Технология продуктивного чтения современной детской художественной литературы как педагогическое условие обогащения нравственных представлений дошкольников
статья по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения современной детской художественной литературы как педагогическое условие обогащения нравственных представлений дошкольников
Савенкова А.В.
студент факультета дефектологического образования и реабилитации
РГПУ им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Россия
ardnaskel@yandex.ru
Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. У детей возрастает действенность нравственных представлений, возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
Перед педагогами сегодня встает вопрос о том, каким образом содействовать формированию нравственных представлений у детей, ведь многие средства и приемы устаревают с течением времени, меняется социальная ситуация, контингент воспитанников. Но решение этой проблемы в теоретической литературе в аспекте обоснования педагогических условий в настоящее время разработано не достаточно. В дошкольных образовательных организациях основной акцент делается на формирование у детей интеллектуальных умений, вследствие чего меньше внимания уделяется развитию нравственной сферы дошкольников. Воспитатели видят и осознают необходимость формирования нравственных представлений у детей, но затрудняются организовать этот процесс путем создания необходимых педагогических условий, отвечающих требованиям современной дошкольной педагогики, избегающей прямого воздействия на ребенка, так называемого «морализирования».
Таким образом, необходимо исследовать, создание каких педагогические условий способно помочь воспитателям в построении эффективного педагогического процесса, направленного на формирование нравственных представлений у детей 6-7 лет.
Одним из эффективных средств развития нравственных качеств и представлений у дошкольников является чтение художественной литературы. Как писала Е.Е. Сапогова: «нравственные представления начинают управлять действиями и поступками ребенка, лишь неразрывно соединяясь в его опыте с эмоциональным отношением к происходящему». Именно переживания становятся тем каналом, по которому практически беспрепятственно поступает к зарождающейся личности моральная информация. Эти переживания и предоставляют литературные сюжеты. Авторские образы конкретны, эмоциональны и индивидуальны. Однако, содержание целого ряда произведений, рекомендованных к прочтению программой дошкольного образования, не теряя своей художественной ценности, устаревает, теряет актуальность, не находит отклик в сердцах детей. Как отмечается в ряде исследований, интерес к чтению со стороны взрослых и детей снижается. В данном контексте становится актуальным обращение к произведениям современных детских авторов. Однако, просто прослушать книгу недостаточно-нужно обсудить ее, подробнее остановиться на ключевых моментах, подумать над мотивацией и внутренними побуждениями персонажей.
Ценность произведения в контексте формирования нравственных представлений дошкольников раскрывается наиболее полно при использовании технологии продуктивного чтения. При этом необходимо соблюсти ряд условий: осуществить подбор современной художественной литературы для детей на основе изучения теоретических основ и методических подходов к формированию у детей нравственных представлений, учитывать идейную направленность книги, ее сюжетную занимательность, простоту и ясность композиции, а также возрастные и психологические особенности коллектива детей. Также в рамках продуктивного чтения должны быть организованы беседы с детьми по содержанию произведения, с использованием грамотно сконструированных вопросов, а также совместная деятельность по мотивам произведения (рисование по сюжету книги, лепка персонажей, разыгрывание сценок, драматизаций ситуаций из произведений и пр.). Все это призвано поддерживать у старших дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. В процессе работы над произведением рекомендуется составлять словесный портрет героя; фантазировать по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывать его любимые блюда, игры; сочинять различные случаи из жизни героя, анализировать придуманные поступки.
Когда вокруг хорошей, поучительной книги разворачивается интересная и событийная жизнь, ценности, транслируемые произведением, усваиваются детьми эффективнее, быстрее, без излишнего (часто отталкивающего) прямого нравоучения, переходят во внутренний план и находят отражение в поведении.
В ходе используемых в рамках исследования методов (наблюдение, анализ произведений, беседа с детьми, проективные методики), было установлено, что знакомство с современной детской художественной литературой посредством использования технологии продуктивного чтения в течение полугода повлияло на развитие нравственных представлений детей 6-7 лет.
Дети стали активнее высказывать свое мнение при обсуждении поступков тех или иных героев, более адекватно оценивать поступки персонажей на основе своих нравственных представлений. Дети стали уверенней и логичней объяснять, соотносить поступки героев и их нравственные характеристики. Кроме того, было отмечено развитие эмоциональной восприимчивости детьми произведений: дошкольники стали называть больше нравственных характеристик тех или иных героев, оценивать их поступки, активнее выражать свое сочувствие персонажам. В своей речи дети стали стараться как можно точнее передать образы своих героев, использовать для этого мимику, жесты, позы, интонацию. В ходе драматизаций повысился эмоционально положительный настрой детей и желание сделать свой образ как можно ярче, добиться максимального сходства с увиденным или услышанным образом того или иного персонажа. Дети не просто сочувствовали другому ребенку в коллективе, но и стали предлагать конкретную помощь.
Таким образом, разработанные нами педагогические условия чтения художественной литературы: подбор произведений современных авторов с определенным нравственным содержанием, использование технологии продуктивного чтения, привлечение родителей к формированию читательской культуры у детей, организация пространства для чтения, а также разнообразная продуктивная творческая деятельность (рисование по мотивам сюжета книги, бук-трекинг, игры-драматизации, театрализованные и режиссерские игры по мотивам произведения) могут быть использованы в работе воспитателей и педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций на этапе формирования у детей 6-7 лет нравственных представлений.
Литература
- Бенеш Н.И. Принципы формирования круга детского чтения: Сборник научных трудов. Издательство: ООО "Научный мир" (Иваново). 2013 №2 т.14, стр. 30-36
- Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М., Аспект пресс, 2005. – 345 с.
- Смирнова Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С.12-18.
- Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа «Начальная школа плюс До и После», №8, 2012, с.3-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».
Консультация для педагогов.«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».Умение правильно воспринимать литературное произведение не прихо...
«Современные образовательные технологии в ДОО. Интеграция детской художественной литературы и изобразительной деятельности»
Выступление на педсовете...
Обогащение игровой практики детей посредством современной детской художественной литературы
Игра -это школа социальных отношений для дошкольников. Интересная, увлекательная и правильно подобранная современная детская литература, поможет расширить и обогатить сюжетные линии игры в ДОУ....
МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »
1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада в старшей группе.
Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понима...
Консультация для педагогов и родителей "Современная детская художественная литература"
Обзор современноых художественных произведений и авторов для детей дошкольного возраста...
Статья "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии дошкольника"
Детская литература считается важнейшим ресурсом развития личности ребенка, обладающим значительным воспитательным и развивающим потенциалом. Она играет важнейшую роль в формировании ребенка в годы ста...