Консультация для воспитателей "Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре"
учебно-методический материал на тему

Галушкина С.А.

Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

Консультация для воспитателей

«Формирование образа семьи в процессе

приобщения детей к народной культуре»

                                                                           Подготовила: старший

                                                                                      воспитатель Галушкина С.А.

Саранск- 2016

Особое место в приобщении к народной культуре отводится дошкольному периоду в жизни человека. Среди множества факторов, способствующих воспитанию патриотизма, выступает русская национальная культура, в том числе культура семейного лада.

Семейная культура формирует духовную жизнь ребёнка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует развитию индивидуального своеобразия и творчества. Детям, начиная с раннего возраста,  нужно показывать на живых примерах, что  они  наследники  великих людей,  великой страны и великой культуры.

Сейчас же оказывается нарушенной не просто преемственность старшего и младшего поколения - бабушек и дедушек, мам и пап, внуков. Разрушительно для личности детей то, что  они оказываются  преданными собственными родителями.  Проходя через развод родителей, дети перестают верить в то, что они - хорошие, что ими можно гордиться, не хотят быть на них похожими. Проблема осложняется тем,  что во многих даже полных, семьях дети перестают ценить  и  уважать  своих родителей. Сын или дочь привыкают «пользоваться» их услугами, заботой, любовью, но не научены отзываться так же, проявлять сострадание и благодарность.

Воспитателям прежде, чем приступить к работе по формированию гармоничного образа семьи у своих воспитанников и обратиться к помощи традиционной культуры семейного воспитания, необходимо научиться проводить мониторинг. Для этого методист ДОО может предложить ряд заданий и провести открытое занятие для педагогов ДОО.

В качестве одного из заданий детей можно попросить создать панно. Для этого предложите сделать цветовой фон из пластилина, размазав его на плоскости; на этом фоне расположить окошки, которые могут быть разными по размеру и по форме. После выполнения задания с детьми проводится индивидуальная беседа по получившимся  картинам: «Вот  этот  дом - твоя жизнь. Каждое окно - это то, что случилось в твоей жизни». Детям можно задать следующие вопросы: «Посмотри на окошко, которое ты сделал. Загляни в него. Расскажи, пожалуйста, о том, что случалось с тобой. Что в это время делали твои родители?»

После того, как дети описывают значимые события своей жизни, взрослый продолжает: «Посмотри на свою картинку и скажи, что происходит в доме сейчас? Расскажи, как ты думаешь,  что было до этого. Что будет в    будущем с тобой и с твоей семьей?»

По результатам проведения  беседы с детьми педагог вместе с воспитателями выделяет  три  варианта эмоционального описания ситуации:

  1. вариант  - эмоциональное описание ситуаций из жизни ребёнка, связанных с взаимодействием с родителями,  например: «Ходил в парк кататься на каруселях с братом, сестрой, мамой и папой»
  2. вариант - описание ситуаций связанных с «эмоциональным выпадением» ребёнка из ситуации  взаимодействия  между  родителями,  например: «Улетел попугай,  мама с папой писали объявление, чтобы найти попугая».
  3. вариант - взаимодействие членов семьи между собой,  направленное на достижение общей цели, например: «Болел, а папа с мамой меня лечили, читали сказки».

             Затем определяются приоритетные задачи, методы и формы работы с родителями. Можно предложить ввести в ежемесячное планирование работы воспитателей группы такие мероприятия, как:

- «вечера встреч», на которые приглашаются мамы, папы, бабушки и дедушки, где они рассказывают о своём детстве, о своих родителях, предках, Родине;

         - занятия в кружках народного промысла, которые вели бы сами родители;

- досуговые  вечера  с родителями детей,  включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа и т.п.

Важным моментом в формировании традиций может стать совместное проведение народных праздников,  повторяющихся из года в год, и формирующих определённый цикл.  К ним можно отнести Рождество Христово, Масленицу, Пасху. На таких мероприятиях дети будут видеть своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде они больше не смогут увидеть, например, маму в народном костюме или папу, поющего старинные песни. Дети будут рады таким праздникам,  т.к. в повседневной жизни родители мало уделяют время своим детям.

После таких мероприятий возможно проведение открытых занятий с детьми, когда родители с удивлением обнаруживают для себя, как они значимым и дороги своим детям. В качестве примера приведем сценарий открытого занятия для родителей.

           Анкетирование родителей проводится в начале и в конце учебного года. Взрослые заполняют анкеты в присутствии воспитателя ДОО и могут получать от него консультативную помощь на протяжении всего времени заполнения анкеты. Например, может выясниться, что родители мало играют с детьми в подвижные и дидактические игры и с трудом вспоминают их названия.  

Можно сказать, что большинство родителей считают важным приобщать детей к национальной культуре, но некоторые не знают, как это сделать, так как нет специализированной литературы, а другая часть родителей считает, что их дети «еще маленькие» для получения таких знаний.

Родители с высшим образованием, приобщая детей к национальной культуре, в основном, обращают внимание на ознакомлении детей с русской народной литературой, и  плохо  ознакомлены с национальными подвижными играми, которые можно использовать в воспитании ребенка. Причинами возможных затруднений в приобщении к национальной культуре многие видят «влияние и пропаганду» западного образа жизни.

Родители детей со средним  образованием акцентируют внимание на использовании подвижных игр, которые знакомят с национальными обрядами и традициями. Вместо образцов устного народного творчества предпочитают рассказы про героев и о своей стране. Причинами затруднений в приобщении современных детей к  национальной  культуре видят недостаточность литературы для родителей.

Анкета для родителей

  1. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом?
  2. Как Вы приобщаете ребёнка к национальной культуре?
  3. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребёнка на то, к какой нации он принадлежит?
  4. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша?
  5. Рассказываете ли Вы ребёнку о своих предках и корнях семьи? Как на это реагирует ребёнок?
  6. Устраиваете ли Вы совместные чаепития детьми в семье?
  7. Читаете ли Вы ребёнку народные сказки? Как часто? Кто чаще всего читает? В какое время суток?
  8. Используете ли Вы в моменты общения с ребёнком народные потешки:

а) до прихода в детский сад;

б) после детского сада;

в) укладывая спать.

  1. Есть ли в Вашей родительской практике дидактические игры, которые знакомят с национальными обрядами и традициями? Если есть, то какие?
  2. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребёнка?
  3. Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре"

Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

памяти нет традиций, без традиций нет культуры,без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,без духовности нет личности, без личности - нет народа как и...

Консультация для родителей: "Приобщение детей к народной культуре"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к народной культуре"...

Консультация для родителей "Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре"

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всесто...

«Приобщение детей к народной культуре (Семикаракорский промысел) в процессе изобразительной деятельности»

Цель исследования: поиск педагогических условий введения детей в художественную культуру на основе обогащения их представлений и развития творчества.Объект исследования: процесс развития представлений...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ- ИСКУССТВУ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ»

laquo;Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». В. Г. Белинский...