Конспект
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
КОНСТРУирование образовательно ценностно-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ситуации с детьми 7-го года жизни
на основе чтения литературного произведения __Евгений Пермяк «Чужая калитка»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ
НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ __ЕВГЕНИЙ ПЕРМЯК «ЧУЖАЯ КАЛИТКА»
Ценность: социальная солидарность, труд (О бережном отношении к рукотворным предметам).
Тема: Е. Пермяк «Чужая калитка»
Цель: познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка», поддерживать потребность заботу о людях, делать добрые дела, беречь чужое имущество.
Образовательные задачи:
Воспитательные: формирование уважительного отношения детей к чужому и общественному имуществу. воспитывать интерес к чтению.
Обучающие: формировать умение анализировать поступки людей и проявлять бережное отношение к чужому имуществу.
Развивающие: развивать зрительную и слуховую память, внимание, воображение, словесно-логическое мышление, через умение классифицировать, синтезировать и анализировать. Развивать умение вести диалог.
Материалы: ковер, 3 стола (центры активности), стулья по количеству детей, ноутбук, телевизор, книга Е. Пермяка «Чужая калитка», колокольчик, мольберт (магнитная доска, магниты), презентация «Чужая калитка» (15 слайдов), двухсторонний скотч, ножницы и др.
Понятия (в т. ч. абстрактные): Труд, дело, уважение, бережное отношение.
Планируемые результаты:
- интерес к чтению художественной литературы;
- умение анализировать поступки людей;
- проявлять уважительное (бережное) отношение к чужому имуществу;
- соблюдают установленные правила в общении: мы говорим по одному, не перебиваем, слушаем внимательно друг друга.
- умеют в ходе обсуждения высказывать свою точку зрения, делиться своими открытиями, обмениваться новыми знаниями, тем чему научились, что получилось.
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей) | |||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действий педагога | Действия детей | Планируемый результат |
Организация на совместную деятельность «Круг» | Звучит звоночек, который приглашает детей на самоцветный круг. Для содействия установлению позитивных взаимоотношений с детьми, встречает, приветствует их: Собрались все дети вкруг, Я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Устанавливает комфортный социально-психологический климат. | Отвечают на приветствие взрослого. Эмоционально и вербально реагируют на предложение взрослого. Рассаживаются на коврике так, чтобы всем хватило мест. | - эмоциональный настрой на общение, совместную деятельность; готовы к совместной деятельности (выполняют правила круга); |
Актуализация знаний детей (работа с Моделью плана действий / деятельности ребенка) | Краткий подводящий диалог к теме: - Ребята, мы с вами относимся с уважением друг к другу и бережно относимся к чужим вещам? - А как мы проявляем свое уважение и бережное отношение? Фиксирует предложения детей в таблице «Плана действий». | Вступают в диалог с взрослым, высказывая свое мнение на вопрос взрослого, делятся опытом; - внимательно слушают вопросы, комментарии собеседника, воспринимают новые идеи с уважением; - отвечают на вопросы вежливо и уважительно; | - делятся знаниями, рассказывают из опыта; |
Знакомство с ценностью. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей) Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). | Чтение рассказа Е.Пермяка «Чужая калитка», показ презентации на телевизоре. Общий вывод по результатам подводящего диалога: - Мы узнали с вами, что нужно уважать друг друга, ценить чужие вещи. Варианты вопросов для диалога с детьми: - О ком говорится в рассказе? - Как вы понимаете слова «Чужая калитка»? - Какими чертами характера обладал Алеша? - Как вы думаете хороший ли человек Алеша? - Кто был наставником у Алеши? - В чем бы вы хотели походить на Алешу? - Как вы думаете, кто починил калитку и скамейку? -Что такое уважение? - Как вы относитесь к чужим вещам? - А почему Алёша сказал, что не знает кто починил скамейку и калитку? Общий вывод по результатам диалога: 1. Труд – это умение выполнять полезную для общества работу. 2.Дело – это работа, занятие, 3. Уважение, это заботливое и вежливое, внимательное отношение ко всем людям без исключения. 4. Бережное отношение – проявление заботы. | Осознают и проговаривают на своем языке понятия труд, дело, бережное отношение, ценностное качество, проявляемое человеком -«уважение». | - обмениваются знаниями; |
Продолжение работы с «Моделью плана действий/деятельности (6 действий). Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (культурной практики) Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности; групповое/ индивидуальное обсуждение | Взрослый способствует углублению познавательных интересов детей. Обращается к опыту и интересам детей. - Из рассказа вы узнали, что нужно бережно относится к своим и чужим вещам. Активизирует детей к высказыванию. Сама предлагает некоторые варианты. Фиксирует предложения детей в таблице «Моделью плана действий» (все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых). Определяет вместе с детьми культурно-смысловой контекст (для чего? для кого?), опираясь на предложение ребенка или собственное (по ситуации), предлагает детям создать выставку «Добрых дел» - Я подготовила для вас три центра, в которых вы сможете найти некоторые ответы, на поставленные нами вопросы. В каждом центре могут работать не более ... (например, 4-х человек). - По окончанию работы, мы с вами снова соберемся на «Ковре мира и дружбы», на котором вы представите созданные вами композиции, из различных готовых материалов по теме «Чужая калитка» и представите их, рассказав какую работу проделали. Ведет диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. Варианты вопросов ко всем детям: - Подумайте и решите, чем бы вы хотели заняться? Какой центр выберете? - У кого созрел план? - Что будешь делать? (продукт). Для чего? (культурно-смысловой контекст). Варианты вопросов к отдельным детям: - Расскажи о своих планах. (Что ты планируешь делать?) - Где можно это сделать? В каком центре? - Тебе нужны помощники? - Кого бы ты хотел видеть своим партнером? (Я рада, хороший выбор.) - Кто еще хочет поделиться своим планом? - Чем бы ты хотел сегодня заняться? - Где ты можешь это выполнить? - Тебе нужен партнер? (Очень хорошо. Здорово! Я одобряю твой выбор. И др.) Таким образом опрашиваются 2-3 ребенка. Затем можно напомнить о важности проблемы, которую нужно решить. - А кто же узнает…? В заключении – - Я думаю, что у вас у всех появились свои планы. Сейчас вы пойдете в выбранный вами центр, и выполните свои планы. В центре, при необходимости, побуждает детей к деятельности:
| Включаются в выбор, эмоционально настраиваются на деятельность, получение нового опыта. Испытывают ощущение общности и внимания к себе. Тренируются в коммуникативных умениях: проговаривании и выслушивании планов. | Включаются в диалог. Высказываются, опираясь на актуальный опыт. Зрительная и слуховая память, внимание. Осуществляют выбор, обосновывают его, определяют культурно-смысловой контекст предстоящей собственной деятельности. |
2. Деятельностный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач). Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах детской активности самостоятельно. | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Центр детской активности | Содержание деятельности (конкретная задача, культурно-смысловой контекст) | Презентация деятельности в центрах активности | Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности | Результат, продукт деятельности | |||
Центр искусства | Разукрасить иллюстрации к рассказу. Развивать творческие способности и стремление к самовыражению. | В центре искусства вы сможете изготовить иллюстрации к рассказу. Для вас приготовлены материалы для творчества. | Стол, стулья, бумага, кисти краски, стаканчики с водой, карандаши, фломастеры, раскраски, | Раскрашенные иллюстрации к рассказу. | ||||
Центр мастерская | Развивать творческие способности, логическое мышление. | В мастерской вы можете сделать печать, которой можно сделать отпечатки, напоминающие деревянную фактуру. | Стол, стулья, бумага, кисти краски, стаканчики с водой, карандаши, фломастеры, алгоритм изготовления печати, спичечные коробки, нитки, полиэтиленовые пакеты. | Деревянные заборчики и калитки на листе бумаги, печати. | ||||
Центр грамоты | Развивать внимание, память, логическое мышление, умение синтезировать объекты по разным признакам. | В центре грамотности находятся различные игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение. | Стол, стулья, бумага, карандаши, фломастеры, бланки с кроссвордами, играми «Угадай слово», «Слова из букв», «Заполни пропуски», «Буквенный квадрат», «Лабиринты», «Наборщик», дидактические игры: «найди пару», «что с начала, что потом», «Викторина с правильным ответом», «Кто лишний». | Собранная картинка, разгаданный кроссворд, слово, и т.д. | ||||
3. Рефлексивный этап. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль). Направленность на оценку ценностных выборов, действий в центрах детской активности, продукта деятельности. Ориентация на самооценку собственных действий, деятельности (вклада в совместную, коллективно-распределенную деятельность), самоконтроль. Ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. | ||||||||
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действия педагога | Действия детей | Планируемый результат | |||||
Рефлексивная ситуация игра «Пословицы и поговорки» | Предлагает детям дополнить пословицы и поговорки: - Умелые руки не знают (СКУКИ) - Умелые (РУКИ) работы не боятся - Плохо жить без забот., худо без (ДОБРОГО)слова - Без (ТРУДА) не вытащишь и рыбку из пруда. | Когда все дети выполнили задание в центрах активности, они садятся в круг на «Ковер мира и дружбы» и играют в игру «Пословицы и поговорки» | Активно участвуют в игре, отвечают. Делятся тем, что они узнали, что смогли сделать. | |||||
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности) | Предлагает рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы. Предлагает всем желающим рассказать о выполнении своих планов. Примерные вопросы: - Ты выполнил все, что задумал? - Кто тебе помог, что тебе помогло? - Какой результат у тебя получился? - Для чего ты это сделал? Для кого? -Ты доволен своей работой? - Что тебя больше всего порадовало в своей работе? - Чему ты сегодня научился? - Что новое тебе удалось узнать? - Ты планируешь продолжить свою работу? | Показывают продуктивный результат деятельности в центрах. Выражают эмоциональное отношение к результатам деятельности, собственной, коллективной. Делятся своими открытиями, обмениваются новыми знаниями, тем что узнали, чему научились, что получилось. Размещают свои работы на выставке добрых дел. | Вступают в диалог. Рассказывают о своих достижениях, продуктах деятельности. соблюдают установленные правила в общении; Делятся своими открытиями, обмениваются новыми знаниями, тем чему научились, что получилось. | |||||
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в спонтанных образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания) | ||||||||
Игровая ситуация игра «Любимые вещи» | Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой). Дети приносят из дома значимые для них предметы и рассказывают о них. Они могут также рассказать о маленьких вещичках, приносящих им радость, - их дети обычно носят в своих карманах. При необходимости напоминает правила общения в кругу. | Способность принять общую цель, включиться в совместное игровое действие. Дети рассказывают о любимой вещи принесенной из дома. Соблюдают установленные правила. | - фиксируют внимание набережном отношении к своей вещи, значимости ее в их жизни; - выделяют и называют основные признаки предмета, для каких целей используется; - с вниманием, уважением и интересом относятся к вещам другого; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....