Здоровый образ жизни дошкольников. Из опыта работы
статья по физкультуре по теме

Бродникова Марина Анатольевна

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_obraz_zhizni.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровый образ жизни дошкольников

Из опыта работы

воспитателя первой квалификационной категории

М.А. Бродниковой

МКДОУ д/с №378

Г. Новосибирск

Здоровый образ жизни дошкольников

Из опыта работы

воспитателя первой квалификационной категории

М.А. Бродниковой

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Цель моей работы по формированию здорового образа жизни - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

В своей работе использую разные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

1. Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендую для всех детей в качестве профилактики утомления. Включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

2. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой («Метатели», «Вокруг стульев», «Кубики и кегли» и др.) и высокой степени подвижности («Пожарные на ученье», «Мы – веселые ребята», «Ловишки» и др.) ежедневно. Игры подбираю в соответствии с местом и временем ее проведения.

3.  Игры на прогулках – провожу на прогулках игры малой и высокой степени подвижности (игры в песочнице, «Что я вижу», «Угадай на ощупь» и дт.)

4.  Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей. Хорошо использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. («Сосулька», «Оловянные солдатики и тряпичная кукла», «Цветочек» и др.)

5. Гимнастика пальчиковая – ежедневно индивидуально либо с подгруппой. Провожу в любое удобное время.

- с учебными предметами;

- изображение пальцами цифр и букв;

- массаж пальцев, ладоней;

- упражнение в парах;

- самомассаж пальцев:

- выкладывание фигурок из пальцев с небольшими стихотворениями.

6.  Пальчиковые игры - ежедневно индивидуально либо с подгруппой. Провожу в любое удобное время. («Белка», «Дом», «Олень» и др.)

7.  Гимнастика для глаз – провожу в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, стараюсь ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время. («Снежинка», «Восьмерка», «Стрельба глазами» и др.)

8.  Гимнастика дыхательная – приобретение навыка правильного дыхания. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

- упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха (плавный вдох, полный вдох, вдох  с мешочком и др.);

-  упражнения для воспитания навыков правильного выдоха (выдох со счетом, резкий выдох, тройной выдох и др.);

-   упражнения для формирования диафрагмального выдоха («Задуй свечку», «Накачай шину», «Воздушный шар» и др.);

-  упражнения для воспитания фиксированного выдоха со звуком и слогом (гласные звуки, чередование звуков, слоговые цепочки и др.);

-   упражнения для формирования навыков носового дыхания (плавно, толчкообразно, с усилием в конце и др.);

-  дыхательные упражнения с движением («Насос», «Китайский болванчик», «Самолет» и др.);

-  упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха (скороговорки).

9.  Гимнастика корригирующая – для профилактики нарушений осанки и стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи.

10.  Массаж - провожу в зависимости от интенсивности нагрузки, стараюсь ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время.

- массаж головы («Ежик», «Мыло» и др.);

- массаж лица («Пчела», «Снегири», «Умывалочка» и др);

- массаж ушных раковин («Муха», «Тили бом» и др.);

- массаж для укрепления мышц шеи («Слон», «Сидит белка», «Айболит» и др.);

- массаж рук («Улитка», «Тук, тук» и др.);

- массаж пальцев («Умывание», «Цветы», «Федора» и др.);

- массаж спины («Спинки», «Комары», «Барабан»);

- массаж стоп ног («Муравейник», «Елочка», «Слон» и др.).

11.  Точечный массаж («Что делать после дождика», «Вышел зайчик погулять», «В январе» и др.).

12.  Игры с массажными мячиками - стараюсь ежедневно в любое свободное время.

13.  Закаливание  - после сончаса 5-10 мин. Ежедневно.

- воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходьбой  по дорожкам;

-   контрастные  воздушные ванны   (циклические    беговые упражнения в условиях переменного воздушного  режима – из «холодной» комнаты в «теплую» и обратно) в комплексе с дыхательной гимнастикой и метолами рефлексотерапии;

-  контрастное обливание ног (температура 36  - 26  - 36  )    в комплексе с профилактическим массажем стоп;

- водно-солевое закаливание.

14.   Аромолампа – ежедневно утром с аромомаслами.

15.   Кварцевание – ежедневно 1-2 раза в день

16.   Ионизатор воздуха – ежедневно 1-2 раза в день

17.   Проветривание  – ежедневно 2 раза в день, включая сквозное.

18.  Пескотерапия    – самостоятельная  игровая деятельность. Песок находится в группе в доступном месте.

19.   «Сухой» бассейн  - самостоятельная  игровая деятельность. (игра «Море шариков»;игра «Дыши и думай»;имитация плавания и др.)

20.   Витаминотерапия – ежедневно 1-2 раза в день (чеснок, лук)

21.  Логоритмическая    разминка (пение, упражнения, регулирующие мышечный тонус «Сжать  - разжать»).

22.  Спортивные   праздники     и    развлечения – 1 раз в месяц с привлечением героев. Иногда приглашаю родителей. («Первобытные люди», «Великие игрища народов Севера», «Снеговик, Снеговик, ты такой хороший!»)

Технологии обучения здоровому образу жизни

1. Физкультурное занятие – 2 раза в неделю в музыкальном зале и 1 раз на улице 25-30 мин.

- занятия традиционного вида;

- занятия тренировочного типа;

- игровое занятие;

- сюжетно-ролевое занятие;

- занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов;

- тематическое занятие;

- занятие комплексного характера.

2.  Утренняя       гимнастика – ежедневно под музыку с предметами (султанчики, кубики, флажки и др.) и без предметов.

3.  Беседы – провожу в утренние часы 1 раз в неделю («Здоровые зубы», «Опасные невидимки», «Чистота и здоровье» и др.)

4.  Практическая работа – в любое   время 1 раз в неделю («Порядок в шкафчике», «Я все делаю сам», «»Уход за кожей рук» и др.).

5.  Игровая ситуация – во второй половине дня («Культура поведения за столом», сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» и др.)

6.  Чтение    художественной      литературы («Доктор Айболит» К. Чуковский, «Мойдодыр» К. Чуковский,  «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек заболел» И. Туричина и др.)

7.   Рассматривание иллюстраций (к произведению «Доктор Айболит» и «Мойдодыр» К. Чуковский,  серия картин «Профессии. Врач», «Профессии. Спортсмен» и др.)

8.   Валеология – 1 раз в неделю во второй половине дня.  Твое тело», «Почему я вижу?», «Моя красивая осанка» и др.)

9.  Разговор    о   правильном   питании - 2 раза в месяц во второй половине дня.  Самые полезные продукты», «Как правильно есть», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее» и др.)

10. Кулинария - 2 раза в месяц во второй половине дня.  («Морс «Фантазия», «Разноцветный винегрет», «Бутерброд «Хитрый» и др.)

Коррекционные технологии

1. Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

- развитие чувства музыкального темпа («Лошадки», «Ноги и ножки»...);

- развитие чувства музыкального ритма («Приветствие»…);

- игра на музыкальных инструментах («На чем играешь?»...);

2.  Сказкотерапия – в удобное время 2-4 раза в месяц. Время строго не фиксировано.  Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.  («Волшебные слова» и др.)

3. Технология воздействия цветом – правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

В процессе работы по формированию здорового образа жизни:

- разработаны картотеки игр и упражнений («Игры для гиперактивных детей», «Коррекция речевых нарушений», «Развитие неречевых процессов», « Пальчиковые игры», «Стихи с движениями», «Прогулки», «Подвижные игры», «Народные подвижные игры»);

-  созданы   папки-передвижки  для    родителей   («Способы выражения (выплескивания) гнева», «Рекомендации с детьми в периоды агрессии» и др.);

- проведены консультации для родителей («Организация семейных прогулок-походов», «»Как выработать правильную осанку», «Роль семьи в физическом воспитании в физическом воспитании ребенка» и др.)

      Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в рамках работы над мини-проектом «Я и моё здоровье»

«То, что упущено в детстве,никогда не возместить в годы юностии тем более в зрелом возрасте»В.А. Сухомлинский. Здоровье – бесценный ресурс человеческой жизни. Оно дает возможность чувствовать себ...

из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам формирования здорового образа жизни дошкольников»

«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам формирования здорового образа жизни дошкольников»...

«Как я взаимодействую с педагогами ДОУ по формированию у детей двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни». Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Образовательное учреждение как носитель здоровья детей».

В выступлении конкретно обозначена роль педагога при проведении утренней гимнастики и занятий по физической культуре при наличии инстуктора по физической культуре в ДОУ. Предлагается памятка....

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

Создание предметно-развивающей среды в приобщении детей к здоровому образу жизни (презентация из опыта работы)

Важное место в воспитании основ здорового образа жизни в детском саду является создание предметно-пространственной развивающей среды....

ДОКЛАД (из опыта работы) на тему: «Здоровый образ жизни дошкольника в детском саду и дома»

Здоровый  образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более в раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективн...

Из опыта работы: «Формирование здорового образа жизни дошкольников через систему здоровьесберегающих технологий»

Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей ребенка. До 7 лет ...