Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему: «Книги нашей библиотеки» в старшей группе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Городской округ Красногорск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 17
Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему: «Книги нашей библиотеки» в старшей группе
Подготовила: Ащева М.В.
Цель НОД: систематизировать знания детей об основных жанрах русской литературы.
Задачи:
развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу, понимать содержание литературной фразы, использовать невербальные формы выразительности речи (умение интонировать, передавать эмоции и сопереживания с помощью жестов, мимики);
развивать коммуникативные навыки и личностное взаимодействие дошкольников во время выполнения совместных заданий;
развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно по устной инструкции;
совершенствовать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, использовать речь, как средство общения;
поощрять проявление интереса к смысловой стороне слова; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
воспитывать интерес к русской культуре и прививать любовь к литературе, книге.
При подготовке к занятию были учтены требования программы: интеграция областей, возрастные особенности детей, решение образовательных и воспитательных задач в единстве, учёт положения о ведущей деятельности и смене видов деятельности, создание непринуждённой обстановки, осуществления взаимодействия при ведущей роли взрослого.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Звучит песенка о дружбе. Дети становятся в круг, приветствуют друг друга, взявшись за руки.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
ЗДРАВСТ - ВУЙ – ТЕ! (в конце хлопают в ладоши)
Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно,
по секрету скажу вам, будет интересно!
2. Сюрпризный момент.
Появляется Карлсон.
-Здравствуйте! Вы меня узнали? (ответы детей)
-Я приехал к вам из далёкой Швеции. Я очень много слышал о русской культуре и мечтал побывать в России! И вот я прилетел! Россия славится своей культурой, а так как я литературный персонаж, то очень хочу узнать о русской литературе.
Воспитатель: Ребята, мы должны постараться помочь Карлсону больше узнать о культуре России, о русской литературе.
- А поможет нам в этом. Ребята, послушайте загадку, и подумайте что же это такое.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (Книга)
Воспитатель: Правильно, это книга. Ребята, а как называется место, где хранится много книг? (Библиотека.)
-А что еще кроме книг есть в библиотеке? (Газеты, журналы, словари)
-Кто работает в библиотеке, кто нам выдает книги? (Библиотекарь.)
- Ребята, а как вы думаете, каким должен быть библиотекарь? (Библиотекарь должен любить книги, у него должна быть хорошая память, т. к. ему нужно знать всех авторов.)
- Да, библиотекарь постоянно общается с читателями, отвечает на вопросы, советует какую книгу прочесть, рассказывает о писателях и их новых книгах.
-Ребята, у нас есть в группе библиотека? (Да.)
- Приглашаем вас в нашу библиотеку. У нас тоже много книг разных авторов. Давайте, почитаем книги из нашей библиотеки.
3. Литературный жанр – стихотворение.
Воспитатель берёт книгу, читает отрывок стихотворения.
Зима недаром злится,
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора. (Ф. Тютчев)
- Что я вам прочитала? (Стихотворение)
- Как вы это определили? Мне кажется, что это просто рассказ. (В стихотворении окончания слов звучат одинаково в строках).
- Из чего состоит стихотворение? (Оно состоит из коротких строчек, которые содержат рифму.)
- Объясните, что такое рифма? (Коль окончания у слов созвучны, совпадают. Значит - это рифма, любой её узнает.)
Воспитатель: Поиграем с вами в игру «Подбери рифму с помощью картинок».
Игра с детьми «Подбери рифму с помощью картинок».
- Кто пишет стихотворение? (Стихотворение пишет поэт.)
- Назовите поэтов России, которых вы знаете. (Ф. Тютчев, А. С. Пушкин, С. Есенин, И. А. Фет, А. Плещеев, С. Маршак, В. Орлов и т. д.)
Воспитатель: Дорогой гость, поэты России сочинили много стихотворений о Родине и сейчас мы расскажем и покажем стихотворение крымского поэта Владимира Орлова «Родное».
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
(Один ребёнок рассказывает стихотворение, второй изображает (логоритмика, третий поясняет с помощью мнемотаблицы).
4. Литературный жанр – басня.
Воспитатель берёт книгу «Басни» И. Крылова.
Воспитатель:
- Россия великая страна. И люди, которые её населяют, отличаются добротой, отзывчивостью. И, конечно же, в великой стране есть и великие люди, которые своими делами, поступками прославили свою страну. С одним из таких людей мы сегодня познакомим нашего гостя. (показываю портрет)
- Кто это? (Это Иван Крылов.)
-Какие произведения он писал? (Он писал басни)
- Басня – это очень древний жанр литературы. Кто объяснит особенности этого жанра?
Дети: Басня – это такой рассказ, в котором высмеиваются и осуждаются человеческие плохие поступки. Героями басен часто выступают животные. Они наделены человеческими качествами.
Воспитатель: Правильно. Ещё басня учит читателей, как не следует поступать в том или ином случае. Иван Андреевич написал множество басен. С какими баснями мы уже успели познакомиться?
Дети: Мы познакомились с басней «Две бочки». В этой басне говорится о двух бочках. Одна из них полная с вином, а другая – пустая. Та, что полная, идёт спокойно по краю дороги, не мешая никому. Боится расплескать то, что внутри. А пустая – скачет, гремит, пугает прохожих. Смысл басни в том, что если человек цельный, делает спокойно своё дело, то никому от него нет хлопот. И наоборот – от пустого бездельника у людей одни только неприятности.
Дети: Ещё мы познакомились с басней «Собачья дружба». В басне говорится о двух собаках, которые говорили о дружбе, о том, как им хорошо и весело живётся друг с другом. Но, только им кинули кость – дружбе пришёл конец. Автор здесь осуждает тех людей, которые не умеют договариваться, не умеют уступать друг другу.
Воспитатель: А следующую басню нам расскажут и покажут дети нашей группы (дети одевают костюмы, показывают драматизацию к басне «Ворона и лиса»).
- Что обязательно должно быть в басне? (мораль, нравоучение, урок)
- Какой урок в этой басне? (умей отличать комплименты от лести)
Воспитатель: Объясните, как вы понимаете слово «Комплимент»?
Дети: Комплименты - это хорошие, добрые слова, от которых поднимается настроение. Они всегда говорятся от души. А лесть - это когда человек говорит вроде бы добрые слова, приятные слова, а думает по-другому. «У него камень за пазухой»,- т. е. он думает плохо, говорит неправду.
Воспитатель: Всё верно, ребята. Я очень рада, что вы правильно поняли содержание басен. Думаю, что в дальнейшей жизни вы не будете совершать тех ошибок, которые совершали герои басен.
5. Физминутка.
Итог НОД:
Создание книги в подарок Карлсону. Самостоятельное художественное оформление страниц книги с помощью разнообразных изобразительных материалов. Дети делятся на четыре группы по видам жанров и оформляют страницу, выбирая любимые произведения и литературных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_chteniyu.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 17
Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему: «Книги нашей библиотеки» в старшей группе
Подготовила: Ащева М.В.
Цель НОД: систематизировать знания детей об основных жанрах русской литературы.
Задачи:
развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу, понимать содержание литературной фразы, использовать невербальные формы выразительности речи (умение интонировать, передавать эмоции и сопереживания с помощью жестов, мимики);
развивать коммуникативные навыки и личностное взаимодействие дошкольников во время выполнения совместных заданий;
развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно по устной инструкции;
совершенствовать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, использовать речь, как средство общения;
поощрять проявление интереса к смысловой стороне слова; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
воспитывать интерес к русской культуре и прививать любовь к литературе, книге.
При подготовке к занятию были учтены требования программы: интеграция областей, возрастные особенности детей, решение образовательных и воспитательных задач в единстве, учёт положения о ведущей деятельности и смене видов деятельности, создание непринуждённой обстановки, осуществления взаимодействия при ведущей роли взрослого.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Звучит песенка о дружбе. Дети становятся в круг, приветствуют друг друга, взявшись за руки.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
ЗДРАВСТ - ВУЙ – ТЕ! (в конце хлопают в ладоши)
Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно,
по секрету скажу вам, будет интересно!
2. Сюрпризный момент.
Появляется Карлсон.
-Здравствуйте! Вы меня узнали? (ответы детей)
-Я приехал к вам из далёкой Швеции. Я очень много слышал о русской культуре и мечтал побывать в России! И вот я прилетел! Россия славится своей культурой, а так как я литературный персонаж, то очень хочу узнать о русской литературе.
Воспитатель: Ребята, мы должны постараться помочь Карлсону больше узнать о культуре России, о русской литературе.
- А поможет нам в этом. Ребята, послушайте загадку, и подумайте что же это такое.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (Книга)
Воспитатель: Правильно, это книга. Ребята, а как называется место, где хранится много книг? (Библиотека.)
-А что еще кроме книг есть в библиотеке? (Газеты, журналы, словари)
-Кто работает в библиотеке, кто нам выдает книги? (Библиотекарь.)
- Ребята, а как вы думаете, каким должен быть библиотекарь? (Библиотекарь должен любить книги, у него должна быть хорошая память, т. к. ему нужно знать всех авторов.)
- Да, библиотекарь постоянно общается с читателями, отвечает на вопросы, советует какую книгу прочесть, рассказывает о писателях и их новых книгах.
-Ребята, у нас есть в группе библиотека? (Да.)
- Приглашаем вас в нашу библиотеку. У нас тоже много книг разных авторов. Давайте, почитаем книги из нашей библиотеки.
3. Литературный жанр – стихотворение.
Воспитатель берёт книгу, читает отрывок стихотворения.
Зима недаром злится,
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора. (Ф. Тютчев)
- Что я вам прочитала? (Стихотворение)
- Как вы это определили? Мне кажется, что это просто рассказ. (В стихотворении окончания слов звучат одинаково в строках).
- Из чего состоит стихотворение? (Оно состоит из коротких строчек, которые содержат рифму.)
- Объясните, что такое рифма? (Коль окончания у слов созвучны, совпадают. Значит - это рифма, любой её узнает.)
Воспитатель: Поиграем с вами в игру «Подбери рифму с помощью картинок».
Игра с детьми «Подбери рифму с помощью картинок».
- Кто пишет стихотворение? (Стихотворение пишет поэт.)
- Назовите поэтов России, которых вы знаете. (Ф. Тютчев, А. С. Пушкин, С. Есенин, И. А. Фет, А. Плещеев, С. Маршак, В. Орлов и т. д.)
Воспитатель: Дорогой гость, поэты России сочинили много стихотворений о Родине и сейчас мы расскажем и покажем стихотворение крымского поэта Владимира Орлова «Родное».
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
(Один ребёнок рассказывает стихотворение, второй изображает (логоритмика, третий поясняет с помощью мнемотаблицы).
4. Литературный жанр – басня.
Воспитатель берёт книгу «Басни» И. Крылова.
Воспитатель:
- Россия великая страна. И люди, которые её населяют, отличаются добротой, отзывчивостью. И, конечно же, в великой стране есть и великие люди, которые своими делами, поступками прославили свою страну. С одним из таких людей мы сегодня познакомим нашего гостя. (показываю портрет)
- Кто это? (Это Иван Крылов.)
-Какие произведения он писал? (Он писал басни)
- Басня – это очень древний жанр литературы. Кто объяснит особенности этого жанра?
Дети: Басня – это такой рассказ, в котором высмеиваются и осуждаются человеческие плохие поступки. Героями басен часто выступают животные. Они наделены человеческими качествами.
Воспитатель: Правильно. Ещё басня учит читателей, как не следует поступать в том или ином случае. Иван Андреевич написал множество басен. С какими баснями мы уже успели познакомиться?
Дети: Мы познакомились с басней «Две бочки». В этой басне говорится о двух бочках. Одна из них полная с вином, а другая – пустая. Та, что полная, идёт спокойно по краю дороги, не мешая никому. Боится расплескать то, что внутри. А пустая – скачет, гремит, пугает прохожих. Смысл басни в том, что если человек цельный, делает спокойно своё дело, то никому от него нет хлопот. И наоборот – от пустого бездельника у людей одни только неприятности.
Дети: Ещё мы познакомились с басней «Собачья дружба». В басне говорится о двух собаках, которые говорили о дружбе, о том, как им хорошо и весело живётся друг с другом. Но, только им кинули кость – дружбе пришёл конец. Автор здесь осуждает тех людей, которые не умеют договариваться, не умеют уступать друг другу.
Воспитатель: А следующую басню нам расскажут и покажут дети нашей группы (дети одевают костюмы, показывают драматизацию к басне «Ворона и лиса»).
- Что обязательно должно быть в басне? (мораль, нравоучение, урок)
- Какой урок в этой басне? (умей отличать комплименты от лести)
Воспитатель: Объясните, как вы понимаете слово «Комплимент»?
Дети: Комплименты - это хорошие, добрые слова, от которых поднимается настроение. Они всегда говорятся от души. А лесть - это когда человек говорит вроде бы добрые слова, приятные слова, а думает по-другому. «У него камень за пазухой»,- т. е. он думает плохо, говорит неправду.
Воспитатель: Всё верно, ребята. Я очень рада, что вы правильно поняли содержание басен. Думаю, что в дальнейшей жизни вы не будете совершать тех ошибок, которые совершали герои басен.
5. Физминутка.
Итог НОД:
Создание книги в подарок Карлсону. Самостоятельное художественное оформление страниц книги с помощью разнообразных изобразительных материалов. Дети делятся на четыре группы по видам жанров и оформляют страницу, выбирая любимые произведения и литературных героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы». (работа с книгой для слабовидящих детей). Средняя группа. Тема: Братья Гримм "Бременские музыканты"
Цель:Приобщение детей со зрительной патологией к миру книжной культуры посредством чтения произведения Б. Гримм «Бременские музыканты».Коррекционные задачи: Учить ребенка активно исп...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »
Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »
Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...
Конспект по чтению художественной литературы На тему: «Богатыри земли русской» Подготовительная логопедическая группа
Цели и задачи:• рассказать детям о былинных богатырях;• познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри»;• повторить и закрепить у детей знания о богатырях;• развивать речь детей, умение внимательно слу...
Конспект занятия в старшей группе по разделу «Чтение художественной литературы» на тему: «Профессии» Чтение сказки Абрамцевой Н. К. «Правдивая история о садовнике
Цель: Формирование первичных представлений о людях разных профессий, о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.Задачи:Обучающие:- Формировать представления детей о профессиях;- Пр...
Чтение художественной литературы по ПДД «Приключения Бабы Яги» в старшей группе с применением магнитного скрайбинга.
Повторить знание о ПДД, познакомить с дорожными знакамирасширить кругозор детей о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности жизни; в игровой форме учить детей культуре поведения н...