилось вам произведение?

- К какому жанру относится это произведение

- О чём оно?

- Какое оно по настроению?

- Какие приметы осени отмечены в стихотворении?

Как об этом писал А. Фет? (воспитатель уточняет ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения).

- Как вы думаете, как назвал своё стихотворение Афанасий Фет?

- Это стихотворение называется «Ласточки пропали». Почему поэт так назвал свое произведение?

- Фет не испытывает по поводу осени таких восторгов как Пушкин, не считает ее «очей очарованьем». Для него это время — период умирания природы, навевающий исключительно мрачные мысли. Послушайте еще раз стихотворение и скажите, какие непонятные для вас слова и выражения встречаются в этом произведении.

- Какие незнакомые, непонятные слова и выражения вам встретились?

- У А.А. Фета перекати-поле, издавна олицетворяющее запустение и бесприютность. 

- Чему обрадуется лирический герой этого произведения?

- Ребята, посмотрите на репродукцию И. Левитана «Осень (Октябрь)» и скажите схожи или нет по настроению эти два произведения?

- Ребята, с каким литературным произведением мы познакомились сегодня?

- Какие образы возникли перед вами при слушание стихотворения?

- Картины и образы, возникающие перед нами при чтении стихотворения, отличаются удивительной яркостью, конкретностью, живописностью. Это и образ стаи грачей, которая кружится на фоне вечерней зари, напоминая прихотливо извивающуюся, непрерывно меняющую свою форму сеть. 

Я предлагаю вам нарисовать стихотворение.

Вопросы, беседа

художественное слово

Повторное чтение стихотворения,

Проводится словарная работа с терминами «заря», «валится» (посредством словарного исследования дети уточняют смысл этих слов, находят синонимы: «заря» - «восход» или «закат»; «валится» - «опадает»).

сравнение, репродукция И. Левитана «Осень (Октябрь)»

фоном звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь», дети рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание стихотворения А. Фета "Ласточки пропали" в подготовительной группе.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе....

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»»

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»» (В.В. Гербова, с27) Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали...

Анализ стихотворения Фета «Ласточки пропали…»

Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей....

Технологическая карта образовательной деятельности в подготовительной группе "Заучивание стихотворения А.Фета "Ласточки пропали...""

Технологическая карта  ОД Леонтьев "Заучивание стихотворения А.Фета "Ласточки пропали..."...

Конспект занятия по развитию речи по стихотворению А. Фета «Ласточки пропали» (подготовительная группа)

Цель: знакомство детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали».Задачи:Образовательные:-Познакомить детей с новым стихотворением;-Закрепить приметы осени.Развивающие:-Ра...