Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме «Чтение рассказа Л. Пантелеева «Большая стирка»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Наумова Юлия Алексеевна

Цель: ознакомить детей с произведением Л. Пантелеева «Большая стирка».

Задачи:

1. Рассказать детям произведение Л. Пантелеева «Большая стирка».

2. Дать представление о юмористическом рассказе.

3. Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекстов.

4. Учить старших дошкольников правильно использовать принятые нормыречевого обращения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения).

5. Формулировать умение анализировать поступки героев.

6. Продолжать развивать умение связно высказываться.

7. Воспитывать уважительное отношение к взрослым.

Предварительная работа:

• Беседа, направленная на понимание значения слов «чернила» и «корыто».

• Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий и предметами быта.

• Рассказы воспитателя о том, как стирали мамы дома, когда еще не былостиральных машин, как гладили белье, когда не было электрических утюгов.

Материалы: книга с произведением Л. Пантелеева «Большая стирка».

Содержание ООД.

1. Организационный момент.

-Вы веселые жизнерадостные дети, для вас я приготовила интересную книгу с произведением Л. Пантелеева «Большая стирка».

-Он писал рассказы о детях, многие рассказы юмористические. Это значит, что с помощью шутки, юмора писатель описывал в своих рассказах забавные случаи из жизни детей.

-Как вы думаете, когда дети слушают эти рассказы, то им не хочется самим попадать в смешные ситуации чтобы не выглядеть смешным?

-И в рассказе «Большая стирка» говорится о поучительной истории о двух непослушных сестричках.

-Как вы думаете, что иногда происходит с детьми, если они не слушают взрослых?

2. Основной этап.

Чтение рассказа

Беседа после прочтения:

-Вспомните, как начинается рассказ,и ответьте на вопрос«Почему девочки остались дома одни?»

-Мама пошла на рынок за мясом.

-Что сказала мама девочкам, когда уходила?

-Мама велела им хорошо себя вести, ничего не трогать, со спичками не играть, на подоконники не лазать, на лестницу не выходить, котенка не мучить.

-Послушали девочки маму или нет?

-Сначала они послушали маму и рисовали апельсин, а потом – нет.

-Что все-таки взяли девочки без разрешения?

-Девочки без разрешения взяли чернила, а они пролили и залили всю скатерть.

-Расскажите, как девочки стирали скатерть и что у них еще случилось.

-Они взяли корыто, налили в него воды и положили туда скатерть. Девочки не могли дружно решить, кто из них будет стирать скатерть. Стали тянуть на себя корыто, не удержали его, и вся вода из него вылилась на пол.

-Как вы думаете, почему все эти неприятности случились с девочками?

-Девочки были непослушными. Нужно было слушать маму и не брать без разрешения чернила в папиной комнате. А еще девочки спорили и никак не могли договориться.

-Как вы думаете, если бы девочки были послушными, умели друг с другом договариваться, не спорили, случилось бы с ними эта история?

-Нет. Послушали бы маму – и скатерть не надо было стирать. Не спорили бы – то и корыто с водой не опрокинули бы.

-Когда мама вернулась, сразу ли девочки признались ей в том, что натворили?

-Девочки сначала маму обманули, сказали, что решили пол помыть.

-Почему они так поступили?

-Они боялись, что мама будет ругаться. Белочка даже заплакала, а потом и Тамарочка, и все-таки они рассказали маме всю правду. И даже попросили их наказать.

-Как вы думаете, мама расстроилась?

-Да, очень сильно расстроилась, она устала и стирку планировала только в субботу.

(отрывок) «Да, милые мои доченьки, наделали вы мне хлопот. Я устала, думала отдохнуть, - я только в будущую субботу собиралась большую стирку делать, а придется, как видно, сейчас этим делом заняться».

-За что мама решила наказать девочек? Как она это дочкам объяснила?

-Мама хотела наказать девочек за то, что они без разрешения чернильницу из папиной комнаты взяли и стали врать.

Педагог читает отрывок из текста, где говорится о том, как мама объяснила девочкам, за что их надо наказать.

«Мама говорит:

- А вы очень хотите, чтобы я вас наказала?

Девочки говорят:

- Нет, не очень.

- А за что же, по-вашему, я должна вас наказать?

- Аза то, что, наверно, мы пол мыли.

- Нет, - говорит мама, - за это я вас наказывать не буду.

- Ну, тогда за то, что белье стирали.

- Нет, - говорит мама. – И за это я тоже наказывать вас не буду. И за то, что чернила пролили, - тоже не буду. И за то, что писали чернилами, тоже не буду. А вот за то, что без спросу взяли из папиной комнаты чернильницу, - за это вас действительно наказать следует. Ведь, если бы вы были послушные девочки и в папину комнату не полезли, вам бы не пришлось ни пол мыть, ни белье стирать, ни корыто опрокидывать. А заодно и врать бы вам не пришлось».

-Как на самом деле поступила мама?

-Мама не стала девочек наказывать, а предложила им сначала вымыть пол и показала, как надо правильно делать, а потом постилать белье всем вместе, по-настоящему.

«А когда они кончили работать и вернулись домой, мама накормила их обедом. И никогда еще в жизни они с таким удовольствием не ели, как в этот день. И суп ели, и кашу, и черный хлеб, посыпанный солью».

-Почему девочки обедали с таким удовольствием.

-Они хорошо потрудились, устали, проголодались по-настоящему.

-Чем, закончился этот рассказ о двух сестренках?

-Мама дала девочкам по апельсину.

Педагог предлагает детям игру, в которой присутствуют все действия (стирали, полоскали, отжимали белье, вешали его сушить, мыли пол и т. д., которые выполняли девочки, исправляя то, что натворили.

Подвижная игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем»

Ребенок-водящий по жестам и мимике детей определяет, где были дети, и чем они занимались.

По окончанию игры беседа продолжается

-А что в рассказе вам показалось смешным?

-Было смешно, как они сначала стирали скатерть, а потом ею же мыли пол.

-Как хотели под диваном высушить скатерть.

-Когда поняли, что они натворили, захотели обвинить котенка.

-Чему же вас научила эта история, которая произошла с Белочкой и Тамарочкой?

-Нужно слушать родителей и других взрослых, тогда не будет таких неприятностей, какие случились с девочками.

-Сегодня мы прочитали очень поучительный рассказ о двух сестренках и о том, что произошло с ними, когда они остались дома одни.

-Вы правы, нужно быть послушными.

-Согласна с вами.

-А если сделал что-то плохое, то имей мужество в этом сразу признаться.

Дети вспоминают примеры из текста

-Недаром мама сказала своим дочкам: «Сумел набедокурить – сумей и ответить за свои грехи.

-Сделала ошибку – не убегай, поджав хвост, а исправь ее».

-Вот девочки исправили то, что сделали, - вымыли вместе с мамой пол,постирали белье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме: пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе по теме: пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»...

Конспект по речевому развитию в старшей группе на тему "Составления рассказа по картинке"

Тема: «Составление рассказа по картине»Цель:  формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.Задачи:1.Образовательная:Учить самостоятельно составлять по плану и об...

Конспект ОДпо речевому развитию в подготовительной группе на тему: " Чтение рассказа К.Паустовского "Теплый хлеб"

Цель: Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Теплый хлеб».Задачи:Образовательные:Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Расширятьсловарный запас, совершенствовать граммати...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: "Пересказ рассказа Н.Сладкова "Как медведь сам себя напугал"

Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде мнемодорожки....

Конспект по речевому развитию в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

    Цель: Формировать умение детей передавать  литературный  текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя.Упражнять детей в умении подбирать...