«Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области
«Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам»
(для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники
Предложены игровые задания для детей: "Узнай сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев), по мнемокартинкам", "Покажи сказку (театрализованная игра", "Покажи сказочного героя (животное)", "Расскажи сказку по мнемокартинкам", посредством которых развивается монологическая и диалогическая речь детей.
Цель: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.);
Образовательные задачи:
1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев), по мнемокартинкам;
2. побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;
3. закреплять знания детей о животных;
4. обучать детей элементам театрализованной деятельности;
5. развивать речевую активность детей, умение рассказывать сказку по картинкам, побуждать их вступать в диалог;
Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству, организованность, умение взаимодействовать в коллективе.
Развивающие задачи: развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, развивать речь, фантазию, воображение, мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт детей путем определения формы предметов, их цвета, величины;
Основная образовательная область: речевое развитие.
Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы:
Методы: игровые, практические.
Приёмы: постановка цели, использование мнемотехники, практическая помощь, поощрение.
Предварительная работа
1. Изготовление панно по сказке «Колобок»
2. Чтение русских народных сказок
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
4. Рисование по мотивам русской народной сказки «Репка»
5. Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью настольного театра
6. Разгадывание загадок
7. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности»
Дидактический материал:
демонстрационный: волшебный клубочек, мольберт, панно по сказке «Колобок», выставка рисунков по сказке «Репка», «Теремок», мнемокартинки по сказке «Курочка Ряба»;
раздаточный: маски – шапочки для детей
Активизация словаря: тянем – потянем, ощипал
Обогащение словаря: русские народные сказки, волшебный клубочек
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Рано – рано поутру,
Когда все крепко спали
Прямо под моим окном
Две синички щебетали
И они нам рассказали,
Чтобы все ребята знали,
Что сегодня в гости к нам,
Спешит сама бабушка, бабушка - Забавушка.
Входит Бабушка – Забавушка (кукла-перчатка у восптателя):
Слышу, слышу про меня разговор ведёте.
Здравствуйте, детишки!
Здравствуйте, гости дорогие!
Как давно мы не видались
Осень кончилась, зима
И теперь я собралась
В гости к вам прийти сама.
Игра «Давайте познакомимся»
Бабушка – Забавушка: Ребята, я хочу с вами познакомиться. У меня есть волшебный клубочек. Он сегодня будет нам помогать.
(звучит спокойная музыка, дети стоят в кругу. Бабушка-Забавушка передаёт волшебный клубочек и называет своё имя, затем ребёнок передаёт дальше волшебный клубочек и называет своё имя и т. д. пока волшебный клубочек не вернётся к Бабушке-Забавушке.)
Бабушка – Забавушка: Вот мы с вами и познакомились. Кто помог нам познакомиться? (волшебный клубочек)
Бабушка – Забавушка: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, волшебный клубочек нам покажет дорогу к русским народным сказкам. Эти сказки сочинил русский народ.
Бабушка – Забавушка: Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке. Отгадайте сказку.
Отгадывание сказок разными способами
1. Узнай сказку по загадке
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки? ( Колобок)
Бабушка – Забавушка: Давайте споем песенку колобка и вспомним, с какими героями он встретился в лесу?
(Звучит музыка, дети с Бабушкой поют песенку и выкладывают на фланелеограф героев сказки)
2. Узнай сказку по иллюстрации
Бабушка – Забавушка: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.
(На столе оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят».)
3. Узнай сказку по отрывку
Бабушка – Забавушка: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки. (Бабушка – Забавушка читает отрывок по сказке «Гуси-лебеди». Дети отгадывают.)
4. Расскажи сказку по мнемокартинкам
Бабушка – Забавушка: Теперь посмотрите на фланелеограф, из какой знакомой вам русской народной сказки эти картинки? (Курочка Ряба) Давайте расскажем эту сказку вместе со мной (Приложение 1)
(Бабушка – Забавушка показывает на мнемокартинки по хронологии. Дети рассказывают сказку, глядя на картинки.)
Физкультминутка
Пальчиковая игра «Гусь»
- Где ладошки? Тут? | Спрятать руки за спину. |
- Тут! - На ладошках пруд? - Пруд! | Протянуть руки вперёд ладонями вверх |
- Палец большой – это молодой гусь Указательный поймал, Средний гуся ощипал, Этот палец печь топил, Этот палец суп варил. | Поочерёдно загибать пальцы обеих рук. |
Полетел гусь в рот,
| Разжать кулаки, Поднять руки Вверх, |
А оттуда – в живот! | Встряхнуть кистями |
Вот! | Хлопнуть в ладоши. |
Бабушка – Забавушка: Поиграли, отдохнули и снова в путь. Интересно, какая сказка здесь?
Драматизация сказки «Репка»
(Дети одевают маски – шапочки)
Вы ребята, просто чудо
Никогда вас не забудем.
Отличились вы на славу
А за это вам награда. (Книга сказок)
Бабушка – Забавушка: Волшебный клубочек не прощается, он будет жить с вами в группе и знакомить вас с новыми сказками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-424909-1434869399.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники
Предложены игровые задания для детей: "Узнай сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев), по мнемокартинкам", "Покажи сказку (театрализованная игра...
русские народные сказки для детей раннего возраста по программе "Детство"
знакомство детей раннего возраста с художественной литературой через русские народные сказки...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мнемотехники
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей раннего возраста 2-3 лет) с использованием мне...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/15/picture-790962-1463330739.jpg)
Презентация "Книжка из фетра по Русским народным сказкам для детей раннего возраста"
Ранний возраст ребенка - самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.Маленький, не ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/04/picture-1289542-1680636694.jpg)
Мастер-класс по аппликации "Теремок для зверят" по сюжету русской народной сказки для детей раннего возраста.
В презентации подробно описано, как можно провести аппликацию с детьми раннего возраста. Учить детей создавать изображения из нескольких частей (стена, крыша, окно) соблюдая определенную последователь...
Мастер-класс по аппликации "Теремок для зверят" по сюжету русской народной сказки для детей раннего возраста.
В презентации подробно описано, как можно провести аппликацию с детьми раннего возраста. Учить детей создавать изображения из нескольких частей (стена, крыша, окно) соблюдая определенную последователь...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/03/picture-1045391-1564843544.jpg)
Дидактические игры по русским народным сказкам для детей раннего возраста
Дидактические игры развивают внимание, память,связную речь,способствуют проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами - картинками...