Влияние семьи на процесс приобщения дошкольников к книге и познавательно-речевому развитию
статья по художественной литературе
В статье расскрывается проблема приобщения дошкольников к книге как одному из факторов познавательно-речевого развития. Подчеркивается особая роль семьи как первостепенного института воспитания. Приводятся показатели проведенного исследования, а так же пути решения проблемы. Представлен список рекомендуемой художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_semi_na_protsess_priobshcheniya_doshkolnikov_k_knige_i_poznavatelno.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние семьи на процесс приобщения дошкольников к книге и познавательно-речевому развитию
«Одной из истин моей психологической
веры является безграничная вера
в воспитательную силу книги».
Так писал Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор. Трудно не согласиться с ним, так как, безусловно, книга – это источник знаний, в ней раскрываются тайны воспитания, житейская мудрость, пронесенная веками до наших дней. В ней опыт наших предков, изложенный в сказках, преданиях и легендах. Проблема приобщения детей к книге и познавательно-речевому развитию в семье, актуальна в настоящее время, и ныне находится в центре внимания. Связана она с проблемой модернизации общества, ликовавшей в начале XXI века, сказавшейся на возможностях доступа к культуре и образованию страны. Резко снизился уровень читающего населения, об этом свидетельствуют низкие показатели читающих взрослых, следовательно – и детей, ибо дети следуют примеру родителей, примеру общества. Соглашусь с мнением автора статьи «Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста», О.А. Колобовой, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания со стороны педагогов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Существует ряд проблем, которые следовало бы решить уже давно. Одна из таких проблем - низкая педагогическая грамотность родителей. Родители начинают искать причину в сложном финансовом положении, тогда как в действительности у них отсутствует должное внимание к процессу развития интереса ребенка к литературе. И часто книги, предложенные родителями своимдетям, не соответствуют возрасту и интересам. Остро стоит вопрос о неготовности воспитателя и его незаинтересованности в данной проблеме; и незаинтересованность детей и педагогическая сложность в формировании интереса к чтению художественной литературы. Её проблематика заключается в том, что современных детей окружает мир гаджетов и телефонов, компьютерных игр, где дети могут удовлетворять свои потребности, в них же они могут стрелять и вновь оживать, где жизнь становится отнюдь не из первостепенных.
Особое значение в развитии дошкольника играет познавательно-речевое развитие, и в первую очередь, в семье. Как сказал Лев Семенович Выгодский, формирование характера ребенка, эмоций и личности находится в непосредственной зависимости от речи. На речь непосредственно воздействует художественная литература, дающая прекрасные образы русского литературного языка. Ведь как сказала доктор педагогических наук, профессор Международной академии наук психологии и образования, Оксана Семеновна Ушакова, важно вовремя, то есть в дошкольном возрасте, вспахать «литературное поле», заложив фундамент с огромным литературным наследием. И, конечно же, это поле должно быть вспахано союзом специалистов и родителей, чья роль, несомненно, велика.
Задача воспитателей и педагоговкак специалистов – адаптировать ранее существующие формы работы по привлечению детей к книге под нынешних родителей и нынешних детей, ориентируясь на их желания и потребности.
С целью проанализировать уровень начитанности среди молодых родителей и уровень их родительской компетентности, а также влияние собственного детского опыта на осознание важности участия в педагогическом процессе, мною было проведено исследование. В ходе работы было проведено онлайн - анкетирование среди молодых родителей, дети которых ходят в детский сад.
Анкета включала 9 вопросов, содержащих свободный ответ, ответ на выбор, и ответы «Да» или «Нет». В онлайн - анкетировании приняли участие 100 молодых семей, имеющих детей от 1 года до 7 лет, посещающих детские сады. Из них девяносто процентов – граждане Российской Федерации, десять процентов – граждане зарубежья.
Большая часть респондентов ответили, что родители приобщали их к раннему чтению книг. Среди книг были выделены: «Чиполино», «Буратино и золотой ключ», «Про Веру и Анфису», «Трое из Простоквашино», «Карлсон», «Вини-Пух», стихи Чуковского, Агнии Барто и Пушкина. Также результаты опроса показали, что восемьдесят процентов ответивших положительно относятся к тому, что их привлекают к мероприятиям по приобщению детей к книге, десять процентов респондентов относятся к этому негативно, и десять процентов родителей предпочитают оставаться на нейтральной позиции.
Пятьдесят процентов из числа респондентов ответили, что их дети читают, но неохотно, их приходится заставлять. Сорок процентов молодых родителей ответили, что дети с удовольствием читают. И только десять процентов уверяют, что их дети не читают книги.
Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению, необходимо расширить работу по данной теме. Донести до родителей, что книга несет в себе все самое доброе и хорошее, а именно: развивает память, речь (как устную, так и письменную), мышление, расширяет кругозор ребенка, способствует его интеллектуальному развитию, мышлению и познанию мира. Познакомить их с ведущими принципами организации работы по развитию речи: это и принцип анализа художественного произведения, и принцип доступности, и принцип эмоциональности, и принцип заинтересованности.
В нашем дошкольном учреждении для привлечения родителей по приобщению интереса дошкольников к художественной литературе, мы используем активные методы работы:
- Тренинг с родителями,
- Посещение библиотек,
- Участие в конкурсах,
- Совместное чтение детской художественной литературы. (Отечественные авторы: А.М. Горький, А.Н. Толстой, К.И. Чуковский, Э.Н. Успенский, Б.В. Заходер, И.П. Токмакова, Н.Н. Носов, В.Г. Сутеев, В.Ю. Драгунский; И.А. Крылов; зарубежные авторы: Дж. Родари, А.Линдгрен, А. Милн).
- Активное участие в проектной деятельности,
- Совместный конкурс родителей и детей,
- Литературная гостиная,
- Театральные мастерские,
- Информационно-коммуникативные технологии.
Большое значение и влияние на интерес к чтению имеет показательный образ родителей, ведь семья - это первостепенный институт воспитания и духовно-нравственного развития человека. Именно в семье формируется детский интерес и любовь к книге. Как и педагоги, родители учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями. Воздействие личного примера неизмеримо. Именно оно более всего формирует человека: его мировоззренческую позицию, интеллект, речевую коммуникацию.
Чтобы работа была результативной, она должна иметь систематический характер и желание всех членов образовательного процесса достичь этих самых результатов. Только строгая последовательность и заинтересованность, личный пример воспитателей и родителей, сыграют положительную роль в заинтересованности детей в книге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе приобщения дошкольника к природному наследию родного края.
В настоящее время экологическая проблема в масштабе человеческой цивилизации представлена настолько актуально, что практически все eё основные аспекты уже осмыслены в ряде наук. Тем не мен...
Консультация для воспитателей "Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре"
Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре...
Консультация для воспитателей "Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре"
Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре...
Взаимодействие с семьей в процессе приобщения дошкольника к детской литературе.
Взрослые – родители и воспитатели являются для ребенка источником знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней. Не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы сами созд...
«Приобщению дошкольников к книге через организацию единого образовательного пространства «ДОУ – библиотека – семья»
Организация единого образовательного пространства «ДОУ – библиотека – семья»...
Самоанализ НОД «Волшебная книга знаний» Познавательно-речевое развитие для детей среднего возраста
Самоанализ НОД «Волшебная книга знаний» Познавательно-речевое развитие для детей среднего возраста...
Презентация НОД «Волшебная книга знаний» Познавательно-речевое развитие для детей среднего возраста
Презентация НОД «Волшебная книга знаний» Познавательно-речевое развитие для детей среднего возраста...