«Проектная деятельность в средней группе «Ожидание Нового года или Снеговики из Дедморозовки» как активная форма взаимодействия с родителями»
методическая разработка по художественной литературе (средняя, старшая группа)
«Проектная деятельность в средней группе «Ожидание Нового года или Снеговики из Дедморозовки» как активная форма взаимодействия с родителями»
Данная проектная деятельность была инициирована родителями. Цель проекта – увлекательное ожидание праздника Нового года, как мотивация к деятельности. В методической разработке - паспорте проектной деятельности – отражена актуальность темы, представлены задачи, основные формы реализации, а также подробное планирование основного этапа проектной деятельности. Участие родителей воспитанников в проектной деятельности является активной формой взаимодействия образовательной организации с семьями. В процессе реализации проектной деятельности развивается творческий потенциал семей, укрепляются детско-родительские отношения, которые обогащаются интересным содержанием и разнообразным делом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_snegoviki_9_2017_21.docx | 65.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в средней группе
«Ожидание Нового года или Снеговики из Дедморозовки»
как активная форма взаимодействия с родителями».
Паспорт проектной деятельности.
«Как говорил Дед Мороз,
в празднике самое важное – подготовка»
(из сказочной повести А. Усачёва
«Чудеса в Дедморозовке»)
Тип проекта: социально-ориентированный, исследовательский, творческий (смешанный тип).
Вид: межпредметный.
Продолжительность: среднесрочный (11 декабря 2017 – 29 декабря 2017 года – 3 недели)
Участники проекта: дошкольники – воспитанники средней группы №9, педагог группы №9, родители воспитанников.
Основные формы реализации проекта: наблюдения; игры (сюжетно-ролевые, подвижные); беседы; чтение детям; обсуждение; разучивание стихов; загадки; логоритмические упражнения; организованная образовательная деятельность (занятия), творческая мастерская; совместная образовательная деятельность взрослых с детьми в режимных моментах (прогулка); пение; музыкально-ритмические движения; самостоятельная деятельность детей.
Актуальность темы, история возникновения, идея проекта:
Знакомы ли Вы с современной детской литературой, например, с книгой А. Усачёва «Всё про Дедморозовку»?
Однажды поздней осенью мама Юли - Ксения Андреевна (активный, творческий человек; по образованию педагог начальных классов, психолог, сейчас находится в отпуске по уходу за ребёнком) предложила воспитателю группы интересную идею, как можно увлекательно провести время в группе, ожидая самый любимый праздник - Новый год. Написала воспитателю письмо с подробным изложением своей идеи. С её любезного разрешения, предлагаю выдержки из этого письма: «Это просто идея, можно изменить-убрать-добавить. Детям рассказать, что это деревня помощников Деда Мороза. Мне очень нравиться Дедморозовка (дочка книжку Усачёва знает и любит, некоторым, может быть, родители читали или могут почитать перед сном). Я готова сделать снеговиков. В первый день все домики пустые, но помощники нужны, и Дед Мороз каждый день будет делать нового помощника, а задача детей - научить снеговика чему-то. Отдельно от "учебного плана" (план в школе, как называется в саду я, к сожалению, не знаю) можно ничего не придумывать. Например, с Беломухиной (так звали снеговика из сказки, имён у них не было, только фамилии) можно учить стих, с Косичкиной (отличницей) - заниматься развитием речи, с Чугунковым проводить математические занятия, с Рябининой - окружающий мир (природа). Кто-то из снеговиков может попросить сделать игрушку - украшение на елку, кто-то - открытки для родителей, а кто-то и кормушками займется... А дальше по расписанию - вторник - аппликация - клеим с Чайниковым, готовимся к утреннику с Сорокиной, учим стих с Беломухиной...
К концу декабря в городке уже много помощников, каждый из них чем-то помогает Деду Морозу, значит, Новый год состоится, а в новогоднюю ночь снеговики помогут принести всем детям подарки». Воспитатель группы поддержала идею. Ксения Андреевна изготовила макет деревеньки с домиками, фигурки снеговиков (двадцать снеговиков, из которых 11 снеговиков (мальчиков) и 9 снегови́чек /новое слово от Усачёва) из флиса. Воспитатель группы разработала план проектной деятельности.
Идея воплотилась в такое содержание: утром 11 декабря детей ждёт сюрприз: в группе появилась деревня Дедморозовка с домами, дети получают письмо в конверте от Деда Мороза.
«Здравствуйте, мои дорогие девочки и мальчики! Пишет вам Дед Мороз из Дедморозовки.
Я знаю, что у вас в группе тоже появилась своя маленькая деревенька. И вы ждёте праздник Новый год. А в празднике самое важное – подготовка. Каждый день с 11 по 29 декабря вы будете получать письмо от моих помощников – снеговиков. Если вы выполните их задание, то у вас в деревне поселится снеговик или снегови́чка. Снеговики помогут мне собрать для вас подарки к Новому году.
Желаю вам удачи и успехов! Ваш Дед Мороз из Дедморозовки».
Каждый день дети получают письмо от снеговика, в котором кто-либо из снеговиков, учитывая характер и увлечения персонажа сказки, предлагает детям какое-либо задание. Например,
«Привет, девочки и мальчики! Пишут вам снеговик Старометёлкин и снегови́чка Беломухина.
Мы очень любим порассуждать и посочинять стихи. А вы сможете сочинить стихи или придумать загадку про зиму или Новый год? Вот вам задание на выходные дни. Справитесь? Если вы выполните наше задание, то мы будем жить в деревеньке в домиках под номерами 23 и 24. Желаем успехов! Ваши Беломухина и Старометёлкин, помощники деда Мороза».
Затем, после выполненного задания, снеговик «появляется» в групповом помещении и «селится» в домике. Дети играют со снеговиками. Снеговики – помощники Деда Мороза. Когда они все соберутся в Дедморозовке, то «помогут» Деду Морозу собрать для детей новогодние подарки. Деревенька остается в группе до первой оттепели. Затем, как описано в сказке, снеговики «отправляются» в «летнюю спячку».
За две недели до начала проекта детям воспитатель начала читать сказку А. Усачёва «Школа снеговиков». На протяжении всего проекта детям читали сказку А. Усачёва. Книга с иллюстрациями лежала в свободном доступе. Дети обращались к этой книге постоянно, рассматривали картинки, искали своих любимых снеговиков. К концу декабря «прочитали» и вторую сказочную повесть «Чудеса в Дедморозовке» из цикла «Всё про Дедморозовку». Также дети имели возможность раскрашивать снеговиков, используя раскраски, которые были нарисованы специально для проекта одним из родственников участников проекта.
Предмет изучения: Снеговики и Снегови́чки - персонажи книги Андрея Усачева «Всё про Дедморозовку».
Цель проекта: увлекательное ожидание праздника Нового года, как мотивация к деятельности.
Задачи проекта:
- Обогатить детскую игру новым содержанием;
- Познакомить детей с литературными произведениями: сказочными повестями А. Усачёва «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке»;
- Учить детей воспринимать (слушать и слышать) литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию, обсуждать поступки героев и их черты характера;
- Формировать у детей нравственные представления о дружбе, взаимовыручке, добре и зле;
- Расширять детский кругозор, формировать причинно-следственные связи.
- Формировать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
- Поддержать детскую инициативу, самостоятельность.
- Формировать начала экологической культуры у детей;
- Активизировать и обогатить словарь детей.
- Развивать изобразительные, музыкальные, артистические, творческие способности детей.
- Развивать у детей основные движения, двигательные навыки, физические качества;
- Развивать творческий потенциал семьи; укреплять детско-родительские отношения, обогащая интересным содержанием и разнообразной деятельностью.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предполагаемый результат: ожидание новогоднего праздника, играя со снеговиками из сказки и участвуя в увлекательной деятельности.
Презентация проекта:
- для педагогов – презентация по итогам проектной деятельности.
- для родителей и для детей других групп – макет деревеньки, фигурки снеговиков.
Предварительная работа: чтение детям сказочных повестей Андрея Усачёва «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке»; просмотр мультфильмов «Школа из Дедморозовки (1, 2 части)» («Союзмультфильм», 2009); изготовление макета деревни, домов, фигурок снеговиков из флиса; подготовка заданий; создание раскрасок с изображениями снеговиков; оформление писем от снеговиков.
Взаимодействие с родителями воспитанников: родители были ознакомлены с проектом в социальной группе посредством мессенджера, а также с помощью наглядной информации в групповом помещении. Семьи воспитанников принимали участие в проекте, выполняя задания, которые были предложены на выходные дни.
Форма итогового продукта: новогодний утренник, на котором одним из персонажей был Снеговик.
Планирование основного этапа проектной деятельности
Дата | Письмо/ Задание от Снеговиков | Задачи |
11.12.2017 (понедельник) | Найти на территории детского сада 10 хвойных деревьев. Украсить сосну и ель к Новому году. (от Берёзкиной) | -продолжать формировать представления детей о лиственных и хвойных деревьях; -украсить сосну и ель к новогоднему празднику; -формировать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности; -формирование экологической культуры; -поддержать детскую инициативу. |
12.12.2017 (вторник) | Сделать новогоднюю открытку для родителей. (от Косичкиной) | -развивать изобразительные способности детей; -формировать уважение к родителям. |
13.12.2017 (среда) | Решить задачки Снегурочки. (от Чайникова) | -формирование у детей элементарных математических представлений; -развивать мыслительные процессы, произвольное внимание у детей. |
14.12.2017 (четверг) | Выучить песню и танец про ёлочку и снег.(от Варежкина) | -развитие у детей певческих навыков, музыкально-ритмических движений; -развитие творческих способностей детей. |
15.12.2017 (пятница) | Нарисовать новогоднюю ёлочку. (от Рябининой) | - развивать изобразительные способности детей; -формировать эстетическое восприятие действительности. |
16, 17.12.2017 (суббота, воскресенье) | Подкормить зимующих птиц. Принести в детский сад корм для птиц. (от Синичкиной и Сорокиной) | -формировать экологическую культуру; -продолжать формировать представления о зимующих птицах; -сообщить детям о правилах подкормки зимующих птиц: именно подкармливать, а не кормить; нельзя давать птицам чёрный хлеб, солёное и жареное, цитрусовые; -формировать у детей познавательную активность, любознательность. |
18.12.2017 (понедельник) | Слепить девочку в зимней шубке. (от Угольковой) | -учить детей лепить фигуру человека; -развивать мелкую моторику рук ребёнка; -формировать самостоятельность в достижении цели. |
19.12.2017 (вторник) | Поиграть в подвижные игры. (от Шапочкиной и Кроссовкина) | -развивать у детей основные движения, двигательные навыки, физические качества; -учить детей действовать по сигналу, выполнять правила игр; -формировать произвольность поведения; -поддержать детскую инициативу. |
20.12.2017 (среда) | Найти и узнать, чьи следы на снегу. (от Ведёркина) | -формировать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности; -расширять детский кругозор, формировать причинно-следственные связи; -развивать детскую инициативу. |
21.12.2017 (четверг) | Слепить 100 снежков и построить из них пирамиду. (от Морковкина) | -расширять представления детей о состояниях воды и свойствах снега; -развивать моторику рук, совершенствовать орудийные действия (лепка снежков с помощью снежколепки); -формировать умение детей играть и работать в команде; сообща и дружно, согласовывая свои действия с действиями товарищей; -поддержать инициативу детей; формировать самостоятельность. |
22.12.2017 (пятница) | Нарисовать Снегурочку. (от Брошкиной) | -развивать изобразительные умения детей; -формировать творческие способности детей. |
23, 24.12.2017 (суббота, воскресенье) | Сочинить стихи, рассказ, загадки о зиме, новогоднем празднике. Выучить стихотворение Беломухиной. (от Беломухиной, Старометёлкина) | -развивать творческие способности детей; -развивать выразительность детской речи; активизация и обогащения словаря детей; -формировать у детей интерес к поэзии, к литературному слову; -поддержать инициативу ребёнка. |
25.12.2017 (понедельник) | Нарисовать флаг Дедморозовки. (от Мерзлякина) | -развивать изобразительные умения детей; -формировать творческие способности детей. |
26.12.2017 (вторник) | Научиться вырезать круги и сделать аппликацию «Бусы на ёлку» (от Кастрюльникова) | -учить вырезать круги из квадрата, плавно срезая углы; -формировать творческие способности детей; -формировать самостоятельность в достижении цели. |
27.12.2017 (среда) | Нарисуй, что понравилось на новогоднем утреннике. (от Чугункова) | -развивать изобразительные умения детей; -формировать творческие способности детей; |
28.12.2017 (четверг) | Кто самый меткий? (от Пряжкина) | -развивать у детей основные движения (метание), двигательные навыки, физические качества; -формировать у детей произвольность поведения. |
29.12.2017 (пятница) | Нарисовать вечерний зимний лес. (от Котелкова) | -развивать изобразительные умения детей; -познакомить с жанром живописи – пейзажем; -формировать эстетическое восприятие природы. |
Заключительная часть
Презентация проекта:
- для педагогов – презентация по итогам проектной деятельности.
- для родителей и для детей других групп: макет деревеньки, фигурки снеговиков.
Форма итогового продукта: новогодний утренник 25.12.2017.
Итог: ожидая новогодний праздник, дети играли со снеговиками из сказки и участвовали в разнообразной и увлекательной деятельности.
Выводы:
- Дети познакомились со снеговиками из сказки А. Усачёва. Выполняя задания героев сказки, дети выполняли разнообразную деятельность, затем играли со снеговиками. Игровая деятельность детей обогатилась новыми сюжетами.
- В процессе реализации проекта у детей формируется познавательная активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности, инициатива, самостоятельность в достижении цели.
- В процессе реализации проекта у детей развиваются изобразительные, музыкальные, артистические, творческие способности.
- В процессе реализации проекта у детей развиваются основные движения, двигательные навыки, физические качества;
- В процессе реализации проекта формируется творческий потенциал семьи; укрепляются детско-родительские отношения.
Примеры проявления инициативы и рефлексии детей, педагогические наблюдения, итоги участия семей в проекте.
- Из 20 снеговиков - фигурок 3 снеговика были «потеряны» безвозвратно (исчезли из группы): Косичкина, Варежкин, Рябинина. И только в конце марта, когда был слеплен последний снеговик из снега, и воспитатель опять вспомнила о пропавших снеговиках, тогда один мальчик (самый младший в группе) тихо сказал (наедине с педагогом): «Косичкина у меня дома. Только у неё нос уже отвалился».
- В конце января детям было предложено задание: слепить и нарисовать своего любимого снеговика из сказки.
Интересно, что снегови́чку Косичкину нарисовали и слепили 6 детей, Синичкину нарисовали и слепили 3 ребёнка, Чайникова – 2 ребёнка. Дети средней группы на вопрос: «Почему ты нарисовал/слепил этого снеговика?», отвечали, например: «Я нарисовал Косичкину, потому что у неё красивая косичка» или «потому что Косичкина умная». «Я нарисовала Синичкину, потому что она любит птичек и всегда кормит синичек, у неё есть сумочка с семечками». «Я нарисовал Чайникова, потому что он умный и изобретает разные штуки». Или: «Я нарисовала Уголькову, потому что она красит губы. Я тоже так хочу». Или: «Я нарисовал Пряжкина, потому что он военный. Я тоже хочу стать военным». Заметно, что одни дети ориентируются в своих предпочтениях на внешние качества персонажа (длинная косичка, накрашенные губы), другие - на внутренние качества героев: черты характера, поступки (умный, кормит птиц).
- 5 семей (30% от постоянно посещающих группу) проявили инициативу и изготовили кормушки для зимующих птиц, хотя такого задания не было. Каждый день птичьи столовые были наполнены правильным кормом для зимующих птиц. Однажды к нам на кормушку прилетел даже дятел.
- 5 семей приняли участие в проекте, выполняя задание на выходные дни: придумать загадки, стихи. Двое детей выучили дома стихотворение, которое сочинила Беломухина «Новый год слетает с неба? Или из лесу идёт?».
- Юля с мамой оформила в книжку-панорамку рисунки следов, которые они видели на снегу в парке.
Виды отчетности: планирование, макет, фотографии, детские работы.
Список используемой литературы:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012
- Усачёв А.А. Всё про Дедморозовку: сказочные повести/А.А. Усачёв, худ. Е. Здорнова. – М.: РОСМЭН, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы « Родительский клуб как активная форма взаимодействия с родителями»
Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье те...
Проектная деятельность в средней группе "Как создаются мультфильмы или "Новые приключения Паровозика"
Работу по созданию мультфильмов я начинала с детьми подготовительной группы. Но и в среднем возрасте дети в состоянии понять этот принцип. Рисованый и кукольный мультфильмы - наши н...
Организация проектной деятельности в средней группе по теме «Снеговик – лучший друг Деда Мороза».
Тип проекта: информационно - творческий;Длительность проекта: краткосрочный (2 недели)Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы....
Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как одна из активных форм взаимодействия с родителями", Акция "Если знаешь - поделись"
Обобщение опыта работы...
Проектная деятельность в средней группе «Новый год у ворот!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, игровойПродолжительность: краткосрочный с 14.12.20 – 25.12.20 гг.Возрастная группа: средняя группаУчастники: дети, воспитатели, родители...
Отчет по проекту: «Использование активных форм взаимодействия с родителями» во второй младшей группе
Отчет по проекту: «Использование активных форм взаимодействия с родителями»...