Опыт работы на тему: «Нетрадиционный подход к восприятию детьми младшего дошкольного возраста музыкальных образов на основе контрастных произведений»
статья по музыке (подготовительная группа) на тему

Вискова Надежда Семеновна

Музы  Музыкальное воспитание включает в себя многие виды деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, творчество. Каждый из этих

видо  видов  деятельности по-своему интересен и важен. Но, с некоторых пор, я отдаю предпочтение такому виду музыкальной деятельности, как слушание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_na_temu.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

«Нетрадиционный подход к восприятию

Детьми младшего дошкольного возраста

Музыкальных образов на основе

Контрастных произведений»

Музыкальный руководитель

ГБОУ СОШ 2093

Им.А.Н.Савельева

ДО №2 Вискова Н.С.

Музыкальное воспитание включает в себя многие виды деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, творчество. Каждый из этих видов деятельности по-своему интересен и важен. Но, с некоторых пор, я отдаю предпочтение такому виду музыкальной деятельности, как слушание (восприятие) музыки по трем причинам:

  1. В нашей системе образования нет последовательной преемственности между детским садом и школой, в том числе и по муз.воспитанию. И такие навыки как то: музыкально-ритмические движения, игра на инструментах,  которые мы с особой тщательностью отрабатываем на музыкальных занятиях в детском саду, просто остаются не востребованными в школе и не находят развитие в школьной системе музыкального воспитания.
  2. Даже если бы с музыкальным воспитанием дело обстояло идеально и в школе уроки проходили бы подобно музыкальным занятиям в детском саду, но на более высоком уровне, даже тогда восприятие музыки оставалось бы приоритетным видом деятельности, т.к. развитое восприятие развивает и обогащает все виды муз.деятельности (при необходимости пояснить данный тезис).
  3. Уметь понимать, чувствовать, любить музыку должен любой человек, даже если он прикован к постели и у него болезнь связок, и он не может ни двигаться, ни петь. Но он может слушать и восхищаться лучшими произведениями музыкальной культуры.

Но прежде, чем слушать и восхищаться, этому надо научиться. Учить детей разбираться в музыкальной форме, дать им понятие для чего и как композитор использует изобразительные и выразительные средства в сочетании с поэтической стороной музыки – это значит воздействовать на чувствительный мир ребенка, воспитывать и развивать его душу.

Ведь общеизвестно, если у человека красивая душа, то кем бы он ни был по своим интеллектуальным способностям: дворником или академиком, он никогда не будет жестоким. И наоборот – наиумнейший, но бездушный человек легко может стать таковым.

По этой причине к проблеме воспитания души ребенка нельзя подходить формально. В «Программе воспитания и обучения в детском саду», которой я прилежно пользовалась все эти годы, на мой взгляд отсутствует главное – система развития чувств ребенка, воспитание любви к музыке. При помощи данных в «Программе» произведений по слушанию мы можем дать детям лишь некоторые знания: о музыкальных жанрах, бессистемно о выдающихся произведениях великих композиторов, и т.д. (если необходимо пояснить этот тезис непосредственно на примерах из «Программы воспитания»).

Зачем, например, специально выделять в мл. и ср.гр. такую задачу, как «учить детей внимательно слушать музыку до конца». Ведь если музыка понятна и интересна ребенку, он и сам не захочет отвлекаться и слушать ее до конца.

Я хочу здесь сделать оговорку: то, о чем я сейчас рассказываю, касается опытных педагогов, которые уже могут с высоты своего опыта проанализировать существующую «Программу» и найти для себя оптимальную систему. Для начинающих же лучшей «Программы» пока не создано.

В своем опыте работы по слушанию, я основывалась на знаниях детской психологии. Зная особенности развития психических процессов ребенка: воображения, восприятия, памяти, мышления, внимания и других, я решила построить свою систему.

Во-первых: почему возникла идея сразу же, с первого занятия давать детям не одно, а 2, да еще и контрастных произведения? Да потому, что незнающему человеку новое гораздо проще и быстрее объяснить наглядно сравнивая 2 противоположных понятия, явления или предмета, чем подолгу объяснять про каждый из них в отдельности. (при необходимости объяснить данный тезис на примере) И наоборот, если у человека богатый опыт, то ему можно дать одно новое понятие с разъяснениями и он свободно поймет его. Но почему? Да потому, что подсознательно все равно будет сравнивать его с уже имеющимися в его опыте понятиями или по аналогии, или по контрасту.

У детей младшего дошкольного возраста еще нет знаний о музыке, как средстве передачи чувств, эмоций, настроений. Но у них уже есть небольшой личный опыт и знания о собственных чувствах: им бывает весело и они смеются, а иногда грустно, и они плачут.  Поэтому знакомить с музыкой я начала опираясь на личный опыт детей. Воспитатель группы по моей просьбе заранее повторила с детьми знакомые им стихи из цикла А. Барто «Игрушки» ( в том числе про мишку и про лошадку). Дети в группе играли с игрушками – героями этих стихов и в зависимости от содержания или жалели мишку, или весело «скакали» на лошадке. Затем дети, когда пришли на занятие, принесли с собой знакомые полюбившиеся игрушки. И было совершенно естественно, что дети прочитали про них стихи и на мои вопросы ответили, что про мишку стихотворение грустное, а про лошадку – веселое. На мое предложение послушать песенки про свои любимые игрушки с удовольствием согласились. Я заранее пояснила, что если стих-е про мишку грустное, то и песенка будет грустная.  Исполнила произведение. Аналогично познакомила детей с песенкой про лошадку. В дальнейшем постепенно поэтапно проводила свою методику, каждый раз убеждаясь, что иду по правильному пути, т.к. дети очень легко, без труда, с интересом определяли характер знакомых им произведений.

Зная, что воображение в дошкольном возрасте является особым процессом мышления, а память, восприятие, внимание у малышей носят непроизвольный характер, значит, если сухо и неинтересно знакомить детей даже с контрастными произведениями, толку будет мало. Поэтому я решила, что необходимо рассказывать детям небольшие интересные образные рассказики, непосредственно вплетая в их содержание очередную пару произведений. В рассказе включаются слова-характеристики, которые предвосхищают прослушивание (восприятие произведений). Дети с особым интересом слушают и рассказ и сами муз.произведения. Легко определяют после прослушивания характер (веселая – грустная). Так как у детей бедный не только активный, но и пассивный словарь, дети слышат незнакомые им понятия в тексте рассказа и легко усваивают их в пассивный словарь. В последующих занятиях при повторении и проговаривании этих слов, происходит активизация словаря.

Теперь несколько слов о развитии чувств ребенка. Зная из детской психологии, что особенность чувств ребенка-дошкольника – яркость и неустойчивость, а особую роль в развитии чувств у детей играет сопереживание (т.е.ребенок бессознательно как бы ставит себя на место другого героя), я еще раз нашла подтверждение необходимости маленьких образных рассказов. Ведь если ребенок сопереживает их героям, значит глубже и чувственнее воспринимает музыкальные произведения. Исходя из этого, я твердо уверена, что если даже ребенок не сможет  охарактеризовать данное музыкальное произведение непосредственно на занятии, то услышанная музыка все равно запала ему в душу, он ее прочувствовал. И т.к.на протяжении дошкольного возраста происходит переход от бессознательности к интеллектуализации чувств, то посеянное сейчас зерно взойдет в более старшем возрасте.

Несколько слов о подборе репертуара. Произведения я стараюсь подбирать таким образом, чтобы музыкальные образы были близки и понятны детям, чтобы музыка была характерной для данного образа. Причем стараюсь брать не песенные, а инструментальные произведения, чтобы у детей не создавалась прочная связь музыки с текстом.

Свои впечатления от прослушанных музыкальных произведений дети могут выражать в других видах деятельности: изобразительной, речевой, а также в других видах музыкальной деятельности: играх, танцах, могут творчески развивать их в инсценировках под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАЧИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и тв...

Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...

Статья на тему: Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста.

Статья на тему:Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24015441","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер – класс для родителей по теме: «Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Цель: повышение компетентности родителей по вопросу использования нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста....