Конспект проведения ООД на тему "Творческий пересказ "Легенды о чёрном альпинисте" с детьми 5-6 лет
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Надежда Анатольевна Прохорова

Материал может быть использован как сценарий проведения ОС с детьми, направленной на развитие речи старших дошкольников или формирование правильного восприятия художественной литературы. Ценность данной методической разработки заключается и в неком романтизме темы обсуждения - альпинизм, и в её новизне (тема редко обсудается в условиях детского сада), и в тоже время в необычности предлагаемого детям жанра художественной литературы - легенда.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_pereskaz_legendy_o_chyornom_alpiniste.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

организации образовательной деятельности

с детьми 5-6 лет

Тема: «Поэзия гор». Творческий пересказ «Легенды о чёрном                                         альпинисте»

Название: «Лучше гор могут быть только горы…»

Программные задачи:

  1. Расширять представления детей об альпинизме как одной из разновидностей спорта (туризма).
  2. Обогащать словарь детей метафорическими выражениями.
  3. Учить сравнивать идеи стихотворных произведений, активно участвовать в их обсуждении, высказывать собственное мнение на предложенную тему, давать ёмкое определение понятию «друг».
  4. Расширять представление дошкольников об авторской песне, поэтическом творчестве В. Высоцкого.  
  5. Познакомить воспитанников с понятием «легенда», её отличиями от сказки, рассказа, поэзии.

Виды деятельности:

Восприятие художественной литературы, коммуникативная, продуктивная, музыкальная.

Материал: 

1. Стихотворения Ирины Карцевой «Не надейся на лёгкий подъём…» и Бориса Суденко «Уходят люди вверх попарно…»;

2.  «Легенда о чёрном альпинисте»;

3.  Аудиозапись «Песни о друге» В. Высоцкого;

4.  Подборка иллюстраций по теме «Альпинизм и скалолазание».

Сценарий

К детям приходит воспитанник младшей группы с рюкзаком за плечами. На вопрос воспитателя, куда же он идёт, мальчик отвечает, что собрался на прогулку в горы. Он много читал о них, смотрел картинки и теперь готов забраться на самую опасную, а, может быть, даже ещё никем не покорённую вершину. Дети подготовительной к школе группы пытаются объяснить своему младшему товарищу, что скалолазание (альпинизм), так же, как и другие виды туристического спорта – дело непростое. Они считают, что лучший способ убедить в этом мальчика – познакомить его с тем, что пишут о восхождении в горы сами альпинисты.

Чтение стихотворения И. Карцевой «Не надейся на лёгкий подъём…»

Не надейся на легкий подъем.

На прогулку не ходят в горы.

Плотный снег ботинками бьем,

Оставляя следов узоры.

Время вдруг прекратило бег.

Все короче шаги и вдохи.

Неба нет – только снег и снег,

И в него мы вбиваем ноги,

«Не дойти!» – холодит висок.

Может, нету вершины вовсе?!

«Ну, ребята, еще часок!» –

Проводник, утешая, бросил.

И казалось, дойти – нельзя!

Человек здесь ни разу не был!

Только вдруг – синий свет в глаза.

Выше – некуда. Дальше – небо!

Воспит.:    −  Сколько героев в этом стихотворении?

                   −  Как меняется их настроение к концу похода в горы? С чем это связано?

    − Что могло подвигнуть их отправиться в такое непростое путешествие? (Любопытство, желание стать сильнее, смелее, выносливее и т.д.).

Послушайте внимательно стихотворение Бориса Суденко и попробуйте сравнить его впечатления о горах с впечатлениями Ирины Карцевой.

Уходят люди вверх попарно,

Оставив, как избитый вздор,

Браваду песенок гитарных

Перед подножьем синих гор.

Но прежде долго и серьезно

Они глядят из-под руки

Туда, где в воздухе морозном

Сияют грозно ледники.

Вдруг обостряется сознанье:

Неверный шаг – и рухнешь вниз...

В горах теряют расстоянья

Обычный свой равнинный смысл.

Трехмерность синего пространства

Здесь ощутимей во сто крат,

Здесь по ночам в палатках снятся

Капканы пройденных преград.

Здесь камнепады и лавины

Идут, раскатисто гудя...

Здесь сам ты — только половина

Того, кто впереди тебя.

Воспит.: − Какие образные выражения использует автор? («подножье синих гор», «капканы пройденных преград» и т.д.)

 −  Как вы понимаете строки «В горах теряют расстоянья / Обычный свой равнинный смысл»? А предложение «Здесь сам ты – только половина / Того, кто впереди тебя»?

 −  Как вы считаете, какие качества могут пригодиться альпинистам в походе?

В горах, конечно же, нельзя обойтись без дружбы, сплочённости, взаимовыручки, ответственности друг за друга. Именно об этом и рассказывает нам «Легенда о чёрном альпинисте»:

Никто точно не знает, в каких горах произошла эта история, и происходила ли она в действительности, но только все опытные альпинисты рассказывают её новичкам.

Как-то погожим солнечным деньком двое молодых людей, два друга альпиниста, отправились в горы. Целыми днями карабкались они по скалам, и вот когда на третьи сутки пути показалась вершина, сгустились тучи, налетел шквалистый северный ветер и сорвал одного из альпинистов со скалы. Кое-как удержавшись за общую верёвку, он долго молил своего товарища о помощи. Но тот оказался трусливым человеком: испугался, что сорвётся со скалы вместе с другом, достал нож и, не раздумывая, перерезал верёвку. Друг упал, не издав ни единого звука. А ещё через несколько минут тот же ветер сбросил трусливого альпиниста со скалы, так и не дав ему добраться до заветной вершины.

Рассказывают, что с тех пор оба они приходят к альпинистам во снах и предвещают один – счастливое окончание пути, а другой – нападение диких зверей, потерю дороги или ещё чего хуже.

Воспит.: − Чем легенда отличается от рассказа и сказки? (В рассказе происходят реалистичные события, в                                  сказке – фантастические.  События же, описанные в легенде, не относятся ни к тем, ни к другим: «Никто точно не знает, в каких горах произошла эта история, и происходила ли она в действительности…»).

−   Кого из альпинистов можно назвать «чёрным»?

−   Почему ему так же, как и товарищу, не удалось спастись?

−  Вам нравится финал этой истории? Тогда давайте мы с вами придумаем свой.

Пересказ художественного текста с изменением финала произведения

(Что было бы, если бы второй альпинист оказался не трусом, а смелым человеком, настоящим другом. Как  они могли спастись?)

Воспит.:  Однажды, ребята, свидетелем подобной истории стал русский поэт середины XX века В. Высоцкий. Увидев, как крепка альпинистская дружба, он написал замечательную песню, которую так и навал – «Песня о друге».

Прослушивание «Песни о друге» В. Высоцкого

Воспит.: − Ребята, что же советует нам сделать поэт для того, чтобы распознать настоящую дружбу?

−  Как он описывает поведение друга при подъёме  в горы?

−  Какую пословицу мы можем вспомнить в связи с этим? (Друг познаётся в беде).

Подведение итога

Подготовка, организация выставки рисунков «Поход в горы».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения режимных моментов "Подготовка к завтраку, завтрак" с детьми средней группы

В процессе подготовки к завтраку и завтрака вы сможете закрепить у  детей умение самостоятельно мыть руки с мылом перед едой, после пользования туалетом; совершенствовать умение выполнять обязанн...

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет с использованием современных технологий

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет с использованием современных технологий Тема: «Япония – страна восходящего солнца» ...

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет с использованием современных технологий Тема: «Животные Австралии»

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет с использованием современных технологий Тема: «Животные Австралии» ...

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет с использованием современных технологий Тема: «Мир насекомых»

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет с использованием современных технологий Тема: «Мир насекомых» ...

Конспект проведения викторины «Знатоки природы» по эклогическому воспитанию с детьми старшей группы

Создание условий для для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса через игровую деятельность....