Проект по приобщению детей к чтению художественной литературы в младшей группе "Книга - твой друг, без неё как без рук"
проект по художественной литературе (младшая группа)
Проект по приобщению детей младшей группы к чтению художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Книга - твой друг, без неё как без рук" | 201.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Солнышко» муниципального образования
Абинский район
Проект
по приобщению детей к чтению художественной литературы в младшей группе
«Книга - твой друг, без неё как без рук»
Конкурс: «Читающая мама – читающая страна»
Номинация: «Библиотека для детей и родителей»
Автор проекта: воспитатель Малинникова
Оксана Альбертовна
2020 г.
Проект
по приобщению детей к чтению художественной литературы
в младшей группе
«Книга - твой друг, без неё как без рук».
Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный
Срок реализации проекта: сентябрь 2019г. – май 2020г.
Участники проекта: педагоги и родители детей младшей группы.
Актуальность проекта:
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.
По мнению Л. С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многим исследователям доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Процесс общения ребенка — дошкольника с книгой — это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во время Ярослава Мудрого.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем.
С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Дети дошкольного возраста — слушатели, поэтому необходимо, как можно раньше, разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей, как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
Сегодня, в меняющейся социально - культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, предпочитая ей телевизор и компьютер. Невозможно привить ребенку любовь к литературе, если взрослый безответственен в выборе книг для чтения. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.
Проблема проекта: Как привить ребенку любовь к чтению и рассказать о ценности книги, когда под носом постоянно присутствуют яркие, громкие и цепляющие своей нескончаемостью игры в гаджетах? Как простимулировать его сознательно предпочесть IPad-у чтение, кропотливое занятие, требующее мыслительного труда? Как объяснить важность книги и доказать, что чтение - это вклад в будущее?
Буккроссинг – это социальное движение «книголюбов», постепенно набирающее обороты в России.
Это работает так: вы читаете книгу, клейте наклейку с информацией, чтобы можно было проследить историю этой книги, вкладываете внутрь пояснительную записку (чтобы не подумали, что книгу просто забыли) и, возможно, свои впечатления от произведения и оставляете ее в любом публичном месте. Следующий читатель получает подарок, переданный ему вами, еще дышащий вашими мыслями. Так книга может путешествовать из рук в руки по миру.
Дети – социальные существа. Они любят обмениваться игрушками, одеждой, украшениями. Интегрируя книгу в этот обмен нестандартным способом, мы придаем особую значимость, как самому процессу, так и предмету.
Участники акции «Прочитал книгу – передай её другому» приносят свои любимые книги, пишут (с помощью взрослых) сопроводительные письма – записки и выбирают книги для себя. Отдавая ценную для себя вещь другому человеку, они учатся с уважением относиться и к чужим книгам. И так интересно получить подарок от знакомого или неизвестного мальчика, девочки, работника ДОУ, гостей ДОУ и прочитать таинственное послание, вложенное между страниц.
История «буккроссинга» весьма интересна и уносит нас в 2001 год. Американец Рон Хорнбэкер в одной из городских кафе оставил пару книг. Чтобы они не затерялись, Рон оставил в них надпись. В ней попросил, чтобы человек, нашедший книги, отметил их на специально созданном сайте. Так появился первый буккроссерский сайт и буккроссер.
Это движение весьма уникально, оно ломает все стереотипы, потому что никто в истории так не обращался с книгами. Надо же было додуматься до столь гениальной идеи – отправить книги путешествовать. Суть движения буккросинга проста и интересна. Человек оставляет в людном месте прочитанную книгу, которая попадает к новому читателю, затем таким же способом к следующему и так далее. Так книга и начинает свой путь по миру, а из детского сада книги путешествуют по домам и району.
Цель проекта: Формировать у родителей и детей ценностного отношения к книге, потребности в чтении художественной литературы.
Задачи проекта:
- познакомить с современным движением буккроссинг;
- ввести в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, способствующими приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
- разработать и внедрить систему методических мероприятий для родителей по вопросу приобщения детей к чтению книг;
- развивать коммуникативные, познавательные умения детей, умения слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции; умения вести диалог, выразительного рассказывания, умения импровизировать;
- возрождение традиции семейного чтения.
- расширить представления детей о многообразии книг, о том, как создаются книги.
- воспитывать партнёрские отношения между детьми, родителями, педагогами.
Предполагаемый результат:
- сформировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;
- активное вовлечение родителей в движение буккроссинг в группе ДОУ;
- обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей;
- возрождение чтения в кругу семьи, посещение библиотеки;
- повышение активности родителей в жизни группы – «В сказку вместе с мамой»;
- повысить уровень своей профессиональной компетенции при разработке материалов проекта в условиях ФГОС.
Содержание проекта:
I этап. Подготовительный.
- Сбор информации по теме проекта, информирование родителей.
- Изменение развивающей среды по проблеме (определение и оформление места для Буккроссинга, подбор литературы, соответственно возраста детей).
- Создать условия для участия родителей (законных представителей) в деятельности уголка «Буккроссинг» (Педагог проводит для родителей вводную беседу по проекту, объясняя идею проекта и договариваясь, что они принесут в детский сад прочитанные детские книги.)
- Разработка правил пользования книгами по принципу буккроссинга.
- Выявление уровня владения родителями воспитанников группы информацией по данной проблеме. (Анкетирование родителей: «Роль книги в воспитании детей»).
II этап. Практический.
- Консультации для родителей и «Путешествие книг или буккроссинг», «Приобщение детей к чтению», «Семейное чтение», «Воспитываем будущего читателя»;
- Разработка буклета для родителей «Как научить ребенка любить читать»
- Проведение ситуативных бесед с детьми: «Для чего необходимо читать книги?», «Что такое библиотека?», «Где «живет» книга?», «Правила обращения с книгой», «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая книга»;
- ООД «Из чего делают книги»; «Откуда к нам книга пришла» - показ презентации;
- Выставка книг: «Книга которую мне читают дома»;
- Вернисаж рисунков и поделок «Моя любимая сказка»;
- «Мастерская Айболита» - ремонт книг;
- Встреча с библиотекарем «Дом для книг»
- Приобщение родителей к чтению книг, показу театров и обыгрыванию сказок в группе «В сказку вместе с мамой»;
- Создание групповой книги «Потешки» - из иллюстраций.
- Возрождение традиции чтения в кругу семьи. Регулярное чтение родителями детям перед сном и в свободное время. (Буккроссинг);
- Оформление фотогазеты «Читающая мама»;
- Круглый стол: «Поделитесь опытом – вечернее чтение в семье».
III этап. Заключительный.
- Презентация проекта: «Книга – твой друг, без неё как без рук»
Выводы: Дети и родители проявили огромный интерес к буккроссингу. Благодаря родителям библиотека группы пополнилась новыми книгами. Оформлена «свободная» полка для книг «Буккроссинг для детей». Дети с удовольствием выбирали понравившуюся книгу и читали ее дома с родителями, а для других ребят приносили из дома свою. Так, меняясь книгами, дети получили массу ярких впечатлений. У ребят сформировалась ежедневная потребность в использовании художественной литературы. В течении дня дети с удовольствием рассматривают книги, выбирают, что они хотят взять домой для прочтения. У них улучшилось восприятие, память, речь, снизилась напряжённость и скованность в общении с окружающими, повысилась самостоятельность и активность.
Родители стали больше времени проводить со своими детьми, уделять им внимание, разговаривать с ними и, конечно же, читать сказки, стихи, рассказы.
Работа по данному проекту продолжается. Дети с удовольствием продолжают обмениваться книгами, читать их дома вместе с родителями.
В ходе работы по проекту можно сделать вывод, что совместная работа объединяет родителей, детей и педагогов общими интересами, впечатлениями, эмоциями, способствует формированию интереса к книге, прививает желание читать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»
В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...
Приобщение детей к чтению художественной литературы
В работе представлен план работы по приобщению детей к чтению художественной литературы...
Буклеты для родителей "Приобщение детей к чтению художественной литературы"
Художественная литература является основой инновационной технологии О.А. Бизиковой "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"и выполняет особую роль: все игровые методы...
Проект« Роль малых фольклорных жанров в приобщении детей к чтению художественной литературы
Проект по развитию речи...
Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...
Проект по приобщение дошкольников к чтению художественной литературы : «Сказки Г.Х.Андерсена»
Проект по приобщение дошкольниковк чтению художественной литературы : «Сказки Г.Х.Андерсена» группа «Пчелки» Подготовили: воспитатель ...
Проект по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы: "Сказки Г.Х. Андерсена"
Проект по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы: "Сказки Г.Х. Андерсена".ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Знакомство со сказками датского писателя Г.Х.Андерсена, приобщение дошкольников к ч...