Творческий проект "Что за прелесть эти сказки!"
проект по художественной литературе (средняя группа)

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребѐнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребѐнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации- всѐ это стимулирует умственную деятельность ребѐнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребѐнка появляются не только новые знания , но и самое главное- новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Цель проекта: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki.docx789 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» №2 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

П.ЭНЕРГЕТИК НОВООРСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

творческий проект

«Что за прелесть эти сказки!»

Образовательная область: «Речевое развитие»

C:\Users\Пользователь\Desktop\Новый-рисунок-1.png

                                                                                                             Выполнила:  Проскурнова Наталья

                                                                                            Геннадьевна,

                                                                                            воспитатель первой                        

                квалификационной

                                                                категории

        п. Энергетик

                                                                 2019 г.

                       

                         Среднесрочный творческий проект

                             «Что за прелесть эти сказки»

                    (для среднего дошкольного возраста)

Актуальность темы.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребѐнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребѐнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации- всѐ это стимулирует умственную деятельность ребѐнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребѐнка появляются не только новые знания , но и самое главное- новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Поэтому те уроки, которые даѐт сказка,- это уроки на всю жизнь и для больших и маленьких. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребѐнку запомнить сказку.

Цель проекта.

  • Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства.

Задачи проекта

  • Прививать интерес к русским народным сказкам, чтению художественной литературы.
  • Развивать детское творчество. Способствовать накоплению литературного опыта читая, обсуждая и драматизируя произведения
  • Воспитывать чувство сопереживания к близким людям, героям сказок.

Тип проекта.

-Информационно- творческий

-Среднесрочный

-Групповой

Участники проекта

Дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель

Предпологаемый результат.

     Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребѐнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.


Развивать культуру речи. Обогащать и активизировать словарный запас сказочными выражениями.

Этапы проекта.

1.Этап- Подготовительный (разработка проекта)

Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Пути реализации проекта

1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

2. Организация выставки рисунков по мотивам сказок

3. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов

Содержание работы с детьми.

4.Чтение разных сказок

5.Рисование детьми героев сказок

6.Беседы с детьми о сказках

7.Дидактические , словесные, подвижные игры

8.Моделирование ситуаций

9.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

Содержание работы с родителями.

1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

2.Родительское собрание «Волшебный мир книг»

3.Чтение сказок с детьми

4.Придумывание сказок с детьми

5.Изготовление книжек- самоделок

6. Изготовление атрибутов, костюмов к драматизации

7.Консультации для родителей

2 Этап- Исследовательский

Работа по плану с детьми, родителями, педагогами

Выполнение проекта

3 Этап- Заключительный

Драматизация сказки «Три медведя»

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата

Составление рекомендаций

4 Этап- Презентация проекта

Драматизация сказки  «Три медведя» для родителей .

                                                                                           

 

                                                                                                Приложение 1

Комплекс утренней гимнастики для детей 4-5 по сказке «Репка»

                                 «Что за прелесть эти сказки!»

Жили-были бабка с дедом. И был у них огород. (ходьба друг за другом по кругу) Пошел дед репку сажать.

(коррегирующая ходьба по кругу: как дед – вперевалочку, руки согнуты немного в локтях)

 Птички чирикали. (прыжки на двух ногах с продвижением вперед, взмахивая руками, как крылышками)

Дождик закапал. (для средней группы; на носках, ритмичные встряхивания руками слева от себя, справа)

 Закрылся дед от дождика и побежал скорее. (бег друг за другом по кругу, руки сложены домиком над головой)

Кончился дождик, вздохнул дед. (упражнение на восстановление дыхания: руки медленно через стороны вверх, вдох через нос, затем резко руки вниз, выдох через рот)

Общеразвивающие упражнения

 1. «Где лопата?» Собрался дед репку сажать, а лопаты-то и нет. Исходное положение (и.п.): ноги слегка расставлены. Руки опущены вниз. Развести руки в стороны, поднять плечи. Вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

2. «Вот какая репка!"» А лопата-то вот она, позади лежит. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая! И.п.: ноги на широкой дорожке, руки на поясе. Наклониться вперед, развести руки в стороны. Вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

3. «Не вытянуть деду репку» Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, а вытянуть не может. И.п.: ноги на широкой дорожке, руки соединены перед собой внизу, 1-2) наклониться, выпрямиться, 3-4) вытереть «пот». Повторить 6-8 раз.

4. «Бабка» Позвал дед бабку. Стали они по-другому репку тащить. Бабка за дедку, дедка за репку. И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты полукольцом перед собой. Наклоны в стороны. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.


5. «Внучка» Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. И.п.: ноги на узкой дорожке, руки соединены внизу. Присесть, выпрямить ноги, не разгибаясь – потянули репку, вернуться в и.п.

6. «Жучка» Позвала внучка Жучку. Ухватились все друг за друга. Тянут-потянут, вытянуть не могут. И.п.: стоя на четвереньках, 1) сесть на ягодицы, руки от пола не отрывать, 2) выпрямить ноги, потянуться вперед. Повторить 6-8 раз.

7. «Кошка да мышка» Позвала Жучка кошку да мышку. Прибежали они дружно. И.п.: в упоре сидя, 1) принять упор лежа – прыжком выпрямить ноги, опираясь на руки, 2) вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

8. «Вытянули репку!» Все вместе вытянули репку! Обрадовались они и запрыгали около репки! И.п.: о.с., руки на поясе. Серия прыжков в чередовании с ходьбой:

1) прыжки на двух ногах из стороны в сторону,

2) перескоки с левой ноги на правую,

3) прыжки на двух ногах, с хлопками над головой.

 Пошли все домой, кашу варить (ходьба друг за другом по кругу, положив руки на плечи впереди идущему)

А тут пошел опять дождь.

Некогда дорогу выбирать.

Поскакали все через морковку, через капусту. (бег с высоко поднимаемыми коленями)

Сильный дождь припустил – быстро побежали все домой. (бег с ускорением)

Забежали домой, отдышаться не могут, пыхтят как паровозы   (спокойная ходьба и упражнение на дыхание: «Уф! Уф! Уф!»)

                                                                                                 Приложение 2

                              Сказочные физкультминутки.

Буратино потянулся

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения.

Руки вверх, вдох — потянулись;

наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; в

стали на носочки.)

В темном лесу есть избушка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

 Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

 Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

 Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Гномик

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)

 Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».)

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)

 Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)

Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

Иван-Царевич

Иван-Царевич, вот герой!

 Смело он вступает в бой.

 Волшебным он взмахнет мечом —

И Змей-Горыныч нипочем.

 Сделал выпад раз и два —

Отлетела голова.

Еще выпад - три-четыре —

Отлетели остальные. (Выпады.)

Раз грибок, два грибок

По тропинке леший шѐл,

 На поляне гриб нашѐл. (Ходьба на месте)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся,

(Потягивания — руки вверх.)

А потом назад прогнулся,

 А потом вперѐд прогнулся

И до пола дотянулся  (Наклоны вперѐд и назад)

И налево, и направо повернулся.

Вот и славно  (Повороты туловища вправо и влево)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку (Дети садятся)

Сказка даст нам отдохнуть

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина: —

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево - вправо десять раз.

 Вот Дюймовочки слова: —

 Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

 Словно тянетесь к цветочкам.

 Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет: —

 Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

 Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

Сказочная зарядка (Построение)

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте. (Потягивание.)

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

Шел король по лесу

Шел король по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,

Еще разок попрыгаем, попрыгаем,

 И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем. (Потопаем.)

Кот, лиса и петух.
Жили Котик                 (пальцы растопырили)
 с Петушком                 ( руками изобразили крулья)
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
(повертели «хвостиком»)
Подкралась к избушке.
(сделали руками крышу)
Утащила Петушка
За высоки горы,
(потянулись на носочках)
Утащила Петушка
В свою лисью нору.
(присели, спрятали голову)
Смелый котик в лес пошел
(ходьба на месте)
И нору Лисы нашёл.
(присели)
Умный Котик спас дружка
(погладили себя по голове)
Петю-Петю-Петушка.
(сделали руками гребешок)
Живут котик с Петушком
У лесной опушки
(руками сделали крышу)
И теперь уже Лиса
(повертели «хвостиком»)
Не ходит к их избушке.
(погрозили пальчиком)

Рукавица.
На охоту вышел дед
Зимнею порою
(маршируем на месте)
Рукавицу потерял
Под большой сосною
(потянулись вверх)
Дома стал ее смотреть
(рукой делаем козырек, 
приподнимаемся на носочках)
Не нашел на месте
(пожать плечами)
И отправился искать
В лес с собакой вместе.
(шаг на месте)
А в лесу в той рукавице
Звери стали дружно жить
(рукопожатье)
Мышь (руки перед собой на носочках)
С лягушкой (присели)
И лисицей (повертели «хвостиком»)
Заяц (прыжки на месте)
Волк (руками показали пасть)
Кабан (руками кольцо)
Медведь (показать).
В лес собачка прибежала 
Всех зверей перепугала
(бег на месте)
Рукавицу подняла
Деду в руки отдала.
(показываем руки)

Репка.
В огороде дедка
Репка посадил.
(присели)
И водой из лейки
Репку он полил.
(тихонько поднимаемся)
Расти, расти , репка,
И сладка , и крепка.
(тянемся вверх на носочках)
Выросла репка
Всем на удивленье
(подняли плечики)
Большая –пребольшая,
Всем хватит угощенья.
(руки в стороны)
Выросла репка 
И сладка, и крепка.
(тянемся вверх на носочках)
Выросла репка 
И сладка, и крепка.
(тянемся вверх на носочках)

Теремок.
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок.
(присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили.
(поклон)
Там и мышка (руки перед собой
на носочках) 
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой
(повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк
(показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк.
(поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый
(изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой.
(кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались
(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый.
(сели на стульчики)

Заюшкина избушка.
В лубяной избушке
Жил заяц на опушке.
(прыжки)
А в ледяной избушке-
Лисица на горушке.
(повертели «хвостиком»)
Растаяла весною
Избушка на горушке
(показать руками крышу)
Лисица побежала 
К зайцу на опушку.
(бег с повиливанием «хвостом»)
Выгнала зайчишку
Из лубяной избушки
(кулачок об кулачок)
Да сама жить стала
В избушке на опушке
(хлопки в ладоши)
И ни волк (руками показали «пасть»)
И ни медведь (показать).
Не смогли помочь.
Петушок отважный
Прогнал лису прочь
(топать ногами)
Так остался петушок 
У заюшки в избушке.
(прыжки)
В лубяной избушке,
Избушке на опушке.
(показать руками крышу)

                                                                                                          Приложение 3

                  Игра - викторина  «Любимый сказочный герой»

Цели: развивать внимание, мышление, память.

Организационный момент.

Воспитатель здоровается с детьми и говорит, что сегодня им предлагается поучаствовать в викторине по известным произведениям.

Игра-викторина.

Воспитатель читает отрывки из знакомых детям произведений, задаѐт вопросы, а дети должны определить названия сказок, стихов, вспомнить имена персонажей произведения.

1. Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде-

Вечная слава воде ! («Мойдодыр»)

2.Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла… .( Федорино горе)

3.За кого держалась Жучка ? (за внучку)

4.Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки ?(Винни-пух)

5. Кто одолел тараканище? (воробей)

6. Кто из трѐх поросят построил самый прочный дом ? (Наф-наф)

7.К какой сказке девочка взяла самую большую ложку и поела из самой большой чашки? (три медведя)

8. Какие предметы сбежали от мальчика в сказке «Мойдодыр» ? (одеяло, простыня, подушка, свечка книжка. Брюки

9. Какие звери звонили по телефону в сказке К. Чуковского ? (слон, крокодил, мартышки, газели, свинья, медведь, бегемот, зайчатки)

10. Кто приходил в гости к Мухе-Цокотухе? (тараканы, блошки, букашки, бабушка- пчела, жуки, муравей)

11. Кто жил в теремке ? ( мышка-норушка, лягушка- квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище- серый хвостище, медведь косолапый)

Загадки-обманки.

Маленькую корку                            Любит драку,

В маленькую норку                         Похож на собаку,

Тащит тихо-тихо                              Коварен и зол

Серая …(мышка)                             Серый …..(волк)

Сзади хвост, а сверху грива,           Мѐд искал, в лесу бродил

Цокает подкова.                               Косолапый ….(медведь)

С ездоком бежит игриво

Стройная …..(лошадь)

Лезет через форточку                      Напуганный лисой,

Лапой моет мордочку,                     Пустился вскачь косой,

Жмурится сладко,                            Петляет меж сосѐнок

Мышку съев,…(кошка)                   Ушастый ….(заяц)

                                                                                           Приложение 4

                          Гимнастика для глаз

«Про медведя».

Ходит по лесу медведь,             Ходить как медведь. 

Хочет сесть и посидеть.            Присесть, встать.

Где ж такое место есть,           Отвести в сторону сначала правую, потом левую руки.

Чтобы мог медведь присесть? Поднять руку на уровень груди.

То высок пенѐк,                        Поднять указательный палец правой руки вверх.

То торчит сучек,                       Отвести правую затем левую руки в стороны.

То мокрый мох,                        Опустить руки вниз.

То мох пересох. Ох!                Провести дугообразно правой рукой слева направо.

То низкий пень,                       Соединить ладони на уровне груди.

То густая тень,            Опустить руки вниз, постепенно поднимать их до уровня груди.

То узкий ров,                            Отвести по очереди правую и левую руки в стороны.

То гнездо муравьѐв.                 Закрыть глаза. 

То кустарники.

То речка –                                 Широко открыть глаза.

нет свободного местечка.

Эта сказка о медведе,               Закрыть глаза.

О медведе-привереде.

«Теремок».

Стоит в поле теремок, теремок.         Сделать «крышу» руками над головой. 

Он не низок не высок, не высок.         Присесть, встать.

Слева зайка, справа мишка.                     Отвести руки вправо, влево.

- Отодвиньте-ка задвижку!                   Сделать из пальцев замок. 

Слева ѐжик, справа волк.                   Отвести руки вправо, влево.

- Нажимайте на замок!                             Сделать из пальцев замок. 

Зайка, мишка, ѐжик, волк                    Поморгать.

Открывают теремок.                             Развести руки в стороны.

                                                                                               Приложение 5

                      Консультация для родителей

Тема: «Приёмы обучения детей рассказыванию»

Основные приёмы:

 а) совместное рассказывание;

 б) образец рассказа;

 в) план рассказа;

 г) коллективное составление рассказа (подгруппами, по частям);

 

     Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В многолетней практике выделены следующие приемы:

 

  1. Совместное рассказывание – это совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
  • Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Широко применяется на начальных этапах обучения. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи.

     Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. Он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Образец используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

  • План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному выполнению деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и время действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа.
  • Коллективное составление рассказа используется в основном на первых этапах обучения рассказыванию. Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель повторяет весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы, затем рассказ повторяют дети.
  • Составление рассказа по частям – это, когда каждый из рассказов создает часть текста (серия сюжетных картинок). Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

     Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаются картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

     Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться. В старших группах указывает на недостатки, чтобы дети знали, чему им еще предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей группе привлекаются дети.

 

     Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

                                                                                             Приложение 6

                      Консультация для родителей

Тема: «Использование фольклора в работе с детьми»

 Слово фольклор - английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.

        Историзм и народность - приоритет фольклорного жанра. Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы - несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

  • Потешки - песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например: колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю: «Баю, баю, баю-бай, ты, собачка, не лай, Белолоба, не скули, мою дочку не буди».

Для того, чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки, их нужно обыгрывать, т.е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке (о собачке). Запомнив колыбельную, дети легко переносят песенку в повседневную игру («Семья», «Детский сад», «Дочки - матери»). Планомерная работа с детьми по заучиванию русских народных песенок начинается со второй младшей группы.

        Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций (Ю.Васнецов), игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке; хорошо когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «киска», «конь», «козлик», «курочка», «котик», «коровушка» и т.д.

        Использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть дети отобрадают ее содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает детей. Словесная игра «в подарки» - дети дарят потешку друг другу. Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам). Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).

        Можно проводить игры - инсценировки; например: «курочка - рябушка на реку пошла».

         «Живые картинки» - при чтении потешки «сорока - белобока» - всех детей ставят друг за другом и раздавать им кашу; а самому последнему - нет! «А ты постой, вот тебе горшок пустой!», т.е. сопровождать потешки действием.

Использовать дидактические игры типа: «Заводные игрушки». Во время умывания, причесывания детей нужно обязательно использовать потешки: «Водичка», «Расти коса»; запомнив, полюбив потешку, дети переносят ее в игру. Подбирая потешку, воспитатель должен учитывать уровень развития ребенка. Для малышей простые по своему содержанию, для старших - с более сложным смыслом. Дети должны не только хорошо читать потешку, но и уметь ее обыгрывать, т.е. двигаться и говорить, как домашние и дикие животные (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика, собачки), т.е. в зависимости от того, о ком потешка. Старшие дети могут обыгрывать потешку: «Тень-тень…», устраивать «театр», где бы все дети могли попробовать себя в роли любого персонажа.

        Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.

На занятиях использовать зачины, повторы, песенки - в начале, середине, конце занятия - это делает занятие более живым, эмоциональным, интересным и полезным для детей.

        Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

  • Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Пословицу воспитателю модно использовать в любой ситуации, собираясь на прогулку (медлительному Дане говорю: «Семеро одного не ждут», когда кто-то неаккуратно оделся можно сказать: «Поспешишь - людей насмешишь!»). во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события (книжка «Весна красна цветами» - о временах года). Много пословиц и поговорок о труде; знакомя с ними детям нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях их можно применить. Например, дидактические игр: «Назови пословицу по картинке», «Продолжи пословицу», «Кто больше назовет пословиц на какую-либо тему».
  • Загадки - это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки модно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку:
  • «Идет мохнатый,

                        Идет бородатый,

                        Рожищами помахивает,

                        Бородищей потряхивает,

                        Копытами постукивает.»

  • «На голове красный гребешок,

                        Под носом красная борода,

                        На хвосте узоры, на ногах шпоры».

  • «Грива на шее волной,

                        Сзади хвост трубой,

                        Меж ушей челка,

                        На ногах щетка».

        Дети быстро отгадывают, так как загадываемый предмет перед глазами. Дети могут сами попытаться загадать - придумать загадку об игрушке. Можно начинать занятие по изо - деятельности загадкой, а дети отгадывают, что они будут рисовать или лепить.

 Используются загадки и на прогулке:

 «Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет!» и т.д.

        Можно проводить игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей об окружающем мире: «Кто и чтоэто?», «Я загадаю, а ты отгадай».»Подскажи словечко». Проводить можно вечера загадок с бабушкой - загадушкой.

  • Сказки - являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Сказки лучше рассказывать, чем читать. Хорошо одеть костюм Василисы - сказочницы. Знакомя ребенка со сказкой, воспитатель должен знать, что же лежитв основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (чему-то научить, удивить или позабавить). Есть три разновидности сказки:

1) бытовые;

2) волшебные;

3) сказки о животных.

        Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…». После рассказа сказки, узнать с помощью вопросов, поняли ли дети сказку? Вносить соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?» Конкурс рисунков, поделок по мотивам сказок; вносить предметы ряжения, драматизация сказок в грамзаписи.

                Произведения русских народных сказок подбираются  таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний.

  • Три разновидности сказок:

1) бытовые; 2) волшебные, 3) сказки о животных.

        Результаты работы над темой- дети станут лучше, эмоционально - выразительнее рассказывать сказки, находить в них эпитеты, сравнения и активно их использовать; строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки и сочинять собственные, используя наглядные модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Какая прелесть эти сказки"

Творческий проект "Какая прелесть эти сказки"Вид проекта: комплексный, познавательно-творческий.Продолжительность: 2 месяцаУчастники дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель...

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина - это кладезь народной  мудрости и богатый материал в работе с деть...

"что за прелесть эти сказки"Экологические сказки.

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда то был ребенком. Поэтому уместность использования сказок...

Викторина по сказкам "Что за прелесть эти сказки"

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по чтению художественной литературы , развитию речи "Что за прелесть эти сказки"...

Что за прелесть эти сказки ( сказка о золотой рыбке А.С.Пушкин)

Тематическая аппликацияматериал: картон,цветная бумага, клей ПВА, гречневая каша, бусины, ракушки, бахрома, паетки....

Совместный познавательно – творческий проект детей, педагогов и родителей подготовительной группы «Что за прелесть эти сказки» по сказкам А.С. Пушкина

Развитие эстетических, познавательных, творческих      способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина...