Консультация для воспитателей "Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре"
учебно-методический материал на тему
Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 68»
Консультация для воспитателей
«Формирование образа семьи в процессе
приобщения детей к народной культуре»
Подготовила: старший
воспитатель Галушкина С.А.
Саранск- 2016
Особое место в приобщении к народной культуре отводится дошкольному периоду в жизни человека. Среди множества факторов, способствующих воспитанию патриотизма, выступает русская национальная культура, в том числе культура семейного лада.
Семейная культура формирует духовную жизнь ребёнка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует развитию индивидуального своеобразия и творчества. Детям, начиная с раннего возраста, нужно показывать на живых примерах, что они наследники великих людей, великой страны и великой культуры.
Сейчас же оказывается нарушенной не просто преемственность старшего и младшего поколения - бабушек и дедушек, мам и пап, внуков. Разрушительно для личности детей то, что они оказываются преданными собственными родителями. Проходя через развод родителей, дети перестают верить в то, что они - хорошие, что ими можно гордиться, не хотят быть на них похожими. Проблема осложняется тем, что во многих даже полных, семьях дети перестают ценить и уважать своих родителей. Сын или дочь привыкают «пользоваться» их услугами, заботой, любовью, но не научены отзываться так же, проявлять сострадание и благодарность.
Воспитателям прежде, чем приступить к работе по формированию гармоничного образа семьи у своих воспитанников и обратиться к помощи традиционной культуры семейного воспитания, необходимо научиться проводить мониторинг. Для этого методист ДОО может предложить ряд заданий и провести открытое занятие для педагогов ДОО.
В качестве одного из заданий детей можно попросить создать панно. Для этого предложите сделать цветовой фон из пластилина, размазав его на плоскости; на этом фоне расположить окошки, которые могут быть разными по размеру и по форме. После выполнения задания с детьми проводится индивидуальная беседа по получившимся картинам: «Вот этот дом - твоя жизнь. Каждое окно - это то, что случилось в твоей жизни». Детям можно задать следующие вопросы: «Посмотри на окошко, которое ты сделал. Загляни в него. Расскажи, пожалуйста, о том, что случалось с тобой. Что в это время делали твои родители?»
После того, как дети описывают значимые события своей жизни, взрослый продолжает: «Посмотри на свою картинку и скажи, что происходит в доме сейчас? Расскажи, как ты думаешь, что было до этого. Что будет в будущем с тобой и с твоей семьей?»
По результатам проведения беседы с детьми педагог вместе с воспитателями выделяет три варианта эмоционального описания ситуации:
- вариант - эмоциональное описание ситуаций из жизни ребёнка, связанных с взаимодействием с родителями, например: «Ходил в парк кататься на каруселях с братом, сестрой, мамой и папой»
- вариант - описание ситуаций связанных с «эмоциональным выпадением» ребёнка из ситуации взаимодействия между родителями, например: «Улетел попугай, мама с папой писали объявление, чтобы найти попугая».
- вариант - взаимодействие членов семьи между собой, направленное на достижение общей цели, например: «Болел, а папа с мамой меня лечили, читали сказки».
Затем определяются приоритетные задачи, методы и формы работы с родителями. Можно предложить ввести в ежемесячное планирование работы воспитателей группы такие мероприятия, как:
- «вечера встреч», на которые приглашаются мамы, папы, бабушки и дедушки, где они рассказывают о своём детстве, о своих родителях, предках, Родине;
- занятия в кружках народного промысла, которые вели бы сами родители;
- досуговые вечера с родителями детей, включающие знакомство с обрядами и традициями своего народа и т.п.
Важным моментом в формировании традиций может стать совместное проведение народных праздников, повторяющихся из года в год, и формирующих определённый цикл. К ним можно отнести Рождество Христово, Масленицу, Пасху. На таких мероприятиях дети будут видеть своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде они больше не смогут увидеть, например, маму в народном костюме или папу, поющего старинные песни. Дети будут рады таким праздникам, т.к. в повседневной жизни родители мало уделяют время своим детям.
После таких мероприятий возможно проведение открытых занятий с детьми, когда родители с удивлением обнаруживают для себя, как они значимым и дороги своим детям. В качестве примера приведем сценарий открытого занятия для родителей.
Анкетирование родителей проводится в начале и в конце учебного года. Взрослые заполняют анкеты в присутствии воспитателя ДОО и могут получать от него консультативную помощь на протяжении всего времени заполнения анкеты. Например, может выясниться, что родители мало играют с детьми в подвижные и дидактические игры и с трудом вспоминают их названия.
Можно сказать, что большинство родителей считают важным приобщать детей к национальной культуре, но некоторые не знают, как это сделать, так как нет специализированной литературы, а другая часть родителей считает, что их дети «еще маленькие» для получения таких знаний.
Родители с высшим образованием, приобщая детей к национальной культуре, в основном, обращают внимание на ознакомлении детей с русской народной литературой, и плохо ознакомлены с национальными подвижными играми, которые можно использовать в воспитании ребенка. Причинами возможных затруднений в приобщении к национальной культуре многие видят «влияние и пропаганду» западного образа жизни.
Родители детей со средним образованием акцентируют внимание на использовании подвижных игр, которые знакомят с национальными обрядами и традициями. Вместо образцов устного народного творчества предпочитают рассказы про героев и о своей стране. Причинами затруднений в приобщении современных детей к национальной культуре видят недостаточность литературы для родителей.
Анкета для родителей
- Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом?
- Как Вы приобщаете ребёнка к национальной культуре?
- Считаете ли Вы важным обращать внимание ребёнка на то, к какой нации он принадлежит?
- Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша?
- Рассказываете ли Вы ребёнку о своих предках и корнях семьи? Как на это реагирует ребёнок?
- Устраиваете ли Вы совместные чаепития детьми в семье?
- Читаете ли Вы ребёнку народные сказки? Как часто? Кто чаще всего читает? В какое время суток?
- Используете ли Вы в моменты общения с ребёнком народные потешки:
а) до прихода в детский сад;
б) после детского сада;
в) укладывая спать.
- Есть ли в Вашей родительской практике дидактические игры, которые знакомят с национальными обрядами и традициями? Если есть, то какие?
- Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребёнка?
- Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре"
Формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре...
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»
памяти нет традиций, без традиций нет культуры,без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,без духовности нет личности, без личности - нет народа как и...
Консультация для родителей: "Приобщение детей к народной культуре"
Консультация для родителей: "Приобщение детей к народной культуре"...
Консультация для родителей "Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре"
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всесто...
«Приобщение детей к народной культуре (Семикаракорский промысел) в процессе изобразительной деятельности»
Цель исследования: поиск педагогических условий введения детей в художественную культуру на основе обогащения их представлений и развития творчества.Объект исследования: процесс развития представлений...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ- ИСКУССТВУ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ»
laquo;Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». В. Г. Белинский...