Проект П. Бажев
проект по художественной литературе (старшая группа)
Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам, и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 730.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 «Сказка»
Познавательно –
творческий проект
в старшей группе
«Мудрые сказы П. П. Бажова»
(группа «Звездочки»)
Туринск
2020
Педагогический проект по теме:
«Мудрые сказы П.П.Бажова»
Выполнили воспитатели группы:
Федорова Анастасия Андреевна
Глушкова Анна Владимировна
Муз. Руководитель: Власенко Алла Александровна
Вид проекта: познавательно – творческий
Продолжительность проекта: 2 недели
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели,
муз. руководитель..
Актуальность реализации проекта
Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.
Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам, и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Действительно мы очень любим свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».
Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-поскакушкой... Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.
Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость.
Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала. Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.
Причины возникновения проблемы:
1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.
2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
3. Возникает информационное голодание в области историко-культурного наследия, традиций родного края.
Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П. Бажова.
Задачи:
- формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры России;
- познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
- создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Сроки реализации проекта: 11 января по 25 января
Участники проекта: воспитанники старшая группы, воспитатели, родители,
Ожидаемый результат:
-обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о природе и жизни людей на Урале;
- дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, знают элементарные правила безопасного поведения, задают вопросы, способны самостоятельно действовать (в игре, повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Выучили новые подвижные игры, знают стихи, песни, хороводы. Имеют представление о творчестве П.П.Бажова; высказывают свое мнение, пересказывают эпизоды произведений;
-родители активные участники реализации проекта, вместе с детьми читают сказы П.П.Бажова, учат стихи, участвуют в выставках.
Реализация проекта
1 Этап. Подготовительный.
-Познакомить с темой проекта детей и родителей;
- Сбор материала о П.П.Бажове;
- Знакомство с биографией П.П.Бажова (просмотр презентации)
- Оформить выставку книг по творчеству писателя П.П.Бажова;
- Чтение произведений П.П.Бажова;
- Рассматривание иллюстраций в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.
Оборудование и материалы: Книги писателя П. Бажова; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон, компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
2 Этап. Основной.
Познавательно – исследовательская деятельность:
-Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».
- Беседа «Что мы знаем о П.Бажове».
Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.
-Презентация «Чудеса из малахитовой шкатулки».
-Презентация «Квест- игра «Чудеса из малахитовой шкатулки».
Мультзагадки
Коммуникативная деятельность:
-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.
- Рассказывание стихотворений о родном крае.
- Чтение произведений П. П. Бажова: «Огневушка-Поскакушка», «Серебряное копытце», «Каменный цветок» Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи.
Продуктивная деятельность:
- «Ящерица». Нетрадиционные техники рисования (иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
- Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации (коллективная работа).
-Рисование к сказу «Серебрянное копытце».
- Метод Пейп-Арт к сказу «Огневушка-Поскакушка».
- Лепка: «Хозяйка медной горы - Ящерица»
-Оригами: «Каменный цветок»,
- Ручной труд: «Малахитовая шкатулка»
- Интегрированное НОД «Серебрянное копытце»
Раскрашивание иллюстраций к сказам «Малахитовая шкатулка»
Музыкально- художественная деятельность:
Разучивание на музыкальном занятии:
- хоровод «Уральский»;
- песня «Край родной»;
3 Этап. Заключительный.
-Выставка детского творчества по сказам Бажова;
- Создание альбома «Мудрые сказы П.П. Бажова» (детские рисунки по сказам, отгадывание сказов по иллюстрациям)
- Выставка «Каменных цветков» по сказам П.П.Бажова).
-Выставка «Змейка на камне»
-Выставка «Малахитовые шкатулки»
-Видеоролик Онлайн- проект от детской бибиотеки г. Туринска
«ГОВОРЯЩАЯ КНИГА» «Серебрянное копытце» 5+
-Кукольный театр «Серебрянное копытце»
-Составление сенсорной коробки по сказке «Серебрянное копытце»
Вывод.
В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Литература:
1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –103с.
2. Бажов П. П. Серебряное копытце: Сказ – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.
3. Бажов П. П. Огневушка-Поскакушка: Сказ – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.
4. Бажов П. П. Голубая змейка: Сказы – Москва, изд. «Современник», 1991. – 92 с.
5. Бажов П. П. Сказы/ Подготовка текста, послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.
6. Рассказы и сказки советских писателей. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.
7. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.
План реализации проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексной итоговой деятельности по проекту "Наш Бажов" в старшей группе.
В течение зимы и весны мы много говорили о писателе П.П.Бажове: читали его сказы, рисовали, лепили, а теперь, отправляемся в путушествие во времена сказов Бажова....
Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Наш Бажов"
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.Но, к сожалению, очень редко мы можем услышать их по радио, увидеть ...
Проект П. Бажов
Проект с целью и задачами по творчеству П.П. Бажова....
Проект «Уральские самоцветы. Уральский сказочник П.П.Бажов»
В моей группе прошла неделя «Про П.П.Бажова детям»Предложила детям хотят ли они узнать кто такой П.П.Бажов. Проект «Уральские самоцветы. Уральский сказочник П.П.Бажов»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/20/picture-998226-1516445082.jpg)
Проект «Павел Бажов наш уральский сказитель» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Павел Бажов - это наш уральский сказитель. Его сказы - реальные истории об уральских мастерах, их жизни и труде. Он в своих сказах учит видеть красочное богатство Урала, показывает духовную красоту, т...