заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Ковалёва Наталья Андреевна

Тема: заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»

Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством  русского поэта И. Сурикова.

Учить детей эмоционально воспринимать поэтические произведения.

Развивать умение выразительного чтения наизусть стихотворения

Продолжать развивать умение поддерживать беседу, выражать свои мысли развернутыми предложениями.

Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам и чтению наизусть своих сверстников.

Воспитывать интерес к явлениям природы, зимним забавам

Материал: картинки с изображением зимних забав

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zauchiv_surikova_detstvo.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по чтению художественной литературы

Тема: заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»

Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством  русского поэта И. Сурикова.

Учить детей эмоционально воспринимать поэтические произведения.

Развивать умение выразительного чтения наизусть стихотворения

Продолжать развивать умение поддерживать беседу, выражать свои мысли развернутыми предложениями.

Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам и чтению наизусть своих сверстников.

Воспитывать интерес к явлениям природы, зимним забавам

Материал: картинки с изображением зимних забав

Ход ситуации

Снег да снежные узоры,

В поле -вьюги разговоры

Холод, полутьма...

День - коньки, гора, салазки...

Вечер -  бабушкины сказки...

Скажите, кто она?

Это- ...

Дети: зимушка - зима

Воспитатель: по каким признакам вы догадались, что это зима?

Дети: в поле вьюга, снег, снежные узоры, приготовлены  детям коньки, салазки, сделана горка во дворе.

Воспитатель: приглашаю вас на прогулку. Одевайтесь поскорее да по теплее.

Дети имитируют процесс одевания на прогулку.

Воспитатель: посмотрите, какие радостные лица у ребят. Как вы думаете, чему они так радуются?

Дети: детям весело, потому что они катаются на санках, играют в снежки, валяются в снегу.

Воспитатель: но бывают случаи, когда детям невесело во время зимней прогулки и даже грустно?

Дети: когда нос от холода мерзнет или щеки, снег попадает за воротник, а еще когда в снегу оказывается лицо.

Воспитатель: какие зимние забавы вы любите?

Дети:катание с горки на санках или ледянках, катание на коньках и на лыжах, игры в снежки.

Воспитатель: а подвижные игры вы любите?

Дети: да

Воспитатель: тогда я предлагаю вам поиграть.

Подвижная игра « Северный и южный ветер».

Выбирают двух водящих. Первому на руку повязывают синию ленту - это «северный ветер», другому - красную- это «южный ветер». Остальные дети бегают по комнате. «северный ветер» старается «заморозить» как можно больше детей (дотронуться до них рукой). «замороженные» дети принимают какую- либо позу: « южный ветер» «размораживает» их, дотрагиваясь рукой, восклицая: «свободен» через 2-3 мин назначают новых водящих, и игра повторяется.

Воспитатель: я приготовила  для вас стихотворение, которое написал Иван Суриков, русский поэт. Оно называется «детство». Послушайте его и скажите мне, почему оно так называется.

вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой

вот свернулись санки,

И я на бок -хлоп

Кубарем качусь

Под гору, в сугроб

И друзья- мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой

Все лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

Воспитатель: какое настроение у вас вызвало это стихотворение? Почему? Сможете объяснить?

Дети: разное. Веселое настроение, когда мчишься с горки и грустное. Когда снег попадает в лицо. Хорошо около бабушки сидеть и сказки слушать и т.д.

Воспитатель: дети, а давайте с вами разберемся, почему стихотворение так называется - «детство». Подумайте и скажите, о чем рассказывает поэт в первых строчках стихотворения?

Дети: как он в детстве катался с горки на санках вместе со своими друзьями.

Воспитатель: нравилась ли мальчику эта забава?

Дети: да, весело было кататься с горки

Воспитатель: вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой

Воспитатель: а что огорчало?

Дети: горка крутая, поэтому можно было не удержаться и свалиться в сугроб. А это уже неприятно.

Воспитатель: вот свернулись санки,

И я на бок -хлоп

Кубарем качусь

Под гору, в сугроб

И друзья- мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой

Все лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

Конечно, неприятно, когда все лицо и руки залепит снег да еще друзья смеются. Тем не менее дети допозна катались с горки, веселясь и огорчась попеременно. Послушайте еще раз как об этом говорится в стихотворении.

Но меж тем уж село

Солнышко давно;

Поднялася вьюга,

На небе темно.

весь ты перезябнешь

Руки не согнешь

И домой тихонько,

Нехотя бредешь

Поэтому дома мальчик сразу забирается на печь. Зачем?

Дети: чтобы согреться и  послушать бабушкины сказки

Воспитатель: раньше самым теплым местом в избе была печь, поэтому на ней долгие зимние вечера проводили, как говорится, старые и малые т,е, старики и дети. Им было хорошо вместе, старики знали много сказок, которые дети с удовольствием слушали,прижимаясь от страха и удивления к родным людям, и не заметно засыпали.

Слушаю я сказку-

Сердце так и мрет;

А в трубе сердито

Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепко

Сладкий сон смежит

Какие сны снились мальчику?

Дети: сказочные. Он представлял себя Иваном -царевичем, который пробрался в чудесный сад, что бы похитить жар- птицу в золотой клетке.

Воспитатель: я хочу вам напомнить эти замечательные строчки стихотворения

А во сне мне снятся

Чудные края

И иван-царевич-

Это будто я.

Вот передо мною

Чудный сад цвете;

В том саду большое

Дерево растет

Золотая клетка

На суке висит;

В этой клетке птица

Точно жар горит

Прыгает в той клетке,

весело поет;

Ярким  чудным светом

Сад весь обдает.

Удалось мальчику украсть клетку с Жар- птицей?

Дети: нет, мальчик проснулся и увидел, что солнышко уже взошло, наступило утро.

Воспитатель: с грустью поэт вспоминает свои детские годы, благодаря детским забавам и бабушкиным сказкам детство пролетело быстро и радостно, несмотря на невзгоды:

Весело текли вы,

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.

Так вы поняли, дети, почему стихотворение называется «детство»?

Дети: поэт в нем рассказывает о детях.

Воспитатель: он рассказывает о своем  далеком  детстве, о зимних забавах и играх. Давайте и мы с вами поиграем.

Подвижная игра «зимние игры и забавы»

Дети выполняют движение в соответствии с текстом

Мы зимой в снежки играем,

Мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем,

Мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим,

Мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим,

Мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы,

Лепим мы, лепим мы.

Гостью -зиму любим мы,

Любим мы, любим мы.

Дети обнимают друг друга

Воспитатель: дети вам понравилось стихотворение Ивана Сурикова «Детство»?

Дети: да очень

Воспитатель: тогда давайте выучим отрывок из этого стихотворения, чтобы вы могли его запомнить и рассказать своим родным. Я вам его еще раз прочитаю, а вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить

Выразительно читаем.

вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой

вот свернулись санки,

И я на бок -хлоп

Кубарем качусь

Под гору, в сугроб

И друзья- мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой

Все лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима»

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума и складывается на рубеже трехлетнего возраста. Восприятие литературного произведения становится легким и доступным, если...

Методическая разработка занятия с детьми средней группы по развитию речи на тему "Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Зима"

Заучивание отрывка из стихотворения  И. Сурикова "Зима".  Закрепление  лексики по теме: зима, санки, лыжи, снег......

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство"

Данное занятие  разработано с учетом ФГОС ДО и соответствии с возрастными задачами, отраженными в Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» №1 п.Энергетик ...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1.  Приобщать детей к восприятию поэти...

Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет. Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет.Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»    Цель: Познакомить детей со ст...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»

Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством  русского поэта И. Сурикова, учить   детей   выразительно   читать   наизусть  стихотворение   И.З. Сурикова «...