Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
проект по художественной литературе (средняя группа)
Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство
всестороннего развития дошкольника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство
всестороннего развития дошкольника»
Выполнила: Боева Анна Андреевна
«Чтобы подготовить человека духовно
к самостоятельной жизни надо ввести
его в мир книг»
В. А. Сухомлинский.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: 1 год.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников средней группы № 5 «Улыбка»
Охватываемые образовательные области: коммуникативное развитие, познавательное развитие, социально-личностное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Проблема: снижение интереса к чтению художественной литературы.
Актуальность проекта: Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы. Актуальность выбранной темы определяется тем, что у детей снизился интерес к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Цель проекта: формировать устойчивый интерес к художественной литературе, развивать литературность речи, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Задачи проекта:
• познакомить детей с историей создания сказок;
• развивать у детей умение слушать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и рассуждать;
• развивать связную речь;
• развивать мышление, внимание, память, воображение;
• воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
• воспитывать бережное отношение к книгам, как результату труда многих людей;
• повышение компетентности родителей в вопросах знакомства детей с художественными произведениями – сказками.
Методическая работа по проекту
Формирование потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей;
Повышение профессионального уровня в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;
Развитие способности к самоанализу собственной педагогической деятельности;
Внедрение новых форм организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.
Вышеизложенные задачи решались посредством различных форм работы с детьми: это ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг; организованные занятия; свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы; сотрудничество с родителями по данной проблеме.
Процесс ежедневного чтения занимал не менее 30 минут в день. Целью ежедневного чтения являлось глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.
После того как книжка была мною прочитана, внимание детей фиксировала на ее содержании, показывала иллюстрации к ней.
Для меня главной целью рассматривания иллюстраций - вызвать детей на разговор. При рассматривании книг мне необходимо было учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.
Чтобы осуществить различные формы работы по приобщению детей к книге, в группе были созданы определенные условия:
- Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.
- Наличие портретного фонда детских писателей.
-Наличие грамматических словарей для воспитателей.
-Организация книжного уголка.
Состав книг в групповом книжном уголке время от времени обновлялся или полностью, или частично не только потому, что книги изнашивались, но и потому, что процесс воспитания детей требовал их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В нашей группе организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.
Если обнаруживалась потрепанная книга, то мы совместно с детьми ее ремонтировали. В книжном уголке периодически организовывались тематические книжные выставки. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре». Экспонировались иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов. С моей помощью запомнили фамилии таких авторов, как А. С. Пушкин, К. И. Чуковский, Л. Н. Толстой, М. М. Пришвин, С. Я. Маршак, С. В. Михалков.
Проводились короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выяснялось, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям предлагалось выполнить творческие задания, например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит-дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усвоили такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок. Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя.
Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет
руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, то дети и сами становятся защитниками книги.
Изучая творчество А. С. Пушкина дети выполнили рисунки "Золотая рыбка".
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ:
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.
Заключение
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
Каждый год в детский сад приходят довольно разные дети, но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше, интересы их однообразны. В наш век новых информационных технологий р...
Отчёт по самообразованию "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...
План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника». Воспитатель :Евдокимо...
Индивидуальная тема по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Актуальность выбранной темыВсем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственн...
План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
План по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»....
Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым сп...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» 2020-2021 учебный год
Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....