Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой “Ягоды”.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Смирнова Ольга Николаевна

Ознакомление с художественной литературой имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Художественные произведения открывают перед детьми новый, еще неизведанный и огромный мир. Слушая рассказ, сказку, быль или стихотворение дети представляют себя на месте главных героев. Перед ними открывается чудесный мир, полон тайн и открытий.

 Если дети будут видеть в книгах источник информации, то для них будут открыты все накопленные человечеством знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

“Ягоды”.

Разработала: воспитатель Мельник О. Н.

Цель: формировать представления детей о ягодах средствами художественной литературы.

Задачи:

1.Познакомить детей произведением Якова Тайц “По ягоды”.

2. Продолжать развивать умение детей различать ягоды по внешнему виду.

3. Развивать способность детей к целостному восприятию текста, умение выявлять основное содержание произведения.

4. Активизировать речь дошкольников.

5. Развивать у детей коммуникативные навыки общения со сверстниками.

6. Воспитывать познавательный интерес дошкольников.

Материал: муляжи ягод, картинки с изображением ягод , портрет автора художественного произведения, макеты леса и сада, раскраски, цветные карандаши.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением ягод, муляжей ягод, отгадывание загадок, дидактические игры.

Ход занятия:

1.В кругу: Хорошо, что солнце светит!            

Хорошо, что дует ветер!                

Хорошо в краю родном!        

Хорошо там, где наш дом!          

Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень)

Осень – чудная пора! Сколько подарков нам принесла! Какаих? Да, осень - это сезон витаминов, полезных веществ для жизнедеятельности человека. Но лето, такое теплое и веселое, нам тоже подарило много вкусного и полезного.Как вы думаете, чем же одарило нас лето?

2. Назовите ягоды, которые вы знаете? Презентация

 Ягоды бывают садовые и лесные. Как вы понимаете, что значит – садовые ягоды? Садовые ягоды - те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду.

Какие садовые ягоды вы знаете?

А как вы думаете, почему называют ягоды лесными? К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. Назовите лесные ягоды.

3. Возьмите одну картинку, подумайте и прикрепите её или в лес, или в сад.

4. Как вы думаете, ребята, какие ягоды полезней? (и те, и другие ягоды полезные, в них много витаминов)

“Раз, два, три- повернись!

И в лесу очутись!”

Физминутка:

Мы по лесу пойдём,                                                    

В лесу ягоды найдём.                                              

Если нет лукошка,                                                

Соберём в ладошки.                                                

Прыгнем через лужицу…                                      

Голова не кружится?                        

Для того чтобы узнать какие ягоды растут в лесу, давайте  отгадаем загадки:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

На полянке у дорожки

Красные горошки,

Кто мимо ни пройдёт —

В рот себе кладёт. (Земляника)

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая. (клюковка)

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины — (черника)

Огдядитесь, какая красота вокруг!

Гимнастика для глаз

Справа зреет  земляника,

Слева-сладкая черника,

Справа – красная брусника,                          

Слева спеет ежевика.

Ягоды все соберем,                                                    

Отдохнем, домой пойдем.    

“Раз, два, три- повернись!

В детском саду очутись!”

5. Много произведений написано про ягоды. Сегодня я хочу вас познакомить с одним интересным рассказом Якова Тайц “По ягоды”.

Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес — и давай собирать. Только бабушка — в кружечку, а Надя — в рот.

Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади — пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.

На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела — всё в кружечку. Пришла домой и говорит деду:

— Кушай!

— А сама что же?

— А я вчера ела.

— Вчера не считается, — сказал дедушка.

— Давай вместе.

И они с Надей стали есть из одной кружечки.

Надя — ягоду, дед — ягоду, Надя — ягоду, дед — ягоду. Так всё и съели.

Вопросы по содержанию:

–Понравился ли вам рассказ?

–Почему Наде стало стыдно вечером?

- А как вы думаете, почему Надя съела все ягоды сама в первый день?

-Как повела Надя себя во второй день в лесу? Почему она собрала все ягоды в кружечку и ни одной ягоды не съела?

-Как вы думаете, какое же настроение было у всей семьи вечером? Покажите смайлик. Почему вы так считаете?

 -Расскажите, как вы заботитесь о своих бабушках и дедушках?

-Вспомните правила поведения о том, как нужно относится к старшим.

6. Когда в садах и лесах созревают ягоды, у ягодников много забот! «В ягодный год — дел невпроворот!» — говорится в народе. Ягоды нужно собрать, перебрать, промыть и тут же сварить …..Что варят из ягод? (варенье, джем или компот, приготовить мусс, желе или сок.

Варенье из земляники – земляничное варенье, варенье из ежевики- , джем из черники - , сок из клубники - , и т. д.

7. Хорошо, а теперь посмотрите на карточки у вас на столах, найдите и раскрасьте только ягоды.

Пальчиковая гимнастика

С ветки ягодку снимаю

И в лукошко собираю.

Будет полное лукошко,

Я попробую немножко.

Я поем ещё чуть – чуть

И отправлюсь в дальний путь.

Рефлексия: сегодня, ребята, мы с вами вспоминали ягоды. Узнали, что ягоды бывают садовые и лесные. Теперь вы знаете, что можно приготовить из ягод. С каким рассказом вы познакомились? А о какой ягоде вы захотели узнать еще больше? Как её посадить, вырастить? Прикрепите рядом с этой ягодой знак вопроса и я буду знать, что вас заинтересовало, и с чем вас еще познакомить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"

Конспект занятия содержит  хороший программный материал по ознакомлению с  художественной литературой, а также много занимательного материала....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» (подготовительная к школе группа)

Путешествие на телевизионный канал: « В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Цель и задачи: Продолжит...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Королевство стихов и сказок" (итоговое занятие)

Конспект итогового занятия по ознакомлению дошкольников  с художественной литературой в старшей группе. На этом занятии дети в игровой форме вспоминают сказки, рассказы и стихи, с которыми познак...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет».

развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «В гостях у сказки». (занятие по развитию речи).

Цель занятия развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность...