Проект по приобщению детей к чтению: «Сказки народов, населяющих Тюменскую область»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)
Проект по приобщению детей к чтению:
«Сказки народов, населяющих Тюменскую область»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazki.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект:
«Сказки народов, населяющих Тюменскую область»
Актуальность проекта
Российская Федерация – многонациональное государство. Уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже с раннего возраста. Относиться с почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания. Дошкольный период очень важен в формировании личности ребенка: интенсивно развиваются психические функции, закладываются основы познавательных способностей. Поэтому в своей работе мы задались целью объединить два разных на первый взгляд понятия: «толерантность» и «сказка», но схожими по глубокому смыслу с нами: «Люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе». Сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, можно заглянув в сказочный мир сказки народов населяющих Тюменскую область. Сказка – это духовное богатство культур разных народов. Познавая народные сказки, ребенок знакомится с их бытом и традициями. На сегодняшний день, наши дети воспитываются на компьютерных играх, телевизоры, телефоны поглощают детей и родителей, завоевывая заповедные уголки их сознания и души. У большинства молодых родителей поход в книжный магазин, библиотеку, чтение на ночь с ребенком стало не актуально, теряется связь традиций семейного чтения. Овладение народным наследием, путем приобщения ребенка к основам художественной литературы, одно из решений значимой проблемы общества. Ценность чтения народных сказок в том, что с их помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, а это важный фактор в полноценном воспитании и развитии. Именно в дошкольном возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному и чудесному.
Цель и задачи проекта:
Цель:
Развитие интереса и любви к сказкам народов населяющих Тюменскую область, как средство формирования толерантной культуры личности дошкольника.
Задачи:
- Формирование познавательной активности у детей по средствам нетрадиционных техник рисования;
- Закрепление и расширение знаний детей через народные русские, татарские и хантыйские сказки;
- Формирование представлений у детей о роли книги в жизни человека и об отношении к книге;
- Воспитание толерантности и уважения по отношению к представителям других национальностей;
- Приобщение родителей к «семейному чтению» и знакомство с детской литературой.
Участники проекта: воспитатель, родители, дети старшего дошкольного возраста.
Проект долгосрочный, информационно-творческий.
Подготовительный этап: подборка научно-популярной литературы по теме занятий, художественных произведений по соответствующей тематики дидактического материала, разработка сценариев продуктивной и познавательной деятельности, игр в разных формах.
Основной этап:
Название | Место проведения деятельности с детьми | Средства и методы |
«Хоровод Дружбы» | Структурное подразделение МАУК ЦБС ТМР Червишевская сельская библиотека | Проведение информационно- музыкального занятия, совместно с детьми и родителями:
|
МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок» |
технике «мятая бумага»: «Флаг Тюменской области»;
| |
МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок» | Работа с родителями:
(Какие сказки Вы читаете ребенку? Как часто Вы читаете сказки? Знаете ли Вы любимую сказку ребенка? Обсуждаете ли Вы прочитанные сказки с ребенком?)
| |
«Путешествие в русскую сказку» | МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок» |
6.Теневой театр с героями сказки: «Репка». |
Структурное подразделение МАУК ЦБС ТМР Червишевская сельская библиотека | Проведение занятия совместно с родителями и детьми: Квест-игра «Приключения в русской сказке». 1. Викторина - вопросы по сказке: «Кому принадлежит сказочный предмет»;
| |
«Мудрость татарской сказки» | МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок» |
«Татар халык әкиятләре».
4.Сюжетно-ролевая игра: «Мы в библиотеке». |
Работа с родителями:
| ||
Структурное подразделение МАУК ЦБС ТМР Червишевская сельская библиотека | Занятие совместно с родителями и детьми: «В таинственный мир сказки»:
«Книжный чемоданчик»;
| |
«По страницам хантыйских сказок» | МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок» |
|
Занятие совместно с родителями и детьми: «В гостях у северной сказки». | Занятие совместно с родителями и детьми: «В гостях у северной сказки».
| |
«Юные читатели» | МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок» | Выездной читальный зал: «В гостях у сказки» (Чтение библиотечных книг) |
Завершительный этап:
Интегрированное занятие в библиотеке совместно с родителями.
Тема занятия: «Путешествие в русскую сказку»
Место проведения: Структурное подразделение МАУК ЦБС ТМР Червишевская сельская библиотека
Оборудование и материалы: Иллюстрированный материал, соленое тесто для лепки, макет печки, яблоня с яблочками из бумаги, аудиозвук, колонка, костюм театральный, сундук, мягкая игрушка.
Ход занятия: Заходит, сестрица Аленушка и плачет, рассказывает, о том, что гуси-лебеди украли братца и предлагает ребятам отправиться в сказочное путешествие в сказку, чтобы отыскать Иванушку. Направление - стрелочка - Аленушка: «Ребята, давайте спросим у печки: Печка, печечка, куда гуси-лебеди братца унесли?» Макет печки (записка в печки выполнить задания: испечь пирожки (слепить из соленого теста); за правильные ответы дается каждому ребенку вырезанные из бумаги яблочки и стрелка) Физкультминутка: «Путь дорожка». (Дети выполняют физкультминутку) Нашли яблоню. На каждом яблочке изображен сказочный предмет. Дети собрали яблочки, и ответили на вопросы. Викторина по сказке: «Кому принадлежит сказочный предмет». Нашли подсказку- карту со стрелочкой. Пошли по карте. Нашли картинку с молочной речкой. - Аленушка: «Ребята, давайте спросим у речки: Речка, реченька скажи, куда гуси-лебеди братца унесли?» Голос речки отвечает: «Сыграйте хороводную игру «Ручеек», тогда скажу!» Выходит братец Иванушка с книгой в руках, благодарит ребят, что прогнали гусей-лебедей и приглашает посетить выставку книг: «В мире русской сказки». |
Литература:
1. Антонова М. Р. Лепим, клеим, вырезаем. – Москва: Эксмо, 2007.
2. Гуси-лебеди. – Москва: Эксмо, 2015.
3. Русские народные сказки 17 добрых сказок для самых маленьких. – Минск: Харвест, 2007.
4. Савина Н. В. Оригинальные поделки из соленого теста. – Москва: РИПОЛ классик, 2014.
Художественная
1. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. - Москва: Детская литература, 1987.
2. Гуси-лебеди. - Москва: Эксмо, 2015.
3. Диво дивное: Русские народные сказки в 2-х т. Т.1. - Москва: Современник, 1993.
4. Диво дивное: Русские народные сказки в 2-х т. Т.2. - Москва: Современник, 1993.
5. Елена Премудрая. Сказки. - Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2014.
6. Лисичка и волк. - Москва: Эксмо, 2015.
7. По щучьему велению. - Москва: Эксмо, 2015.
8. Русские народные сказки. - Москва: Детская литература, 1987.
9. Русские сказки. - Минск: Харвест, 2010.
10. Русские народные сказки 17 добрых сказок для самых маленьких. - Минск: Харвест, 2007.
11. Сказки народов России. - Москва: Стрекоза, 2008.
12. Сказки народа ханты. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2016.
13. Сказки родного края: художественно-анимационное издание. - Казань: Татармультфильм, 2012.
14. Татарские народные сказки: художественно-анимационное издание. - Казань: Татармультфильм, 2012.
15. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России. - Москва: Северные просторы, 2002.
16. Что такое хорошо и что такое плохо: Пословицы, стихи, сказки, рассказы. - Москва: Дрофа-Плюс, 2006.
Научно-популярная
- Головнев А.В., Зайцев Ю.П., Прибыльский Ю.П. История Ямала. - Тобольск: Яр-Сале, 1994.
- Голоса древних культур. - Екатеринбург: Баско, 2008.
- Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: Полный курс. Москва: ФАИР, 2007.
- Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.
- Омельчук А.К. Манящий свет звезды Полярной. - Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1993.
- Тихомирова И.И. Библиотечная педагогика или Воспитание книгой. - Санкт-Петербург: Профессия, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...
Проект по приобщению детей к чтению художественной литературы в младшей группе "Книга - твой друг, без неё как без рук"
Проект по приобщению детей младшей группы к чтению художественной литературы....
Проект по приобщение дошкольников к чтению художественной литературы : «Сказки Г.Х.Андерсена»
Проект по приобщение дошкольниковк чтению художественной литературы : «Сказки Г.Х.Андерсена» группа «Пчелки» Подготовили: воспитатель ...
Проект по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы: "Сказки Г.Х. Андерсена"
Проект по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы: "Сказки Г.Х. Андерсена".ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Знакомство со сказками датского писателя Г.Х.Андерсена, приобщение дошкольников к ч...
Приобщение детей к чтению или система работы по приобщению детей к чтению
В статье описана работа с дошокльниками по эффективному приобщению их к чтению. Рассказано как сделать так, чтобы ребенок полюбил мир книг и художественной литературе....
Проект "Мы наследники победы" (публикация на сайте "Детские сады Тюменской области" отчет по проекту)
Одним из приоритетных направлений нашего ДОУ является работа по патриотическому воспитанию, задача включена в годовой план.Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к св...