Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Чичирова Ирина Сергеевна

Знакомство детей с творчеством С. Я. Маршака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema2.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»

Цель: Знакомство детей с творчеством С. Я. Маршака.

ЗадачиОбразовательные: продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать произведение, анализировать, отвечать на вопросы по тексту. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные.

Развивающие: развивать внимание, речь, мышление, воображение

Воспитательные: воспитывать интерес к литературе.

Демонстрационный и раздаточный материал: презентация, портрет С.Я. Маршака.

Методические приемы: 1. Рассказ о С.Маршаке по портрету и напоминание о понятиях «поэт и писатель». 2. Знакомство с произведениями поэта. 3. загадывание загадки, 4. Показ презентации с чтением стихотворения «Пудель» С.Маршака и работа по вопросам 5.Физкультминутка. 6. Продолжение показа презентации с чтением стихотворения, вопросы. 7. Обобщение, анализ. 8.Просмотр мультфильма.

Литература. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» старшая группа» стр.39., Гербова В.В. , Н.П.Ильчук «Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет», 2010

Ход работы.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в гости к писателю и поэту С. Я. Маршаку. Скажите, пожалуйста, кого принято называть поэтом?

Дети: Того, кто пишет стихи.

Воспитатель: А кого мы называем писателем?

Дети: Того, кто сочиняет сказки, пишет рассказы.

Воспитатель: Правильно, Молодцы!

ВоспитательРебята, я сказала, что С.Я.Маршак и писатель, и поэт. Это о чём говорит? О том, что он пишет и стихи, сказки.

Посмотрите, пожалуйста, на портрет(слайд 2) С.Я.Маршак прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знают и любят как взрослые, так и дети. И я, когда была маленькая, очень любила его веселые стихи про «Человека рассеянного с улицы Бассейной», про глупую барыню, которая сдавала багаж.

Обратите внимание, сколько произведений он написал (слайд 3):

  • Вот какой рассеянный.
  • Кошкин дом.
  • Сказка о глупом мышонке.
  • Детки в клетке.
  • Дом, который построил Джек.

(слайд 4):

  • Сказка об умном мышонке.
  • Усатый полосатый.
  • Сборники стихов и загадок.

(слайд 5):

  • Чиполлино.
  • Двенадцать месяцев.
  • Круглый год.
  • Великан живёт у нас.
  • И множество других сборников стихов, загадок и сказок.

ВоспитательА ещё С. Я. Маршак перевел и обработал много песен разных народов, сочинил много загадок. Я вам предлагаю разгадать некоторые из них. Готовы?

1. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу? (очки)

2. Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жако!

А за что беднягу бьют?

Потому что он надут! (мяч)

3. Принялась она за дело: завизжала и запела!

Ела-ела дуб, дуб, надломила зуб, зуб! (пила)

- Какие вы молодцы! Все загадки отгадали!

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам сесть поудобнее и послушать стихотворение С. Маршака «Пудель».

(слайд 6):

На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе пила.
И был у старушки
Породистый пес,
Косматые уши
И стриженый нос.

Ребята, в этом отрывке есть целых три необычно красивых слова:

И был у старушки

Породистый пес:

Косматые ушки

И стриженый нос.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что значит - косматый?

Дети: У собаки много шерсти.

Воспитатель: А что значит, породистый пес?

Дети: Хорошей породы животное.

Воспитатель: Т.е. качества ценной породы, да?

Дети: да.

Воспитатель: А что значит, стриженый пёс?

Дети: Это то, что собаке постригли шерсть на носике.

Воспитатель: Молодцы, правильно. А что же случилось со старушкой и пёсиком, мы узнаем, продолжив дальше читать стихотворение.

(слайд 7):

Старушка сказала:
- Открою буфет
И косточку
Пуделю
Дам на обед.
Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель
На блюде
В буфете сидит.

Воспитатель: Ребята, что хотела сделать бабушка?

Дети: Открыть буфет и дать косточку пуделю на обед.

Воспитатель: Вместо косточки, кого она увидела в буфете?

Дети: Пуделя, который сидел на блюдечке. 

Воспитатель: Правильно. Какая весёлая собачка, да, ребята. Мне очень интересно знать, что она может ещё натворить. А вам?

Дети: И нам интересно.

Воспитатель: Тогда продолжаем дальше читать.

(слайд 8):

Однажды
Старушка
Отправилась в лес.
Приходит обратно,
А пудель исчез.
Искала старушка
Четырнадцать дней,
А пудель
По комнате
Бегал за ней.

Воспитатель: Ребята, а на это раз, что произошло со старушкой и пуделем?

Дети: Старушка пошла в лес и потеряла пуделя.

Воспитатель: А пудель где был?

Дети: Дома. Он бегал за старушкой, а она его не видела.

Воспитатель: Интересно, а почему бабушка не заметила собачку?

Дети: Наверное, бабушка без своих очков была. Вот и не заметила своего питомца.

Воспитатель: Может быть. Мне всё интереснее и интереснее становиться наблюдать за героями этого произведения. А Вам?

Дети: И нам.

Воспитатель: Тогда читаем дальше.

(слайд 9):

Смотала старушка
Клубок для чулок,
А пудель тихонько
Клубок уволок.
Весь день по квартире
Катал да катал,
Старушку опутал,
Кота обмотал.

Воспитатель: Ребята, и здесь пудель успел поозорничать.

Дети: Да.

Воспитатель: А что он натворил?

Дети: Уволок клубок, обмотал старушку и кота.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, а пёс какой?

Дети: Озорной и т.д.

Воспитатель: Правильно. А теперь я вам предлагаю немножечко отдохнуть и дальше послушать стихотворение о не послушном пуделе.

(все идут на круг)

ФИЗМИНУТКА (слайд 10):

Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

(слайд 11):

Старушка и пудель

Гуляли зимой.

Старушка и пудель

Вернулись домой.

Снимает старушка

Платок и пальто,

А пуделю шубы

Не снять ни за что.

Воспитатель: Что пытается сделать старушка?

Дети: Снять шубу собаке.

Воспитатель: А это возможно?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, Конечно нет. Старушка такая смешная, правда, ребята.

Дети: Да. Смешная.

Воспитатель: А ещё какая можем сказать?

Дети: Рассеянная, забывчивая, не внимательная.

Воспитатель: А у вас бабушки такие же?

Дети: Да такие же.

Воспитатель: Продолжаем дальше знакомится с нашими героями.

(слайд 12):

По скользкой тропинке
В метель и мороз
Спускаются с горки
Старушка и пес.
Старушка в калошах,
А пес - босиком.
Старушка вприпрыжку,
А пес - кувырком!

Воспитатель: На этот раз что произошло с ними?

Дети: Они в метель спускались с горки.

Воспитатель: Старушка в чём была?

Дети: в галошах.

Воспитатель: А пёс в чём был?

Дети: он был босиком.
Воспитатель: Старушка ка шла?

Дети: старушка шла вприпрыжку.

Воспитатель: А пудель?

Дети: Он катался кувырком.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. Слушаем дальше.

(слайд 13):

Старушка и пудель
Смотрели
В окно,
Но скоро на улице
Стало темно.
Старушка спросила:
- Что делать, мой пес? -
А пудель подумал
И спички принес.

Воспитатель: Что делали пудель и старушка возле окна?

Дети: Они смотрели в окно.

Воспитатель: А пудель зачем спички принёс?

Дети: Потому что было темно.

Воспитатель: Правильно. Послушайте, ребята ещё, какая история произошла с пёсиком.

(слайд 14):

Курица
Водит цыплят.
Цыплята тихонько
Пищат и свистят.
Помчался вдогонку
За курицей пес,
А курица пуделя
Клюнула в нос.

Воспитатель: В какую историю опять попал наш герой?

Дети: Он погнался за курицей, которая гуляла со своими цыплятками. Но маме курочке это не понравилось, и она его клюнула в нос.

Воспитатель: И по делом ему, да, ребята. Не надо обижать маленьких цыплят. А мама курица какая?

Дети: Храбрая, смелая, умная и т.д.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: П.ч. она не побоялась собаки и стала на защиту своих птенчиков.

Воспитатель: Правильно, ребята. И о чём же нам рассказывает С.Маршак в конце стихотворения, давайте послушаем.

(слайд 15):

Старушке в подарок
Прислали кофейник,
А пуделю - плетку
И медный ошейник.
Довольна старушка,
А пудель не рад
И просит подарки
Отправить назад

Воспитатель: Ребята, Почему пудель насторожился после получения своего подарка?

Дети: П.ч. ему прислали ошейник и плётку. А плёткой наказывают, как ремнём.

Воспитатель: Правильно ребята. Пудель испугался, что его накажут. А, как вы думаете, старушка наказала бы собачку за все его шалости?

Дети: Нет, не наказала.

Воспитатель: Конечно, не наказала бы. П.ч. старушка очень добрая и она сильно любит своего пёсика.

А бабушке, что в подарок прислали?

Дети: Старушке прислали кофейник. И она очень рада этому.

Воспитатель: Теперь она, наверное, по вечерам будет сидеть у окна и пить кофе.

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот и дочитали мы свами стихотворение С.Маршака «Пудель». Понравилось вам произведение?

Дети: Да, понравилось.

Воспитатель: А, что больше всего запомнилось?

Дети: ответы детей

Воспитатель: А мне больше всего понравилась старушка, которая всегда прощала своему пуделю все его шалости. И Пудель, который всегда любил шалить, но свою хозяйку никогда не обижал.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам посмотреть мультик, про пуделя и старушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет «Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет  «Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»...

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Я. Маршака "Пудель".

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением - перевертышем. Развивать внимтельность. Воспитывать интерес....

НОД«Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением- перевёртышем....

Конспект занятия Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель». Старшая группа.

Конспект занятия Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».Старшая группа. Провела. Седова О. А. 30.09.2020. Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в дет...

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель» (Старшая группа.)

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением - перевертышем.Познакомить детей с существительными и прилагательными и словами перевёртышами. Прод...

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Цель: Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением - перевертышем.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с существительными и прилагательными и слов...

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака "Пудель"

Цель: Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением - перевертышем....