Консультация на тему "Сказка в жизни ребёнка" (из опыта работы).
консультация по художественной литературе (средняя группа)

Сказка особая фольклорная форма призванная рассказать детям о добре и зле, учит добру,быть смелыми, сильными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация.24.03 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация на тему:

« Сказка в жизни ребёнка».  (из опыта работы).

1.Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка. как  многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и этических чувств .В тоже время сказка-это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

2. Зная возрастные особенности детей 4- 5 го года жизни, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей.. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс.         Он требует постоянных усилий педагога, систематической

и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. 

Существует самая разнообразная классификация сказок по тематике и стилистике.   Сказки можно разделить на несколько групп, но обычно выделяют три большие группы.

1.Сказки о животных.

2.Волшебные сказки.

3.Бытовые (сатирические сказки).

1.сказки о животных:

Детей привлекает мир животных ,поэтому им очень нравятся сказки в которых действуют животные и птицы..В сказке животные приобретают человеческие черты, думают, говорят, совершают поступки. Образы животных несут ребёнку знания о мире людей. В сказках о животных много песенок.(теремок, волк и семеро козлят, три медведя, и.т.д.

2.волшебные сказки..Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь чуда. Это  cамый  популярный и самый любимый детьми жанр. Волшебная сказка приучает ребёнка логически мыслить:  события в ней разворачиваются в строгой последовательности.( Морозко , царевна лягушка, сивка бурка).

3.Бытовые  (сатиричекие  сказки).

Эти сказки имеют в основе события ежедневной жизни людей. Сказки передают быт, в котором участвуют реальные герои: бабка, дед, внучка, муж, жена, барин ,барышня и.т.д).Они показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.

Какие методы и приемы я использую в своей работе.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение.  Этот прием направлен на то, чтобы дети представили себе живой образ..

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические , настольные игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Кто мы”. ” (По силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки в которых он встречается) ,лото» Сказочные герои»,Домино «Играем в сказку», пазлы по сказкам, кубики по сказкам.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками

. Уже в  раннем  возрасте дети начинают понимать текст, поэтому им полезно  предлагать для прослушивания инсценировки детских сказок. Я  использую  театрализованные игры по сказкам.

Участвуя в играх-театрализациях, дети знакомятся с героями и сюжетами русских народных сказок, учатся говорить целыми согласованными предложениями и составлять связный рассказ, пользуясь картинками (игрушками) подсказками. Театрализованные игры включают в себя:

Фланелеграф     ковролин).

Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их  сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки можно подобрать из книг, а недостающее можно дорисовать. Это доставляет детям радость, удовольствие. Разнообразные по форме экраны позволяют  создать «живые» картинки, которые удобно демонстрировать всей группе детей.

Настольный театр игрушек. Этот театр позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации к тому же в нём удобно имитировать движения животных и других персонажей.

Пальчиковый театр:

 Пальчиковые игры  направленные на развитие мелкой моторики, широко применяются в детском саду, интересным видом такой деятельности для детей этого возраста стал пальчиковый театр. С помощью маленьких кукол можно обыграть знакомые малышам сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Коза дереза» и другие.

Важным  этапом в  работе со сказкой является  драматизация.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет  роль сказочного персонажа.  Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность .Я стараюсь использовать драматизацию как  способ раскрепостить ребенка, как средство воспитания таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, инициативность, общительность, ведь с каждым годом все больше и больше в  детский сад приходит детей с различными психологическими, поведенческими, речевыми проблемами и комплексами. Главным показателем хорошей работы педагога, умение детей самостоятельно организовывать  игры-драматизации в свободное время. Но формированию этого навыка, конечно, предшествует планомерная, целенаправленная работа педагога по  организации игр- драматизации

Использование  словесных приемов. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения.  Для лучшего понимания текста, широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации усиливают воздействие текста и способствует лучшему его пониманию. Они открывают  широкие возможности познавательного и речевого развития детей. Здесь я использую  многие приемы и решаю множество педагогических задач: знакомство с внешним видом животных, обсуждение их повадок и образа жизни; обсуждение настроения героя, изображенного в книге; его одежды, предметного окружения, времени года и.т.д. Эти задачи, конечно же,  я решаю в предварительной работе.

Также хочется напомнить о том, что необходимо знакомить детей с различными вариантами иллюстраций одной и той же сказки, устраивать выставки по одной сказке в книжном уголке. На этой базе происходит ознакомление детей и с работой художника- иллюстратора. Детей постепенно подводим к пониманию того, что один и тот же предмет, героя каждый человек видит, представляет, изображает по-разному.

Хочется отметить такой приём  просмотр. мультфильмов по сказкам..

Мультфильмы ( сказки ) мы  используем,  в качестве объяснение различных явлений природы, предметов, времен года, сказочных событий. Обсуждаем вместе с ребенком сюжет и действия отдельных героев сказок.. Кто и почему понравился ребенку? На кого из героев ребенок хотел бы быть похожим? С кем хотел бы дружить, а с кем не стал бы общаться? Как малыш поступил бы на месте одного из героев? Как это изменение повлияло бы на дальнейшее действие в фильме? Что могло бы быть дальше. «Кто сказал мяу», «Теремок», «Мешок яблок». и другие.

Этапы работы со сказкой  
Расскажу какие же этапы  работы со сказкой мы применяем.:

• Знакомим  детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• подводим детей к  эмоциональному восприятию сказки  – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. рисование: «Разукрась сказку»

В самостоятельной  деятельности. – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованных игры, драматизация сказок, творческие  игры с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

 В заключении хочется отметить значимость сказки в жизни человека.

1.Работа с внутренним миром ребёнка.(помогать усвоению духовно-нравственных категорий: добро-зло, согласие-вражда, бескорыстие-жадность).

2.Познавательное значение в отражении реальной жизни (откликаться на события  и явления окружающего мира).

3.Развитие эстетического чувства.(воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей.

4.Преодоление негативных сторон личности, которая только начинает формироваться.(отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни дошкольников. Из опыта работы

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок н...

Мир природы в жизни ребенка. Из опыта работы.

     Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.    ...

Воспитание культурно – гигиенических навыков и самостоятельности у детей 3 года жизни (Доклад из опыта работы)

Воспитание культурно – гигиенических навыков и самостоятельности у детей 3 года жизни(Доклад из опыта работы)...

«Как я взаимодействую с педагогами ДОУ по формированию у детей двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни». Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Образовательное учреждение как носитель здоровья детей».

В выступлении конкретно обозначена роль педагога при проведении утренней гимнастики и занятий по физической культуре при наличии инстуктора по физической культуре в ДОУ. Предлагается памятка....

Экскурсия в жизни дошкольника ( из опыта работы воспитателя)

Я не боюсь еще и еще раз повторить:Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь,  мировоззрение, умственноераз...

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком".

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком"....

Работа с родителями - Консультация "Артикуляционная гимнастика в жизни ребёнка"

Беседа с родителями о занчении речи в жизни ребёнка, о причинах речевых нарушений. Рекомендации по использованию артикуляционных упражнений....