Консультация для педагогов и родителей "Современная детская художественная литература"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Севастьяненко Татьяна Владимировна

Обзор современноых художественных произведений и авторов для детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современная детская художественная литература.IMG_8007.jpg

 Детская литература появилась совсем недавно. Ей чуть меньше двухсот лет. В принципе говорить о детской литературе как о явлении, можно, наверное, начиная с 30-х годов XIX века. Одним из первых детских авторов был человек, писавший под псевдонимом Антоний Погорельский, автор «Черной курицы». Это произведение было написано для очень известного впоследствии ребенка, племянника автора — Алексея Константиновича Толстого, будущего классика русской литературы. Все, что было до этого, и читается нами сейчас как детская литература (сказки Шарля Перро, братьев Гримм) создавалось как литература взрослая.

2646716.jpgДетская литература перестала быть просто занимательной, просто просветительской, просто воспитательной. Она стала еще и вспомогательной, работая на грани с психологией. Задача такого рода современных текстов не только в том, чтобы ребенку что-то рассказать, объяснить разницу между добром и злом, но еще и помочь в какой-то трудной жизненной ситуации.

В первую очередь, такие книги пишутся в Европе, в частности, в Скандинавии. Именно скандинавские авторы очень любят писать книги, в которых, например, родители разводятся, ребенок переживает этот развод и думает, как ему быть и что с этим делать. Предполагается, что дети, прочитав подобного рода книгу, либо сами смогут пережить подобную ситуацию, либо будут иначе относиться к товарищу в школе, детском саду, во дворе, у которого что-то произошло.

В произведениях детской литературы описываются далеко недетские события, происходящие в современном мире. В современных детских произведений мы можем встретить не только бизнес (Э. Успенский; Д. Емец), барабашку, инопланетян (А. Усачев), «джингликов» (О. Рой), бандитов (Н.Гейман), мать-одиночку, плохого мужа (М.Бородицкая), летающие тарелки (А.Усачев; Н.Гейман), пиратов, фотомоделей (Ю. Вийра; Д. Емец), и т.д., но и обычных лесных или домашних животных: «Лили и Джес подружились с котенком Беллой Когтилло, которая мечтает стать знаменитой исследовательницей» (Дейзи Медоус «Котенок Белла или любопытный носик»); df2a9a02657c45e7afd6f78be2876adc.jpg«Случилось так, что Ёжик и Заяц залезли на высокое дерево и не смогли спуститься» (Емелина А. «Лестории, или 27 волшебных сказок для друзей»). Что касается второстепенных героев, в детских книгах царит огромное разнообразие: говорящие животные, превращающиеся в человека при определённых обстоятельствах (К. Функе); оживающие предметы, такие как камень, посуда; мифические существа; инопланетяне и т.д.:

  Что касается литературы для дошкольников, есть молодой автор Станислав Востоков. Он написал сборник рассказов о зоопарке. Автор сам успел поработать в нескольких зоопарках, в том числе зарубежном. И все истории, которые описаны в книге, правдивы. Жизнь зоопарка изнутри, описанная с юмором и добротой. Прекрасная книжка!

s-50be7fe8e0bc6a1d3879fca648718100e2251376.jpgИз современных российских детских авторов можно отметить таких  замечательных поэтов как Андрей Усачев, Леонид Чернаков. Почитайте детям его стихи из сборника «Дырка от бублика». Они неординарны, с тонким юмором, понятным и детям, и взрослым. Их особенность — простота рифмы в совокупности с назидательным смыслом. Поэты  Сергей Георгиев, Марина Бородицкая — автор трех лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей и многочисленных переводов.

Каких бы авторов Вы не читали своим  детям, это уже прекрасно! Ситуация совместного чтения может стать для Вас самой любимой, потому что Вы сидите рядышком, читаете и смотрим картинки. Ребенок очень любит книжки. Любой ребенок будет читать или слушать, если он постоянно видит, что книжки — это один из главных предметов для Вас.

Материал подготовлен на основе ресурсов:

Кирпичёва О. А., Шефер Н. И. Новейшая детская литература // Молодой ученый. —   2015.

Петрова Светлана Анатольевна  «СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?» Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество» 
КиберЛенинка: 
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-russkaya-detskaya-literatura-mif-ili-realnost

Интернет-издание «Просвещение» интервью  литературный обозреватель газеты «Известия» и ведущая «Детского радио» Наталья Кочеткова.  «О современной детской литературе и не только»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС ...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Знатоки детской художественной литературы"

Деловая игра для педагогов ДОУ "Знатоки детской художественной литературы" проводится с целью повышения профессионального уровня педагогов и активизации применения устного народного творчест...

Консультация для педагогов: "Воспитание детей средствами художественной литературы".

Как научить ребенка уважать взрослых и полюбить художественную литературу....

Конспект деловой игры с педагогами ДОУ "Знатоки детской художественной литературы"

Предназначен для старших воспитателей с целью повышения компетентности педагогов по вопросам приобщения дошкольников к художественной литературе. В конспекте собран игровой материал для активизации де...

Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Целью ознакомления детей с художественной литературой является формирование будущего, большого талантливого читателя и культурно-образованного человека....

Консультация для педагогов ДОУ и родителей «Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания детей».

В статье рассказывается о значении патриотического воспитания дошкольников посредством  художественной литературы....