«Познаем окружающий мир с героями произведений» на основе сюжета произведения Клинтинга Ларса «Огород Кастора». «Весенние посадки»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
«Познаем окружающий мир с героями произведений» на основе сюжета произведения Клинтинга Ларса «Огород Кастора».
«Весенние посадки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное занятие из блока №2
«Познаем окружающий мир с героями произведений» на основе сюжета произведения Клинтинга Ларса «Огород Кастора».
«Весенние посадки»
Цель: Вызвать интерес к познавательно-исследовательской деятельности на основе сюжета произведения Ларса Клинтинга «Огород Кастора».
Задачи:
Образовательные:
- Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Поддерживать интерес и стремление пользоваться произведением художественной литературы как источником необходимой информации для дальнейшей деятельности.
Развивающие:
- Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
- Развивать познавательную активность, любознательность, умение делать выводы и высказывать их.
Воспитательные:
- Воспитание творческой самостоятельности и инициативности при отражении результатов познания.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе).
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.
Необходимое оборудование: Интерактивная доска, презентация для ознакомления с произведением, игрушка бобёр, сухие семена фасоли, замоченные в воде семена фасоли, карточки для игры «Расскажи, что было сначала, что потом», фартуки, палочки, горшки, земля, лопатки, лейки, карточки с изображением фасоли для посадки, дневник наблюдений за фасолью.
Ход ситуации:
Рассказ об авторе Клинтинге Ларсе.
В самом центре Стокгольма, сидел человек и рисовал животных и растения со всего мира. Звали этого замечательного иллюстратора и детского писателя Ларс Клинтинг. Ларс всегда был одержим рисованием, но у него не было профессионального образования. Он был вынужден начать работать техническим иллюстратором. Вскоре эта монотонная работа смертельно ему наскучила, и Ларс стал учителем в школе. Через несколько лет он решил попробовать себя в писательском деле. Однажды Ларс встретил странную парочку: орла и маленькую птичку, которые жили в расщелине скалы, мимо которой он часто прогуливался. Ларс дал им имена Орьян и Эбба и сочинил историю про то, как маленькая птичка помогла большому орлу, который боялся летать, преодолеть его страх. Книга получила название "Орьян. Орёл, который боится высоты". После этого о Ларсе заговорили как об авторе и иллюстраторе, и он смог продолжить работать с книгами для детей. Он написал много книг для детей, но однажды он захотел объединить свой опыт художника, плотника и натуралиста в первой книжке про бобра Кастора "Кастор в мастерской". История про мастера на все руки Кастора и его помощника бобренка Фриппе имела большой успех у малышей и их родителей, ведь помимо интересной истории в книге даются полезные советы, как делать вещи своими руками, и в легкой и ненавязчивой форме введена специальная лексика: ребенок узнает, что такое молоток, пила, коловорот и складной метр и, главное, для чего все эти вещи нужны. В последующие годы Ларс Клинтинг продолжил свою "бобровую серию" и свет увидели книги про шитье, рисование, приготовление пирога и выращивание комнатных растений - все одинаково красивые и полезные. С момента первой публикации серия про Кастора была переведена на 25 языков и завоевала множество международных наград.
Показ обложки книги и обсуждение.
- Как вы думаете, о чём это произведение?
- Кто главные герои?
Чтение книги «Огород Кастора»
Обсуждение после чтения:
- Что больше всего понравилось в произведении?
- Почему Кастор решил посадить фасоль?
- Чего ждал с нетерпением бобрёнок Фриппе?
- Для чего Кастор и Фриппе втыкали бамбуковые палочки в горшки?
- Что сделали Кастор и Фриппе с урожаем, который собрали?
После прочтения произведения «Огород Кастора» воспитатель отмечает, что настало время для посадок. В это время люди, у которых есть свой огород, делают посадки, чтобы в дальнейшем пересадить проросшие саженцы на грядки.
Педагог предлагает детям вспомнить, как Кастор сажал фасоль. У нас в группе тоже есть семена фасоли. Воспитатель предлагает достать семена из мешочка и рассмотреть их, чем они отличаются и чем похожи (семена белой и коричневой фасоли). Во время рассматривания педагог спрашивает: «Ребята, чем отличаются семена белой и коричневой фасоли?». Педагог предлагает поиграть с фасолью.
Пальчиковая гимнастика «Играем с фасолью»
Я фасоль в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
(Дети катают фасоль между большими и указательными пальцами.
Затем передают поочередно каждому пальчику.)
После этого воспитатель вносит в группу тарелку с водой, в которой на ночь предварительно замочили фасоль. Ребята рассматривают сухие и замоченные семена фасоли. Сравнивают, ищут отличия между семенами.
Воспитатель уточняет у ребят, что понадобилось Кастору для того, чтобы посадить фасоль? (горшок, лопатка, земля, палочка, лейка). Педагог достаёт необходимый инвентарь, который перечислили дети. «Ребята, посмотрите, всё ли есть у нас для посадки фасоли или, может быть, мы что-то забыли?». Ребята сравнивают с книгой инвентарь, который приготовили.
Педагог предлагает поиграть в игру и вспомнить, как растёт цветок. «Расскажи, что было сначала, что потом» (Перед детьми карточки с изображением алгоритма роста и развития растения. Дети раскладывают по порядку и рассказывают последовательность роста, развития растения.)
Далее педагог предлагает приступить к посадке фасоли. Сажать мы будем в горшочки. Землю из пакета насыпаем совочком, палочкой делаем лунки на глубину отмеченной на палочке. Затем в лунку кладем фасоль и легко двумя пальцами закрываем землей.
Ребята под наблюдением воспитателя сажают фасоль (часть детей белую, другие коричневую). После посадки детям предлагается понаблюдать, в любых ли условиях одинаково будет расти фасоль (свет, тень). Воспитатель уточняет: «Ребята, что делал Кастор для того, чтобы семена проросли?». Дети вспоминают, что поливать нужно осторожно, по необходимости обращаются к произведению для соотнесения своих воспоминаний с действиями героя. Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, сколько времени понадобится, чтобы семена проросли и появились первые ростки?». Ребята вспоминают, делают свои предположения. Педагог спрашивает: «А у Кастора, когда появились первые ростки?», «Ребята, а когда у нас появятся первые ростки? Где можно отметить появление первых ростков фасоли?». Воспитатель с детьми обсуждают проект будущего дневника наблюдения за ростом фасоли.
Литература, использованная для подготовки к проведению занятия:
Художественная литература:
- Клинтинг Ларс. Огород Кастора. - Москва: Открытый мир, 2008 -36 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по формированию нравственных качеств личности на основе литературных произведений в старшей группе
Тематическое планирование по формированию нравственных качеств личности на основе литературных произведенийв старшей группе...
Формирование у детей представлений о правах ребёнка на основе литературных произведений
Обобщение передового педагогического опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-200692-1444142136.jpg)
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями на основе синтеза искусств
Выявить эффективность синтеза искусств в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с музыкальными произведениями как условие развития творческого потенциала дошкольников,олределить роль с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/20/picture-610864-1426853501.jpg)
Опыт работы на тему: «Нетрадиционный подход к восприятию детьми младшего дошкольного возраста музыкальных образов на основе контрастных произведений»
Музы Музыкальное воспитание включает в себя многие виды деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, творчество. Каждый из эти...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/05/picture-801030-1467715032.jpg)
Игровое моделирование на основе литературных произведений
Описание технологии игрового моделирования через использование сюжетов литературных произведений для детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-662778-1441550026.jpg)
Литературное занятие из блока №1 «Познаём мир человеческих эмоций и взаимоотношений на основе сюжетов художественной литературы» на основе сюжетов произведений Одри Пенн: «Поцелуй в ладошке», «Кармашек, полный поцелуев». «Как енот Честер заботился о младш
Литературное занятие из блока №1«Познаём мир человеческих эмоций и взаимоотношений на основе сюжетов художественной литературы» на основе сюжетов произведений Одри Пенн: «Поцелуй в л...