Статья "Новые подходы к восприятию художественного чтения для дошкольников"
консультация по художественной литературе
В последние годы заметно снижается интерес к книге у взрослых и детей. У этого явления различные причины: влияние интернета и телевидения, что ведет к изменению жизненных ценностей и позиции взрослого по отношению к совместной читательской деятельности с детьми, утеря традиций семейного чтения и др. Проблема сохранения интереса к книге и чтению сегодня очень актуальна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_podhody_k_chcheniyu_dlya_doshkolnikov.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПРИЯТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бердюгина Елена Валентиновна
МАДОУ «ДС №68 г. Челябинска»
В последние годы заметно снижается интерес к книге у взрослых и детей. У этого явления различные причины: влияние интернета и телевидения, что ведет к изменению жизненных ценностей и позиции взрослого по отношению к совместной читательской деятельности с детьми, утеря традиций семейного чтения и др.
Проблема сохранения интереса к книге и чтению сегодня очень актуальна.
«Чтение – это окошко, через которое дети познают и видят мир и самих себя»
В.А. Сухомлинский
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, даёт образец грамотной речи. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, развивает умение тонко: чувствовать форму и ритм родного языка.
Одна из основных задач педагогов – находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Основные методы работы по ознакомлению с художественной литературой, предложенные педагогами и психологами (В.А. Запорожец, Ф.А. Сохин, Л.Е. Журова, В.И. Лейбсон):
1. Целенаправленное наблюдение;
- Дети по прочтении текста описывают характеры героев, обстановку, «интерьер»;
- Создают иллюстрации к отдельным эпизодам, мастерят персонажей из доступных материалов, изготавливают маски, костюмы, атрибуты, сопровождают рассматривание готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
2. Сравнение;
- Проводятся игры в «сравнения» (Кто на кого похож ? Что на что похоже?);
- Сравниваются различные иллюстрации к одному и тому же тексту;
- Сопоставляются прочитанное литературное произведение с другими с целью актуализации читательского опыта.
3. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей;
- Дети отбирают иллюстрации к ранее прочитанной книге или отдельно взятому эпизоду, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивать эстетическую память и актуализирует содержание;
- Разыгрываются сценки из произведения (возможно в форме викторины). Зрители отгадывают, какой представлен герой и из какого он произведения;
- Организуется литературный театр – синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.
4. Эксперимент с художественным образом;
- Дети сочиняют рассказ от лица одного из героев произведения;
- Дидактическая игра «Герои среди нас» (развитие фантазии, развитие чувства юмора, актуализация читательского опыта);
- Дети домысливают судьбу героя («вживание» в образ).
5. Оценка и суждение;
- Дети выбирают своего любимого героя (даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя);
- Рассказывают о любимом произведении, любимом авторе (развитие читательской культуры);
- Проводятся тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном;
- Беседы о жанре, об авторе.
К сожалению, эти методы забыты воспитателями, и знакомство с художественной литературой сводится только к чтению произведений.
Для активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы:
- Творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;
- Упражнения для совершенствования грамматической правильности и выразительности речи;
- Применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников;
- Оформление уголков чтения в группах детского сада. (в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент);
- Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. (для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки);
- Занятия по ознакомлению с биографиями писателей. (детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась);
- Создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге (можно провести занятие «из прошлого книги», благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей);
- Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как: «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др.
- Создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами (презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях);
- Празднование именин произведения. (для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины»);
- Оформление макетов по мотивам любимых сказок;
- Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. (они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек, дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать.
Современные подходы и методы к восприятию художественного чтения:
- Знакомые герои в новых обстоятельствах: данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не характерные для них.
- Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц: дети учатся своими словами, в прозе передавать содержание знакомого произведения, дополнять его, давать объяснения поступкам героев.
- Экстремальные ситуации в знакомых сказках рассказах: взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств.
- Сказки из мусора: не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от дерева, палочки, ведерочки и другие «ненужные вещи» порой могут стать прекрасной находкой для создания сказочных историй. Сначала взрослые рассказывают истории, а затем и дети.
- Истории о бытовых предметах: детям предлагается отгадать загадку о бытовом предмете, а потом сочинить сказочное продолжение. Это развивает фантазию детей, заставляет детей интересоваться техникой и её возможностями, назначением.
- Истории из «живых» капель и клякс: интересно сочинять истории на основе кляксографии. Сначала на основе вопросов может возникнуть сюжет, а после дорисовки сюжет может развиться. Развивается мышление воображение, изобразительные навыки.
- Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года: на основе знаний и представлений детей об окружающем мире через сказку можно формировать отношение ребенка к природе, к поступкам человека по отношению к ней. Дети составляют небольшие рассказы, которые затем можно собирать в отдельные книги с детскими рисунками.
- Коллаж из сказок: дети придумывают новый сюжет истории с участием знакомых героев, используя кукольный театр, театр картинок, иллюстрации в книжке, театр игрушек.
- Истории и сказки по-новому: метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно будет их ломать. За основу берется известная сказка или история, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
Используя в работе с дошкольниками и забытые, и современные методы к восприятию художественного чтения, можно приобщить детей к книге и чтению в целом.
Список литературы:
- Болотская С. «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» Детский сад от А до Я. 2008
- Гриценко З.А. «Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста» Детский сад: теория и практика. 2013. № 6. С. 6-13.
- Соболева А.Е. «Как научить ребенка читать» СПб.: Детство-пресс, 2014.
- Токмаков В.Л., Токмакова И.П. «Вместе почитаем, вместе поиграем, или Приключение в Тутитамии» М.: Олма-пресс, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Современные подходы к вопросам художественно-эстетического развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»
«Современные подходы к вопросам художественно-эстетического развития дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»...
"Восприятие художественной литературы младшими дошкольниками"
"...как мало читающих детей!" Очень часто мы слышим эти слова... Почему наши дети - не читают?Да, потому, что к чтению необходимо приучать с младшего возраста. А как это правильно организовать, поможе...
Программа семинара «Использование современных подходов в реализации художественно-эстетического развития дошкольников на этапе внедрения ФГОС»
Предлагаю программу проведения семинара «Использование современных подходов в реализации художественно-эстетического развития дошкольников на этапе внедрения ФГОС». В ходе семинара был организован отк...
Проект Тема: Системно- деятельностный подход направленных на художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Проект по художественно-эстетическому развитию детей...
Консультация для воспитателей и родителей.«Восприятие художественной литературы младшими дошкольниками»
Книга занимает большое место в жизни младшего дошкольника. Она вводит ребенка в мир человеческих чувств, эмоций, отношений, поступков, характеров. Книга учит всматриваться в человека, видеть и понимат...
Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности
Данная статья раскрывает современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников....
заседание Центра методического сопровождения педагогов художественно-эстетического развития дошкольников на тему «Применение современных подходов к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности (аппликац
Попробовав хоть раз сделать поделки из фетра своими руками, невозможно остановиться. Это занятие очень увлекательно, хочется творить снова и снова....