Развитие речи в средней группе «Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей «Весна»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Программное содержание: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.
Задачи:
Образовательные:
• формировать умение отбирать содержание рассказа, определять последовательность изложения, используя картину – матрицу;
• упражнять детей в образовании названий детенышей животных в именительном падеже множественного числа;
• учить детей образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением.
Развивающие:
• развивать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики предметов и явлений;
• развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие с взрослым, реагировать на сообщения сверстников.
Воспитательные:
• воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающей природе;
• воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Матрица – непрерывная или основная фаза, в которой размещены составляющие части.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о приметах весны, беседы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением весенних пейзажей, чтение художественной литературы о весне, заучивание готовых литературных форм диалогов.
Материал: картинки для составления картины, магнитная доска, мяч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ftskm3.docx | 617.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи в средней группе «Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей «Весна»
Программное содержание: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.
Задачи:
Образовательные:
• формировать умение отбирать содержание рассказа, определять последовательность изложения, используя картину – матрицу;
• упражнять детей в образовании названий детенышей животных в именительном падеже множественного числа;
• учить детей образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением.
Развивающие:
• развивать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики предметов и явлений;
• развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие с взрослым, реагировать на сообщения сверстников.
Воспитательные:
• воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающей природе;
• воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Матрица – непрерывная или основная фаза, в которой размещены составляющие части.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о приметах весны, беседы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением весенних пейзажей, чтение художественной литературы о весне, заучивание готовых литературных форм диалогов.
Материал: картинки для составления картины, магнитная доска, мяч.
Ход ООД.
I.Оргмомент.
1. Настрой на работу.
- Вы сегодня умывались?
- Умывались, причесались.
- Вы покушали с утра?
- Каша вкусная была.
- Вы спасибо говорили?
- Это точно не забыли!
-А к работе вы готовы?
-Мы готовы каждый день
И трудиться нам не лень!
Менщикова М.
2. Инсценирование готовых литературных диалогов.
-На дворе – Весна-красна!
Чем Весна-красна ясна?
Солнцем жарким,
-Да!
-Светом ярким,
-Да!
-Клейкою почкой,
-Да!
-Первым листочком,
-Да!
-Небом ясным,
-Да!
-Солнцем красным,
-Да!
-Весна уже пришла,
Капель на улицах слышна:
-Кап - кап, кар - кар и чик-чирик –
Весенний шум и гам, и крик!
II.Основной этап занятия.
- О каком времени года мы сейчас с вами говорили?
- Сегодня будем составлять рассказ по картине «Весна», которую написал художник. Но пока я ее несла, она рассыпалась на части, как пазлы. Остались на картине только деревья. Давайте попробуем восстановить всю картину.
Составление картины – матрицы.
-Создавать картину будем с помощью загадок.
Воспитатель загадывает загадки и выставляет на доску картинки – отгадки.
Встаёт рано, ложится поздно,
Светит ярко, греет жарко.
(солнце)
-Как весной светит солнце?
-Как оно греет?
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
(снег)
-Что происходит весной со снегом? Во что он превращается?
В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка.
(ручей)
-Что делают ручейки весной?
-Какие ручейки?
-Что можно пускать весной в ручейках?
-Кто любит пускать кораблики?
Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?
(птица)
-Почему птицы улетали на зиму в теплые края?
-Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются обратно?
Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут.
(гнездо)
-Что делают птицы весной?
-Вот у нас и получилась картина.
- Какое настроение у вас вызывает эта картина?
- Как называется наша картина?
Примерный рассказ воспитателя.
-Послушайте, какой рассказ по этой картине
составила я.
Наступила весна. Ярко светит
солнце. Бегут звонкие ручейки. Прилетели
с юга птицы. Они вьют гнезда и высиживают
птенцов. Дети пускают кораблики. Хорошо
весной!
Физкультурная минутка.
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Протяни ему ты руку!
Рассказы детей.
- Кто желает составить свой рассказ по картине?
Воспитатель спрашивает 3- 4 детей.
- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?
Игра с мячом «У кого кто».
-Весной ярко светит солнце, растаял снег, появилась первая травка, прилетели с юга птицы. Они вьют гнезда и высиживают птенцов.
-А какие изменения весной происходят у диких животных?
-У всех лесных зверей весной появляются детеныши.
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч детям, называя животных.
Дети возвращают мяч воспитателю, называя их детенышей.
У лисицы – лисята.
У волчицы – волчата.
У зайчихи – зайчата.
У ежихи – ежата.
У белки – бельчата.
У бобрихи – бобрята.
У лосихи – лосята.
У мыши – мышата.
У рыси – рысята.
У соболихи – соболята.
У бурундучихи – бурундучата.
У оленухи – оленята.
У медведицы – медвежата.
Игра «Мама и детеныш».
-Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.
У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.
У медведицы нос, а у медвежонка носик.
У медведицы уши, а у медвежонка ушки.
У медведицы лапы, а у медвежонка лапки.
У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик.
У медведицы спина, а у медвежонка спинка.
У медведицы живот, а у медвежонка животик.
III. Рефлексия:
- О чем мы сегодня говорили? Что делали?
- Каким было ваше настроение?
- Почему?
- Что вам больше понравилось?
Игровое упражнение «Всем – всем, до свидания!»
Дети образуют круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем- всем, до свидания!». Убирают кулачки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в средней группе «Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей «Весна»
Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна».Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.Материал: картинки на магнитной...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!».
Приоритетная задача: развитие связной речи.Образовательные задачи: уточнение и активизация словаря по теме «Зима»; формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждат...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Обучение рассказыванию по картине "Таня не боится мороза"
Способствует формированию умения составлять рассказ по картине, используя мнемотаблицу, анализаторы для восприятия содержания картины, методы и приемы ТРИЗ-технологии, такие как "Хорошо-плохо&quo...
Конспект занятия по развитию речи средняя группа «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна».
Конспект занятия для детей средней группы по развитию речи "Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками "Лесная полянка"...
Конспект занятия по развитие речи в средней группе Обучению рассказыванию "Наша неваляшка".
Цель: Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.Задачи: Образовательные: Учить описывать и составлять, и составлять рассказ об игру...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе ,Обучение рассказыванию по картине "Зимние развлечения".
Раэвивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»
Тема: обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»Образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», ...