Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Федорова Марина Николаевна
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»» (В.В. Гербова, с27) Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…». Задачи: 1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени, обогащать словарь («заря», «валится»), показать красоту поэтических образов. 2. Развивать речь детей, образное мышление, внимание, память, чувство рифмы, умение аргументировать свой ответ. 3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии. Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений об осени других русских поэтов (А. Плещеева, А. С. Пушкина) , наблюдение на прогулке примет осени, рассматривание репродукции И. Левитана «Осень (Октябрь)», слушание произведений П. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_nedeli_ptitsy_osenyu._fet_lastochki_propali.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: Птицы осенью

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»» (В.В. Гербова, с27)

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».

Задачи: 1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени, обогащать словарь («заря», «валится»), показать красоту поэтических образов.

2. Развивать речь детей, образное мышление, внимание, память, чувство рифмы, умение аргументировать свой ответ.

3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии.

Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений об осени других русских поэтов (А. Плещеева, А. С. Пушкина) , наблюдение на прогулке примет осени, рассматривание репродукции И. Левитана «Осень (Октябрь)», слушание произведений П. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

Материалы: репродукция И. Левитана «Осень (Октябрь)», музыка П. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь», бумага и карандаши для каждого ребёнка для зарисовки опорной схемы для заучивания стихотворения, шарики с отверстиями и верёвка для игры «Собери бусы».

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Беседа с детьми о приметах осени: назовите известные вам приметы осени. Дети называют приметы осени, опираясь на опыт своих наблюдений во время прогулок.

   - Мы живем в России, стране с огромной территорией. Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь, то есть целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас?
   На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они объявят о себе.

- Дети, вам нравится осень? Почему? (Дети делятся своими впечатлениями).

- Где можно встретиться с красотой осени? (на природе, в музыке, на картинах художников, в стихотворениях).

- Стихи каких русских поэтов об осени вам известны? (А. С. Пушкин «Унылая пора», А. Плещеев «Осень»).

2. Основная часть. Знакомство с стихотворением А. Фета «Ласточки пропали…».

 - Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением об осени. Написал его русский поэт Афанасий Фет (на доске выставляется портрет поэта).

Воспитатель читает детям стихотворение А. Фета «Ласточки пропали», фоном звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь».

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Беседа по содержанию стихотворения: 

- Понравилось вам стихотворение?

-О чём оно? Какое оно по настроению?

-Какие приметы осени отмечены в стихотворении?

- Как об этом писал А. Фет? (воспитатель уточняет ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения).

- Как вы думаете, как назвал своё стихотворение Афанасий Фет? (дети высказывают аргументированные варианты ответов).

Затем воспитатель озвучивает название стихотворения - «Ласточки пропали».

Словарная работа.

Воспитатель повторно читает стихотворение.

- Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились? («зарёй», «валится»).

Проводится словарная работа с терминами «заря», «валится» (посредством словарного исследования дети уточняют смысл этих слов, находят синонимы: «заря» - «восход» или «закат»; «валится» - «опадает»). Далее детям предлагается порассуждать, о какой заре идёт речь в стихотворении – утренней или вечерней с аргументацией ответа.

Затем детям предлагается словесная игра «Доскажи словечко» (воспитатель не читает строчку стихотворения не до конца, последнее слово досказывают дети.).

- А теперь давайте попробуем рассказать стихи руками. На каждую строчку стихотворения дети придумывают движение или жест. Затем, один ребёнок показывает стихотворение руками, другой его озвучивает (2-3 пары детей).

Затем детям предлагается опорную схему к стихотворению с помощью которой, дети пробуют   рассказать стихотворение.

Итог.

- Чем мы сегодня занимались на занятии?

- Как называется стихотворение, которое вы выучили?

- Кто автор этого стихотворения?

-  Как мы учились запоминать стихотворение?

-  Всё это вам пригодится в школе, когда будете учить стихи.

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Что было труднее всего?

- Однако, несмотря на трудности, все успешно справились с заучиванием стихотворения. Я благодарю вас за плодотворную работу и думаю, что, рассказав это стихотворение дома родителям, вы очень их порадуете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения А.Фета Ласточки пропали»

Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения А.Фета Ласточки пропали» Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали».Задачи:...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи : «Заучивания стихотворения Е. Благининой " Посидим в тишине"

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи :«Заучивания стихотворения Е. Благининой " Посидим в тишине"Цель: Помочь запомнить и выразительно читать...

Конспект занятия по развитию речи по стихотворению А. Фета «Ласточки пропали» (подготовительная группа)

Цель: знакомство детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали».Задачи:Образовательные:-Познакомить детей с новым стихотворением;-Закрепить приметы осени.Развивающие:-Ра...

НОД в подготовительной группе по развитию речи.  «Заучивание стихотворения П. С. Соловьевой «Ночь и день»

Цель:Совершенствовать навыки заучивания стихотворения с опорой на наглядность; упражнять в выразительном чтении стихотворения. Продолжать учить составлять из слов простые предложения. Уточнять знания ...