заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Тема: заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»
Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством русского поэта И. Сурикова.
Учить детей эмоционально воспринимать поэтические произведения.
Развивать умение выразительного чтения наизусть стихотворения
Продолжать развивать умение поддерживать беседу, выражать свои мысли развернутыми предложениями.
Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам и чтению наизусть своих сверстников.
Воспитывать интерес к явлениям природы, зимним забавам
Материал: картинки с изображением зимних забав
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zauchiv_surikova_detstvo.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по чтению художественной литературы
Тема: заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»
Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством русского поэта И. Сурикова.
Учить детей эмоционально воспринимать поэтические произведения.
Развивать умение выразительного чтения наизусть стихотворения
Продолжать развивать умение поддерживать беседу, выражать свои мысли развернутыми предложениями.
Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам и чтению наизусть своих сверстников.
Воспитывать интерес к явлениям природы, зимним забавам
Материал: картинки с изображением зимних забав
Ход ситуации
Снег да снежные узоры,
В поле -вьюги разговоры
Холод, полутьма...
День - коньки, гора, салазки...
Вечер - бабушкины сказки...
Скажите, кто она?
Это- ...
Дети: зимушка - зима
Воспитатель: по каким признакам вы догадались, что это зима?
Дети: в поле вьюга, снег, снежные узоры, приготовлены детям коньки, салазки, сделана горка во дворе.
Воспитатель: приглашаю вас на прогулку. Одевайтесь поскорее да по теплее.
Дети имитируют процесс одевания на прогулку.
Воспитатель: посмотрите, какие радостные лица у ребят. Как вы думаете, чему они так радуются?
Дети: детям весело, потому что они катаются на санках, играют в снежки, валяются в снегу.
Воспитатель: но бывают случаи, когда детям невесело во время зимней прогулки и даже грустно?
Дети: когда нос от холода мерзнет или щеки, снег попадает за воротник, а еще когда в снегу оказывается лицо.
Воспитатель: какие зимние забавы вы любите?
Дети:катание с горки на санках или ледянках, катание на коньках и на лыжах, игры в снежки.
Воспитатель: а подвижные игры вы любите?
Дети: да
Воспитатель: тогда я предлагаю вам поиграть.
Подвижная игра « Северный и южный ветер».
Выбирают двух водящих. Первому на руку повязывают синию ленту - это «северный ветер», другому - красную- это «южный ветер». Остальные дети бегают по комнате. «северный ветер» старается «заморозить» как можно больше детей (дотронуться до них рукой). «замороженные» дети принимают какую- либо позу: « южный ветер» «размораживает» их, дотрагиваясь рукой, восклицая: «свободен» через 2-3 мин назначают новых водящих, и игра повторяется.
Воспитатель: я приготовила для вас стихотворение, которое написал Иван Суриков, русский поэт. Оно называется «детство». Послушайте его и скажите мне, почему оно так называется.
вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой
вот свернулись санки,
И я на бок -хлоп
Кубарем качусь
Под гору, в сугроб
И друзья- мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой
Все лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Воспитатель: какое настроение у вас вызвало это стихотворение? Почему? Сможете объяснить?
Дети: разное. Веселое настроение, когда мчишься с горки и грустное. Когда снег попадает в лицо. Хорошо около бабушки сидеть и сказки слушать и т.д.
Воспитатель: дети, а давайте с вами разберемся, почему стихотворение так называется - «детство». Подумайте и скажите, о чем рассказывает поэт в первых строчках стихотворения?
Дети: как он в детстве катался с горки на санках вместе со своими друзьями.
Воспитатель: нравилась ли мальчику эта забава?
Дети: да, весело было кататься с горки
Воспитатель: вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой
Воспитатель: а что огорчало?
Дети: горка крутая, поэтому можно было не удержаться и свалиться в сугроб. А это уже неприятно.
Воспитатель: вот свернулись санки,
И я на бок -хлоп
Кубарем качусь
Под гору, в сугроб
И друзья- мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой
Все лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Конечно, неприятно, когда все лицо и руки залепит снег да еще друзья смеются. Тем не менее дети допозна катались с горки, веселясь и огорчась попеременно. Послушайте еще раз как об этом говорится в стихотворении.
Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
весь ты перезябнешь
Руки не согнешь
И домой тихонько,
Нехотя бредешь
Поэтому дома мальчик сразу забирается на печь. Зачем?
Дети: чтобы согреться и послушать бабушкины сказки
Воспитатель: раньше самым теплым местом в избе была печь, поэтому на ней долгие зимние вечера проводили, как говорится, старые и малые т,е, старики и дети. Им было хорошо вместе, старики знали много сказок, которые дети с удовольствием слушали,прижимаясь от страха и удивления к родным людям, и не заметно засыпали.
Слушаю я сказку-
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
Ветер злой поет.
Я прижмусь к старушке
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит
Какие сны снились мальчику?
Дети: сказочные. Он представлял себя Иваном -царевичем, который пробрался в чудесный сад, что бы похитить жар- птицу в золотой клетке.
Воспитатель: я хочу вам напомнить эти замечательные строчки стихотворения
А во сне мне снятся
Чудные края
И иван-царевич-
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цвете;
В том саду большое
Дерево растет
Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит
Прыгает в той клетке,
весело поет;
Ярким чудным светом
Сад весь обдает.
Удалось мальчику украсть клетку с Жар- птицей?
Дети: нет, мальчик проснулся и увидел, что солнышко уже взошло, наступило утро.
Воспитатель: с грустью поэт вспоминает свои детские годы, благодаря детским забавам и бабушкиным сказкам детство пролетело быстро и радостно, несмотря на невзгоды:
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
Так вы поняли, дети, почему стихотворение называется «детство»?
Дети: поэт в нем рассказывает о детях.
Воспитатель: он рассказывает о своем далеком детстве, о зимних забавах и играх. Давайте и мы с вами поиграем.
Подвижная игра «зимние игры и забавы»
Дети выполняют движение в соответствии с текстом
Мы зимой в снежки играем,
Мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем,
Мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим,
Мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим,
Мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы,
Лепим мы, лепим мы.
Гостью -зиму любим мы,
Любим мы, любим мы.
Дети обнимают друг друга
Воспитатель: дети вам понравилось стихотворение Ивана Сурикова «Детство»?
Дети: да очень
Воспитатель: тогда давайте выучим отрывок из этого стихотворения, чтобы вы могли его запомнить и рассказать своим родным. Я вам его еще раз прочитаю, а вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить
Выразительно читаем.
вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой
вот свернулись санки,
И я на бок -хлоп
Кубарем качусь
Под гору, в сугроб
И друзья- мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой
Все лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима»
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума и складывается на рубеже трехлетнего возраста. Восприятие литературного произведения становится легким и доступным, если...
Методическая разработка занятия с детьми средней группы по развитию речи на тему "Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Зима"
Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Зима". Закрепление лексики по теме: зима, санки, лыжи, снег......
Конспект НОД на тему «Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».
...
Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство"
Данное занятие разработано с учетом ФГОС ДО и соответствии с возрастными задачами, отраженными в Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» №1 п.Энергетик ...
Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1. Приобщать детей к восприятию поэти...
Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет. Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет.Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Цель: Познакомить детей со ст...
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»
Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством русского поэта И. Сурикова, учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И.З. Сурикова «...