"Малые жанры фольклора"
материал по художественной литературе (подготовительная группа)
Интерес к фольклору - одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и в творчестве. И то и другое людям так же необходимо, как хлеб, воздух, общение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Малые жанры фольклора
Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Ещё в середине 18 столетия уральский казак Кирша Данилов стал записывать былины. Веком позже Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и толковый словарь живого русского языка.
Обращался к фольклору и Александр Сергеевич Пушкин. Первые записи народных песен, положившие начало замечательному собранию П.В.Киреевского, были сделаны в середине 20-х годов 19 века нашим великим поэтом. Всем известно его восхищённое отношение к народной сказке. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», - писал поэт брату из Михайловского. В основе его знаменитых сказок о царе Салтане, о мёртвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты и народные поэтические образы.
Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.
Колыбельная песня – песня, исполняемая при убаюкивании ребёнка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов.
***
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.
***
Ай, баю, баю, баю,
Ходит кошка по краю.
Кошка лыко дерёт,
Коту лапти плетёт.
А кот лапти износил
И другие поросил.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нанчить, холить) – короткий стихотворный напев, сопровождающий матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.
***
Ребёнок потягивается, и ему приговаривают:
Тяги, тяги, потягушеньки,
На дочку порастушеньки.
Ты расти здоровая во всё времечко,
Как пшеничное тестечко.
***
Лаская ребёнка, мать напевает:
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
***
Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.
***
Берут ручки ребёнка и хлопают ими в такт песни:
Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки.
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут, поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш – полетели!
На головку сели!
Прибаутка (от баять, т.е. рассказывать) – стихотворная весёлая история.
***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
***
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
- Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!
Небылица – жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.
***
Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство.
***
Неизвестно, где живёт,
Полетит – деревья гнёт.
(Ветер)
***
Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
(Собака)
Заклички – один из видов закликательных песен языческого происхождения.
***
Во время жаркой, сухой погоды дети закликают дождь или просят его у тучи, грома, радуги:
Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,
На меня по крошке.
А на Бабу Ягу –
Лей по целому ведру!
***
В ненастную, пасмурную погоду зовут солнышко:
Солнышко, солнышко,
Выгляни на брёвнышко,
Сядь на пенёк,
Погуляй весь денёк!
Приговорка – небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо, обращения к растениям, птицам, животным.
***
Улитку просят:
Улитка, улитка,
Выпусти рога!
Дам тебе хлеба
И кусок пирога!
***
Услышав кукованье кукушки, приговаривают:
Кукушечка, кукушечка,
Серая рябушечка,
Прокукуй в лесу: ку, ку –
Сколько лет я проживу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-188358-1359132006.jpg)
Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313729-1381502563.jpg)
Использование малых жанров фольклора в коррекционно – логопедической работе.
Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых жанров фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Анализ специальной литературы показал, что до настоящего време...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-508441-1414432551.jpg)
Презентация "Малые жанры фольклора"
Малые жанры фольклора- это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека оче...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-261356-1416158190.jpg)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ЗНАКОМСТВО С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЗПР
Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Знакомство с малыми жанрами фольклора»с использованием интеграции области «Художественная литература», «Музыка» и «...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-192711-1359620557.jpg)
«Малые жанры фольклора в детском чтении»
Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Мы уже говорили о том, что первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного на...