Конспект НОД в старшей группе "Золотое яблоко"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Цель: знакомство детей с армянской народной сказкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе
по восприятию художественной литературы и фольклора
«Золотое яблоко»
Цель: знакомство детей с армянской народной сказкой.
Задачи:
Образовательные:
учить детей понимать смысл сказки, выявлять заключенную в ней мораль;
учить детей домысливать, понимать "написанное между строк";
продолжать учить детей внимательно слушать художественные произведения, не перебивать.
Развивающие:
Развивать мышление, воображение, речь, обогащать словарный запас воспитанников.
Воспитательные:
воспитывать у детей любовь к художественным произведениям;
воспитывать у детей доброжелательные отношения к другим народам через чтение художественных произведений.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
У сказки добрая душа как ручеёк весной.
Она приходит не спеша в погожий час ночной.
Простой народ её творец, народ – творец, народ – мудрец,
Он мудрость всю свою вложил как золото в ларец.
II. Основная часть
1. Вводная беседа.
- А что за литературный жанр - сказка?
(Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит. В сказке всегда добро побеждает зло)
А.С. Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- Как вы понимаете его слова? (Сказки учат, преподносят нам уроки)
- Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)
- Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки народ, писатели)
- А как называются сказки, которые сочинил народ?
(Народными. В нашей стране живут люди разных национальностей. Поэтому сказок очень много. Это и украинские сказки, сказки народов Севера, татарские сказки и др.)
- А как называются сказки, которые сочинили писатели? (Литературные)
2. Чтение воспитателем сказки
Воспитатель:
- Сегодня я хочу познакомить вас с армянской народной сказкой. Называется она - "Золотое яблоко". Хотите послушать?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Тогда слушайте внимательно.
Армянская народная сказка «Золотое яблоко»
Жил-был царь. Царствовал он год, царствовал два года, царствовал три года.
Все его боялись, все ему угождали. И стало царю скучно-скучно.
Сидит он на троне и скучает.
Приказал он созвать во дворец музыкантов со всей страны. Играли ему музыканты и на свирели, и на цитре, и на бубне, и на барабане. И надоели царю до смерти.
Приказал он позвать плясунов. Уж плясали плясуны, плясали, и так и этак коленца выкидывали, едва ноги себе не отбили. А царь и смотреть на них не хочет.
Скучно царю.
Приказал царь созвать самых искусных наездников. Скакали они перед царём, и сидя в седле, и стоя на коне, и по ровному месту, и по горным склонам. А царь смотрит и зевает, зевает и не смотрит.
Скучно царю.
Приказал царь созвать самых сильных силачей. Стали они бороться, свою силу-ловкость показывать. И только ещё больше скуку на царя нагнали.
Сидит царь и думает: как литься? И придумал.
Послал он гонцов по всем вывесить на всех площадях и царский указ:
Наш милостивый царь,
Пребывая в великой печали, объявляет:
Кто придумает небылицу,
Такую хитрую, что самого царя обманет,
Тот получит в награду золотое яблоко.
Много на свете людей, которые соврут и дорого не возьмут, а тут им золотое яблоко обещают. И не хочешь, а соврёшь.
Повалил к царю всякий народ — и вельможи, и торговцы, и судьи, и менялы. Врут, завираются, невесть что плетут. А царь только рукой машет:
— Ступайте, слушать вас скучно! Даже соврать толком не умеете!
И вот пришёл во дворец бедняк. Низко поклонился царю и поставил перед ним кувшин.
— Чего тебе надо? — удивился царь.
А бедняк отвечает:
— Я пришёл получить, милостивый царь, золота?
Царь так и подскочил
— Да ты что, в своём ли уме? Когда я у тебя золото брал? Вот уж врун так врун!
— Ну, если я такой хороший врун, - говорит бедняк, — тогда давай золотое яблоко. Для бедного человека и этого немало!
Видит царь, что попался, как мышь в мышеловку.
— Да какой ты врун! — говорит. — Разве же это вранье?
— А если это не вранье, — говорит бедняк, — тогда сыпь сюда золото, — и постучал пальцем по кувшину.
Не знает царь, что делать. Отдать золотое яблоко жалко, а кувшин золотых монет — ещё того больше. Думал он, думал — ничего не придумал. Пришлось ему отдать золотое яблоко.
Бедняк рад.
А царь с тех пор и скучать перестал.
Физкультминутка:
«Яблоко»
Вот так яблоко! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно (руки на пояс).
Руку протяните, (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите (руки вверх).
Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать (подтянулись).
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно (руки на пояс).
3. Беседа по содержанию.
Словарная работа:
- В сказке встретились трудные слова, объясните, если сможете их значение.
Угождали – сделать что-то приятное, нужное, желаемое.
Свирель - музыкальный инструмент в виде дудки из дерева.
Цитра - струнный музыкальный инструмент в виде плоского ящика.
Указ - распоряжение, приказ, указание, имеющее силу.
Великая печаль - большое чувство грусти.
Небылица - это смешной рассказ или стишок. То, чего не бывает, не было. Выдумка
Вельможи - знатные богатые люди.
- Скажите, что произошло с царём в начале этой истории. (И стало царю скучно-скучно. Сидит он на троне и скучает)
- Кто может кратко рассказать о жизни царя? (Царствовал…… и заскучал)
- Чем царь безуспешно пытался развлечь себя? созвал музыкантов, плясунов, наездников, силачей)
- Какой выход нашёл царь?
- Как люди отнеслись к царскому указу? (И не хочешь, а соврёшь. Повалил к царю всякий народ – и вельможи, и торговцы, и судьи, и менялы. Врут, зывираются, невесть что плетут)
- Кто же заставил царя не скучать? (Бедняк, рассказав ему небылицу)
- Какой совет от скуки дадите вы царю? (Пусть займется работой)
- А вам не кажется, что царю не обязательно выполнять физическую работу, он ведь глава государства, он должен думать о жизни своего народа, издавать указы и законы и тогда не будет скучать. Для него от скуки нужно заняться государственными делами, мыслить, думать. Не каждому человеку нужно одинаковое лекарство.
- Вернемся к бедняку, не каждый человек бы осмелился пойти к царю с таким предложением. Что вы можете рассказать о бедняке, какой он, какие у него качества характера? (Смелый, умный, находчивый)
- Как вы думаете, что помогло бедняку в этом? (Хитрость, смекалка, находчивость)
- Почему после случая с бедняком царь перестал скучать? (Занялся своим непосредственным делом, стал дальше думать и решать государственные дела. Стал думать, как это бедняк смог его перехитрить.)
- Как вы понимаете фразу «Попался как мышь в мышеловку»?
III. Подведение итогов
1. Расскажите все о сказке, с которой сегодня познакомились по плану:
1. Название
2. Автор.
3. Главная мысль
- Что вы для себя взяли из этой сказки? Как вы боретесь со скукой?
Итог: От скуки есть много различных занятий, они должны быть по душе и не напрасны: книга, музыка, отгадывание ребусов и кроссвордов, занять себя полезным делом. Любая работа и умственная, и физическая.
2 . Игра «Подбери пословицу»
- Был пирог, найдется и едок.
- Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
- Всяк своим умом живет.
- Уговор дороже денег.
- Давши слово, держись, а, не давши – крепись.
- Соврет – глазом не моргнёт.
- Всяк человек своего счастья кузнец.
- Без дела жить - только небо коптить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика.Конспект занятия по сказке "Мешок яблок".Подготовительная группа.
Программное содержание:1.Закрепить счёт двойками, учить определять количество предметов при счёте двойками.2. Закрепить понятия "большой, маленький"; уточнить представления детей о свойствах пре...

План - конспект НОД в старшей группе Тема : "Фрукты" , " Чудо -яблоко"
цель:расширить у детей знания о фруктах( о яблоке),дать представление о сортах яблок, об условиях их выращиванияю...

Конспект логоритмического занятия для детей старшей группы «Яблоко» По мотивам сказки В. Сутеева
Конспект логоритмического занятия для детей старшей группы «Яблоко» По мотивам сказки В. Сутеева...

конспект занятия в старшей группе лепка из бумажного теста "Яблоко"
Конспект занятия в старшей группе лепка из бумажно теста "Яблоко"...
Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Яблоко»
Цель: Учить из бумаги конструировать яблоко, выделяя его характерные особенности....
Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Яблоко»
Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе "Яблоко"...

Конспект занятия в старшей группе по обрывной аппликации с элементами рисования "Яблоко и груша"
Конспект занятия по обрывной аппликации с элементами рисования "Яблоко и груша". Составила воспитатель Багинская Т.А....