Конспект проведения ООД на тему "Творческий пересказ "Легенды о чёрном альпинисте" с детьми 5-6 лет
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Материал может быть использован как сценарий проведения ОС с детьми, направленной на развитие речи старших дошкольников или формирование правильного восприятия художественной литературы. Ценность данной методической разработки заключается и в неком романтизме темы обсуждения - альпинизм, и в её новизне (тема редко обсудается в условиях детского сада), и в тоже время в необычности предлагаемого детям жанра художественной литературы - легенда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_pereskaz_legendy_o_chyornom_alpiniste.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
организации образовательной деятельности
с детьми 5-6 лет
Тема: «Поэзия гор». Творческий пересказ «Легенды о чёрном альпинисте»
Название: «Лучше гор могут быть только горы…»
Программные задачи:
- Расширять представления детей об альпинизме как одной из разновидностей спорта (туризма).
- Обогащать словарь детей метафорическими выражениями.
- Учить сравнивать идеи стихотворных произведений, активно участвовать в их обсуждении, высказывать собственное мнение на предложенную тему, давать ёмкое определение понятию «друг».
- Расширять представление дошкольников об авторской песне, поэтическом творчестве В. Высоцкого.
- Познакомить воспитанников с понятием «легенда», её отличиями от сказки, рассказа, поэзии.
Виды деятельности:
Восприятие художественной литературы, коммуникативная, продуктивная, музыкальная.
Материал:
1. Стихотворения Ирины Карцевой «Не надейся на лёгкий подъём…» и Бориса Суденко «Уходят люди вверх попарно…»;
2. «Легенда о чёрном альпинисте»;
3. Аудиозапись «Песни о друге» В. Высоцкого;
4. Подборка иллюстраций по теме «Альпинизм и скалолазание».
Сценарий
К детям приходит воспитанник младшей группы с рюкзаком за плечами. На вопрос воспитателя, куда же он идёт, мальчик отвечает, что собрался на прогулку в горы. Он много читал о них, смотрел картинки и теперь готов забраться на самую опасную, а, может быть, даже ещё никем не покорённую вершину. Дети подготовительной к школе группы пытаются объяснить своему младшему товарищу, что скалолазание (альпинизм), так же, как и другие виды туристического спорта – дело непростое. Они считают, что лучший способ убедить в этом мальчика – познакомить его с тем, что пишут о восхождении в горы сами альпинисты.
Чтение стихотворения И. Карцевой «Не надейся на лёгкий подъём…»
Не надейся на легкий подъем.
На прогулку не ходят в горы.
Плотный снег ботинками бьем,
Оставляя следов узоры.
Время вдруг прекратило бег.
Все короче шаги и вдохи.
Неба нет – только снег и снег,
И в него мы вбиваем ноги,
«Не дойти!» – холодит висок.
Может, нету вершины вовсе?!
«Ну, ребята, еще часок!» –
Проводник, утешая, бросил.
И казалось, дойти – нельзя!
Человек здесь ни разу не был!
Только вдруг – синий свет в глаза.
Выше – некуда. Дальше – небо!
Воспит.: − Сколько героев в этом стихотворении?
− Как меняется их настроение к концу похода в горы? С чем это связано?
− Что могло подвигнуть их отправиться в такое непростое путешествие? (Любопытство, желание стать сильнее, смелее, выносливее и т.д.).
Послушайте внимательно стихотворение Бориса Суденко и попробуйте сравнить его впечатления о горах с впечатлениями Ирины Карцевой.
Уходят люди вверх попарно,
Оставив, как избитый вздор,
Браваду песенок гитарных
Перед подножьем синих гор.
Но прежде долго и серьезно
Они глядят из-под руки
Туда, где в воздухе морозном
Сияют грозно ледники.
Вдруг обостряется сознанье:
Неверный шаг – и рухнешь вниз...
В горах теряют расстоянья
Обычный свой равнинный смысл.
Трехмерность синего пространства
Здесь ощутимей во сто крат,
Здесь по ночам в палатках снятся
Капканы пройденных преград.
Здесь камнепады и лавины
Идут, раскатисто гудя...
Здесь сам ты — только половина
Того, кто впереди тебя.
Воспит.: − Какие образные выражения использует автор? («подножье синих гор», «капканы пройденных преград» и т.д.)
− Как вы понимаете строки «В горах теряют расстоянья / Обычный свой равнинный смысл»? А предложение «Здесь сам ты – только половина / Того, кто впереди тебя»?
− Как вы считаете, какие качества могут пригодиться альпинистам в походе?
В горах, конечно же, нельзя обойтись без дружбы, сплочённости, взаимовыручки, ответственности друг за друга. Именно об этом и рассказывает нам «Легенда о чёрном альпинисте»:
Никто точно не знает, в каких горах произошла эта история, и происходила ли она в действительности, но только все опытные альпинисты рассказывают её новичкам.
Как-то погожим солнечным деньком двое молодых людей, два друга альпиниста, отправились в горы. Целыми днями карабкались они по скалам, и вот когда на третьи сутки пути показалась вершина, сгустились тучи, налетел шквалистый северный ветер и сорвал одного из альпинистов со скалы. Кое-как удержавшись за общую верёвку, он долго молил своего товарища о помощи. Но тот оказался трусливым человеком: испугался, что сорвётся со скалы вместе с другом, достал нож и, не раздумывая, перерезал верёвку. Друг упал, не издав ни единого звука. А ещё через несколько минут тот же ветер сбросил трусливого альпиниста со скалы, так и не дав ему добраться до заветной вершины.
Рассказывают, что с тех пор оба они приходят к альпинистам во снах и предвещают один – счастливое окончание пути, а другой – нападение диких зверей, потерю дороги или ещё чего хуже.
Воспит.: − Чем легенда отличается от рассказа и сказки? (В рассказе происходят реалистичные события, в сказке – фантастические. События же, описанные в легенде, не относятся ни к тем, ни к другим: «Никто точно не знает, в каких горах произошла эта история, и происходила ли она в действительности…»).
− Кого из альпинистов можно назвать «чёрным»?
− Почему ему так же, как и товарищу, не удалось спастись?
− Вам нравится финал этой истории? Тогда давайте мы с вами придумаем свой.
Пересказ художественного текста с изменением финала произведения
(Что было бы, если бы второй альпинист оказался не трусом, а смелым человеком, настоящим другом. Как они могли спастись?)
Воспит.: Однажды, ребята, свидетелем подобной истории стал русский поэт середины XX века В. Высоцкий. Увидев, как крепка альпинистская дружба, он написал замечательную песню, которую так и навал – «Песня о друге».
Прослушивание «Песни о друге» В. Высоцкого
Воспит.: − Ребята, что же советует нам сделать поэт для того, чтобы распознать настоящую дружбу?
− Как он описывает поведение друга при подъёме в горы?
− Какую пословицу мы можем вспомнить в связи с этим? (Друг познаётся в беде).
Подведение итога
Подготовка, организация выставки рисунков «Поход в горы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект проведения режимных моментов "Подготовка к завтраку, завтрак" с детьми средней группы
В процессе подготовки к завтраку и завтрака вы сможете закрепить у детей умение самостоятельно мыть руки с мылом перед едой, после пользования туалетом; совершенствовать умение выполнять обязанн...
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет с использованием современных технологий
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет с использованием современных технологий Тема: «Япония – страна восходящего солнца» ...
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет с использованием современных технологий Тема: «Животные Австралии»
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет с использованием современных технологий Тема: «Животные Австралии» ...
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет с использованием современных технологий Тема: «Мир насекомых»
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет с использованием современных технологий Тема: «Мир насекомых» ...
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет с использованием современных технологий Тема: «Животные Австралии»
Конспект "Животные Австралии" (с презентацией)...
Конспект проведения НОД по художественно – эстетическому развитию (лепка) с детьми подготовительной к школе группы на тему «Рябины грозди красные» с использованием нетрадиционной техники пластилинографии
проведение НОД по лепке с использованием технологии "Пластилинография"...
Конспект проведения викторины «Знатоки природы» по эклогическому воспитанию с детьми старшей группы
Создание условий для для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса через игровую деятельность....