Литературные сказки для детей 2-3 лет.
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (младшая группа)
Для развития речи и воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnye_skazki_dlya_detey_2.docx | 650.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературные сказки для детей 2-3 лет
Сказки русских писателей для малышей
А. Н. Толстой «Ёж»
Телёнок увидел ежа и говорит:
— Я тебя съем!
Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
— Попробуй...
Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
— Ой, ой, ой! — заревел телёнок и побежал к корове- матери, жалуется:
— Ёж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
— Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.
— У нас ёж — богатырь, — шёпотом со страху говорили звери.
Вопросы для обсуждения с детьми
• Что сделал ёжик, когда испугался, что телёнок его съест?
• Что произошло, когда телёнок лизнул ежа?
• Какого огромного зверя победил ёж? Почему этот зверь показался ёжику таким огромным?
• Поверили ли звери ёжику? Что они стали говорить?
К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застёжки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла...
«Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе
верёвками крутит,
Зубы острые в самое
сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил,
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки
«Слава, слава Комару —
Победителю!»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки —
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червячками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого Комара!
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей,
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:
«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, —
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Вопросы для обсуждения с детьми
• Как называет автор сказки Муху?
• Что нашла Муха-Цокотуха?
• Кто приходил к Мухе-Цокотухе в гости? Какие ей дарили подарки?
• Кто решил погубить Муху-Цокотуху?
• Помогли ли гости имениннице Мухе? Что они сделали? Хорошо ли они поступили?
• Кто спас Муху-Цокотуху от паука-злодея?
• Скажи, какой Комар: маленький или большой, смелый или трусливый?
• Почему маленький Комарик сумел победить страшного Паука?
• Что сказал Комарик, когда спас Муху? Давай скажем вместе:
«Я злодея...
Я тебя...
И теперь...
На тебе...»
• Чем закончилась сказка? Кто тебе в ней понравился?
Сказка «Так и не так»
1
— Боба, — сказала Мура, — нарисуй мне, пожалуйста, кошку и мышку.
— Кошку и мышку? — сказал Боба. — Отлично! Нарисую тебе кошку и мышку.
И он нарисовал вот такую картинку:
2
— Ах, какой ты, Боба, смешной, — сказала Мура. — Разве может мышка кошку сцапать! Ведь мышка маленькая, а кошка большая. Пожалуйста, нарисуй мне другую картинку, получше.
— Неужели я ошибся? — сказал Боба. И нарисовал вот такую картинку:
3
— Теперь хорошо, — сказала Мура. — Всё на своём месте, где надо. А сейчас нарисуй мне, пожалуйста, лодочку и маленький домик.
— Ладно, — сказал Боба и нарисовал вот такую картинку:
Мура засмеялась и сказала: — Ты опять нарисовал чепуху! Ну подумай сам: разве может домик стоять на воде, а кораблик плавать по земле?
4
— Верно, верно, — сказал Боба. — Как это я раньше не подумал! Кораблик надо в речку, а домик на горку!
И нарисовал вот такую картинку:
5
— Видишь, — сказала Мура, — какая отличная вышла картинка! Всё на своём месте, как надо. А теперь нарисуй мне, пожалуйста, кроватку и девочку Люшеньку.
— Ладно, — сказал Боба. — Вот тебе кроватка и вот тебе Люшенька!
— Ах, Боба, какой ты ужасный! Ты испортил, ты испортил всю картинку! Где это ты видел, чтобы дети клали башмаки на подушку, а сами ложились бы спать под кровать?
6
— Ай-ай-ай! — вскричал Боба. — Какой я рассеянный! Рассеянный с Бассейной!
И он нарисовал вот такую картинку:
— Прекрасная картинка! — воскликнула Мура. — Люше так хорошо на кровати, а башмакам и под кроватью неплохо! Теперь, пожалуйста, нарисуй самолёт, высоко-высоко, а внизу, на земле, мотоцикл.
— С удовольствием! — сказал Боба. — Люблю рисовать самолёты. И мотоциклы люблю!
Боба взял карандаш и нарисовал вот такую картинку:
7
Мура взглянула на неё и даже руками всплеснула:
— Нет, ты сегодня совсем невозможный! Где же ты видел, чтобы мотоциклы летали по воздуху, а самолёты катились по улицам!
Боба засмеялся и нарисовал вот такую картинку:
Мура очень похвалила её, потом достала чистый листочек бумаги и положила на столе перед Бобой.
— Теперь напоследок, — сказала она, — нарисуй мне, пожалуйста, лошадку и нашего Митю.
— Это я могу! — сказал Боба. — Нарисую тебе и лошадку, и Митю.
Он взял карандаш и нарисовал вот такую картинку:
— Фу, Боба! — закричала Мура. — Ты опять нарисовал чепуху! Разве лошадь может кататься на Мите?
— В самом деле! — сказал Боба и хотел нарисовать всё как следует, но его позвали к телефону.
Остался чистый листок бумаги. Мура взяла карандаш и сама нарисовала и лошадку, и Митю. Нарисовала как следует, правильно. И ей очень хотелось бы, чтобы те мальчики и девочки, которые будут читать эту книжку, тоже нарисовали и лошадку, и Митю, чтобы Боба видел, как нужно рисовать:
Вопросы для обсуждения с детьми
• Что делали Мура и Боба?
• Как Боба нарисовал кошку и мышку? Почему это не понравилось Муре?
• Какую ещё картинку нарисовал Боба? Почему смеялась Мура?
• Что ещё перепутал рассеянный Митя?
• А ты сможешь нарисовать лошадку и мальчика Митю, как это сделала Мура?
С. Прокофьева «Сказка про ленивые ручки и ножки»
В маленьком доме возле леса жила девочка Катя со своей бабушкой.
Может, она была и неплохая девочка, но такая ленивая, что и слов не подберёшь.
В соседнем домике жил мальчик Серёжа со своей овчаркой по имени Фонарик. Так овчарку назвали, потому что в темноте у неё глаза светились, как зелёные фонарики.
Катя и Серёжа дружили и часто играли вместе на опушке леса. И Фонарик с ними.
Однажды утром Катя и её бабушка собрались пить чай. Смотрит бабушка, а воды в ведре совсем не осталось.
— Катенька, милая, сходи на колодец, принеси ведёрко воды, — попросила бабушка.
— Я бы принесла, — ответила Катя. — Только вот мои ножки к колодцу идти не хотят.
— А разве ты не хозяйка своих ножек? — удивилась бабушка.
— Нет, я не хозяйка своих ножек, — покачала головой Катя. — Они меня не слушаются. Мои ножки куда хотят, туда и бегут.
Огорчилась бабушка, да делать нечего, взяла ведро и сама пошла на колодец.
Вот попили чаю с вареньем Катя и бабушка.
— Катенька, помой, пожалуйста, чашки. А я отдохну, прилягу ненадолго, — сказала бабушка.
Неохота Кате чашки мыть.
— Я бы помыла чашки, — говорит Катя, — только вот мои ручки не хотят их мыть.
— А разве ты не хозяйка своих рук? — ещё больше огорчилась бабушка.
— Нет, я не хозяйка своих рук, — ответила Катя. — Мои ручки что хотят, то и делают. Они меня не слушаются.
Вдруг Катя как вскочит со стула и прыг-прыг — побежала к двери. А потом скок-скок — поскакала по ступенькам крыльца, и дальше вдоль всего посёлка.
Вышел на крылечко Серёжа со своей собакой Фонариком. Смотрит — Катя бежит мимо сада тёти Гали, — хвать и сорвала самое красное яблоко.
— Ручки, мои ручки, что вы делаете? — заплакала Катя. — Я не хочу чужие яблоки воровать! Это плохо.
А ножки её несутся всё дальше.
Заблудилась Катя, не знает, куда ей идти.
Села Катя на пенёк и заплакала.
Вдруг видит в темноте два зелёных глаза.
— Ой, волк идёт! — закричала Катя.
— Это глаза у Фонарика светятся, мы тебя нашли! — засмеялся Серёжа.
Бабушка обнимает, целует Катю.
— Бабушка, миленькая, — сказала Катя, — я завтра сама на колодец за водой схожу и чашки помою. И вы, тётя Галя, меня простите. Как созреют ваши яблоки, я вам помогу их в корзины собрать. Я ведь теперь снова хозяйка своих рук и ног!
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Чем Катя огорчила бабушку?
• Как звали собаку Серёжи?
• Как Катя стала хозяйкой своих рук и ног?
В. Бианки «Лис и Мышонок»
— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
— Землю копал.
— Для чего землю копал?
— Норку делал.
— Для чего норку делал?
— От тебя, Лис, прятаться.
— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
— А у меня в норке спаленка.
— Кушать захочешь — вылезешь!
— А у меня в норке кладовочка.
— Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою!
— А я от тебя в отнорочек — и был таков!
Вопросы для обсуждения с детьми
• Почему у Мышонка грязный нос?
• От кого прятался Мышонок?
• Что у Мышонка есть в норке?
• Куда Мышонок сможет убежать от Лиса, если Лис разроет его норку?
В. Орлов «Хрюшка обижается»
У шарика — новый
Лиловый берет.
У козлика — красный,
Атласный жилет.
У курицы — бантик.
У кошки — сапожки,
У двух петухов —
По гармошке.
Все очень довольны,
А хрюшка сердита.
В слезах отвернулась
Она от корыта:
Ей хочется новый
Лиловый берет,
Ей хочется красный
Атласный жилет,
Ей хочется бантик,
Сапожки
И две петушиных
Гармошки.
Но только о ней
Не подумал никто —
Ей дали не то,
Совершенно не то!
А то, что она
Не любила:
Ей дали мочалку
И мыло.
Вопросы для обсуждения с детьми
• Почему была сердита хрюшка?
• Что ей хотелось получить?
• Почему хрюшке подарили мочалку и мыло? Выбери слова, чтобы рассказать, какая была хрюша: белая, грязная, чумазая, пушистая, неумытая, красивая.
М. Пляцковский «Однажды утром»
Утёнок вечно куда-то спешил. И когда он быстро ковылял по зелёной траве, то со стороны казалось, что катится мячик. А так как этот мячик ещё и крякал, то утёнка назвали Крячиком.
Очень не нравилось утёнку по утрам умываться. Его, бывало, не то что к речке, а в обыкновенную лужу силком не затащишь.
— Долго ли ты ещё у меня будешь неряхой? — укоряла утёнка мама.
— А я и так себя прекря-кря-крясно чувствую! — отвечал Крячик.
Но однажды цыплёнок Фью и щенок Тявка сговорились и решили проучить утёнка.
Вышел утром Крячик во двор, как всегда неумытый и заспанный, поздоровался с цыплёнком Фью:
— Крякствуй!
Это у него так слово «здравствуй» получалось.
А цыплёнок говорит:
— Кто ты? Я тебя не знаю.
Тогда Крячик направился к щенку Тявко s
— Крякствуй!
— Откуда ты такой взялся? — удивился щенок.
Обиделся утёнок на своих друзей.
«Что с ними? — думает. — Почему они меня вдруг узнавать перестали?»
Тут дождик начался. Звонкий такой дождик. Весёлый. Тёплый-претёплый.
Не успел Крячик под крыльцо спрятаться — и дождик искупал его хорошенько.
Щенок и цыплёнок сами к утёнку подбежали и говорят:
— Здравствуй! Какой ты чистый и симпатичный!
Крячик спрашивает их:
— Почему же вы раньше со мной не здоровались, когда я сам к вам подходил?
— Ко мне какой-то грязнуля подходил, а совсем не ты, — сказал Фью.
— И ко мне тоже какой-то чумазый приставал, — сказал Тявка.
— Так это же был я! — засмеялся утёнок, — Только теперь меня дождик умыл.
— Если хочешь, чтобы мы тебя всегда узнавали, то на дождик не надейся! — проворчал щенок Тявка.
— Ведь дождик бывает не каждый день! — пропищал цыплёнок Фью.
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Что больше всего не нравилось делать утёнку Крячику по утрам?
• Почему цыплёнок и щенок не узнали утёнка Крячика? Какой он был?
• После чего друзья узнали утёнка?
• Что посоветовали утёнку Крячику цыплёнок и щенок?
В. Сутеев «Под грибом»
Как-то раз застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом — дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
— Куда же я пущу тебя? — говорит Муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт...
Бежит мимо Мышка:
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
— Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт... Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
— Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
— Тут места нет.
— Подвиньтесь, пожалуйста!
— Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..
— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба — радуются.
Муравей задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
— Эх вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
Вопросы для обсуждения с детьми
• Как Муравей оказался под грибом?
• Кто ещё спрятался от дождя под грибом?
• Почему сначала под грибом хватало места только Муравью, а потом там поместились и другие? Что произошло с грибом во время дождя?
• Нарисуй, какой был гриб до дождя и каким он стал, когда дождь закончился.
В. Сутеев «Три котёнка»
Три котёнка — чёрный, серый и белый — увидели мышь... и бросились за ней!
Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята — за ней! Мышь убежала.
А из банки вылезли три белых котёнка.
Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней!
Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята — за ней!
Лягушка ускакала... а из трубы вылезли три чёрных котёнка.
Три чёрных котёнка увидели в пруду рыбу... и бросились за ней!
Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котёнка.
Три мокрых котёнка пошли домой.
По дороге они обсохли и стали как были: чёрный, серый и белый.
Вопросы для обсуждения с детьми
• Сколько было котят, какого они были цвета?
• Почему котята вылезли из банки белого цвета? В чём они вымазались?
• Какого цвета стали котята, когда вылезли из трубы? Какими котята вышли из воды?
• Когда котята стали такими, как были: чёрным, серым и белым — когда вылезли из воды или когда обсохли?
В. Сутеев «Цыплёнок и Утёнок»
Вылупился из яйца Утёнок.
— Я вылупился, — сказал он.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я хочу с тобой дружить, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я иду гулять, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я рою ямку, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я нашёл червяка, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я поймал бабочку, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я не боюсь лягушку, — сказал Утёнок.
— Я то... тоже... — прошептал Цыплёнок.
— Я хочу купаться, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Я плаваю, — сказал Утёнок.
— Я тоже, — сказал Цыплёнок.
— Спасите!..
— Держись! — крикнул Утёнок.
— Буль-буль-буль! — сказал Цыплёнок. Вытащил Утёнок Цыплёнка.
— Я иду ещё купаться, — сказал Утёнок.
— А я — нет, — сказал Цыплёнок.
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Что сказал Утёнок, когда вылупился из яйца?
• Что ему ответил только что вылупившийся Цыплёнок? Какие слова всё время говорил Цыплёнок?
• Кто закричал «спасите!», когда Утёнок и Цыплёнок стали купаться? Почему?
• Почему Утёнок пошёл купаться во второй раз, а Цыплёнок не пошёл?
В. Сутеев «Кто сказал «мяу»
Щенок спал на коврике около дивана.
Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал:
— Мяу!
Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», — подумал он и улёгся поудобнее.
И тут кто-то опять сказал:
— Мяу!
— Кто там?
Вскочил Щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол — никого нет! Влез на подоконник, увидел — за окном во дворе гуляет Петух.
«Вот кто не дал мне спать!» —подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.
— Это ты сказал «мяу»? — спросил Щенок Петуха.
— Нет, я говорю... — Петух захлопал крыльями и закричал: — Ку-ка -ре-ку-у-у!
-— А больше ты ничего не умеешь говорить? — спросил Щенок.
— Нет, только «кукареку», — сказал Петух.
Щенок почесал задней лапой за ухом и пошёл домой...
Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:
— Мяу!
«Это тут!» — сказал себе Щенок и быстро начал рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами.
Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок.
— Ты сказал «мяу»? — строго спросил его Щенок.
— Пи-пи-пи, — запищал Мышонок. — А кто так сказал?
— Кто-то сказал «мяу»...
— Близко? — заволновался Мышонок.
— Вот здесь, совсем рядом, — сказал Щенок.
— Мне страшно! Пи-пи-пи! — запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.
Щенок задумался.
Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал:
— Мяу!
Щенок обежал вокруг конуры три раза, но никого не нашёл. В конуре кто-то зашевелился...
«Вот он! — сказал себе Щенок. — Сейчас я его поймаю...»
Он подкрался поближе...
Навстречу ему выскочил огромный лохматый Пёс.
— Р-р-р-р! — зарычал Пёс.
— Я... я хотел узнать...
— Р-р-р-р!
— Это вы сказали... «мяу»? — прошептал Щенок, поджимая хвостик.
— Я?! Ты смеёшься, Щенок!
Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом.
И тут, прямо над его ухом, кто-то сказал:
— Мяу!
Щенок выглянул из-под куста. Прямо перед ним, на цветке, сидела мохнатая Пчела.
«Вот кто сказал «мяу»!» — подумал Щенок и хотел схватить её зубами.
— З-з-з! — прожужжала обиженная Пчела и больно ужалила Щенка в кончик носа.
Завизжал Щенок, побежал. Пчела за ним! Летит и жужжит:
— Уж-ж-жалю! Уж-ж-жалю!
Подбежал Щенок к пруду — ив воду!
Когда он вынырнул, Пчелы уже не было.
И тут опять кто-то сказал:
— Мяу!
— Это ты сказала «мяу»? — спросил Щенок Рыбу, которая проплывала мимо него.
Рыба ничего не ответила, махнула хвостом и исчезла в глубине пруда.
— Ква-ква-ква! — засмеялась Лягушка, сидевшая на листе лилии. — Разве ты не знаешь, что рыбы не говорят?
— А может быть, это ты сказала «мяу»? — спросил Щенок Лягушку.
— Ква-ква-ква! — засмеялась Лягушка. — Какой ты глупый! Лягушки только квакают.
И прыгнула в воду.
Пришёл Щенок домой, мокрый, с распухшим носом. Грустный, улёгся он на своём коврике около дивана.
И вдруг услышал:
— Мяу!!!
Щенок вскочил — перед ним сидела пушистая полосатая Кошка.
— Мяу! — сказала Кошка.
— Ав-ав-ав! — залаял Щенок, потом вспомнил, как рычал лохматый Пёс, и зарычал: «Р-р-р-р!»
Кошка изогнулась, зашипела: «Ш-ш-ш-ш!», зафыркала: «Фыр-фыр!» — и выпрыгнула в окно.
Вернулся Щенок на свой коврик и улёгся спать.
Он теперь знал, кто сказал «мяу».
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Как ты думаешь, почему Щенок не мог догадаться, кто говорит «мяу»? Каким был Щенок?
• У кого Щенок спрашивал, не говорил ли тот «мяу»?
• Почему Щенок смог спокойно лечь спать, когда Кошка, фыркнув, выпрыгнула в окно?
Т. Александрова «Зверик»
У мамы Зверуши был маленький Зверик. Жили они за далёкими оврагами, за буграми и лесами. Мама Зверуша была большая, добрая, лохматая; шерсть у неё была зелёная, как трава, а глазки синие, как лужицы в траве. Зверик был такой же, как мама, лохматый, зелёный, но только маленький. Но лес у них был не зелёный, а красный и трава красная, как осенние листья. Зелёные звери в красном лесу.
Один раз Зверуша говорит Зверику:
— Не уходи от меня далеко, а то потеряешься.
Обещал Зверик. А когда мама уснула, ему стало скучно, и решил он прогуляться. Сначала он прогуливался вокруг мамы, но круги становились всё больше, и Зверик отходил от мамы всё дальше. И вдруг он увидел бабочек. Побежал за ними да и убежал из своего леса. Прибежал в такой лес, как наш, где листья и трава зелёные. И не стало Зверика видно!
Проснулась мама — нет Зверика. Она его искать! Искала, искала — нет нигде. Только следы нашла. Привели те следы в Зелёный лес. А Зверик увидал маму и решил с ней в прятки поиграть. Сидит и не откликается. Искала, искала его мама, звала, звала и ушла совсем в другую сторону. Тише и тише её голос, тише и тише, а когда совсем пропал, испугался Зверик и бежать за мамой вдогонку. Бежит, бежит, а догнать не может. Ещё бы, поди догони.
Заплакал он, а выйти из зелёной травы боится. Тут его никто не разглядит, не тронет. И догадался он по краю бежать. По зелёной опушке бежит, на красную смотрит! И видит: мама его в Красном лесу стоит, большая, зелёная, далеко видно! Это она нарочно, чтобы Зверик увидел её. Зверик из лесу прямо к ней. Мама и шлёпать его не стала — так обрадовалась сыну.
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Расскажи, какая была мама Зверуша. А какой был Зверик?
• Какого цвета был у них лес?
• Как случилось, что Зверик убежал из своего леса?
• Почему он потерялся в Зелёном лесу?
• Почему так получилось, что мама не смогла найти Зверика? Хорошо ли он поступил, когда решил поиграть с ней в прятки?
• Нарисуй Красный и Зелёный лес и Зверика, который бежит к своей маме по опушке Зелёного леса.
Н. Павлова «Чьи башмачки»
Наши башмачки стоят на окошке. Прыгнула на окошко киска. Нюхает наши башмачки.
— Кыш, кыш, киска! Не нюхай наши башмачки! Кыш, кыш!
Киска испугалась. Киска повернулась, толкнула башмачки и — прыг! — на пол. А башмачки — бух! — во двор. Лежат башмачки во дворе и плачут:
— Где же тут ножки? На кого мы наденемся? Подошёл к башмачкам гусь:
— Го-го-го! Надевайтесь на мои ножки!
— Нет, не наденемся: у тебя ножки красные, между пальчиками тряпочки. Нет, не наденемся!
— Го-го-го! Надевайтесь!
— Кыш, кыш, гусь! Не лезь к нашим башмачкам! Кыш, кыш!
Вот гусь и убежал. Лежат башмачки во дворе и плачут:
— Где же тут ножки? На кого мы наденемся?
Подошёл к башмачкам петушок:
— Ко-ко-ко! Надевайтесь на мои ножки!
— Нет, не наденемся: у тебя ножки гладкие, как палочки, а на пальчиках — острые когти. Нет, не наденемся!
— Ко-ко-ко! Надевайтесь!
— Кыш, кыш, петушок! Не лезь к нашим башмачкам. Кыш, кыш!
Вот петушок и убежал.
Лежат башмачки во дворе и плачут:
— Где же тут ножки? На кого мы наденемся?
Подошла к башмачкам собачка:
— Гав-гав-гав! Надевайтесь на мои ножки!
— Нет, не наденемся: у тебя ножки лохматые, везде шёрстка, и пальчиков не видно.
— Собачка, собачка, возьми-ка башмачки. Принеси- ка их нам. Здесь наша детка. Ждёт свои башмачки.
Собачка послушалась, взяла башмачки в зубы.
— Иди, иди, собачка! Иди, иди к нам!
Вот и принесла собачка наши башмачки домой!
Вот теперь где башмачки! Вот на чьих ножках!
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Как случилось, что башмачки оказались во дворе?
• Как плакали башмачки? Что они приговаривали?
• Почему башмачки не стали надеваться на лапки гуся и петушка? Могут ли гуси, петушки или собачки носить башмачки?
• О чём попросили собачку? Что произошло, когда собачка принесла башмачки?
Г. Цыферов. Из цикла «Про чудака лягушонка»
Сказка первая
Однажды лягушонок сидел у реки и смотрел, как в голубой воде плавает жёлтое солнышко. А потом пришёл ветер и сказал: «Ду». И по реке и по солнышку пошли морщинки. Рассердился тут ветер и сказал ещё раз: «Ду, ду, ду». Очень сильно. Он, видимо, хотел разгладить морщинки, но их стало больше.
И тут рассердился лягушонок. Он взял прутик и сказал ветру: «А я тебя прогоню. Ты зачем морщишь воду и любимое солнышко?»
И он погнал ветер, погнал через лес, через поле, через большую жёлтую канаву. Он гнал его в горы, где пасутся козы и овцы. И весь день там лягушонок скакал за ветром и махал прутиком. Кто-то думал: он отгоняет пчёл. Кто-то думал: он пугает птиц. Но он никого и ничего не пугал.
Он был маленький. Он был чудак. Просто скакал в горах и пас ветер.
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Нарисуй картину, которой любовался лягушонок. Что на ней будет изображено?
• Почему рассердился лягушонок? Что он сказал ветру?
• Куда погнал лягушонок ветер? Где он его пас весь день?
• Расскажи, как лягушонок пас ветер. Что он сделал?
• Ты догадался, почему автор называет лягушонка «чудаком»? Разве можно пасти ветер?
Сказка третья (в сокращении)
...Каждый знает, что он ищет. А что искал лягушонок, он и сам не знал. Может быть, маму; может быть, папу; может быть, бабушку или дедушку.
На лугу он увидел большую корову.
— Корова, корова, — сказал он ей, -— а ты хочешь быть моей мамой?
— Ply что ты! — замычала корова. — Я большая, а ты такой маленький!
На реке он встретил бегемота.
— Бегемот, бегемот, ты будешь моим папой?
— Ну что ты, — зачмокал бегемот. — Я большой, а ты маленький!..
Медведь не захотел стать дедушкой. И здесь лягушонок рассердился. Он нашёл в траве маленького кузнечика и сказал ему:
— Ну вот что! Я — большой, а ты маленький. И всё равно я буду твоим папой.
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Знал ли лягушонок, что он ищет? А чего ему хотелось?
• Какой был лягушонок: маленький, грустный, одинокий, весёлый, зелёный, счастливый?
• Согласились ли корова и бегемот стать мамой и папой для маленького лягушонка? Что они ему ответили?
• Что сказал лягушонок маленькому кузнечику?
• Как ты думаешь, теперь лягушонок стал весёлым и счастливым? Кто у него появился: сынок или друг?
Г. Балл «Ветерок заболел»
Однажды маленький ветерок ужасно замёрз. Он летал и бегал по северным странам, у него даже случился насморк и кашель.
— Ап-чхи! — чихнул ветерок.
А мокрый свой нос не мог вытереть. Разве что облачком. Но оно такое чисто-чисто белое, к нему и подлететь боязно. Ветерок не подлетел, надо было скорее-скорее лечиться, чтобы выздороветь.
Старая сосна посоветовала ветерку обратиться за помощью к медведю-врачу.
Прилетел ветерок к медвежьей берлоге. Тук-тук! А носом: хлюп-хлюп!
Медведь подошёл к двери:
— Кто там?
А ветерок уже и говорить не может.
Впустил медведь ветерок в берлогу, дал ему целую банку мёда, а пяточки натёр травой-мяточкой.
Ветерок сразу повеселел, закружился по берлоге, затанцевал, да и опять в дверь — и улетел. Даже не сказал медведю доброе слово «спасибо».
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Что случилось с маленьким ветерком?
• Почему ветерок не стал вытирать свой мокрый нос маленьким облачком?
• Кто помог ветерку вылечиться?
• Что должен был сказать ветерок медведю на прощание?
• Какой момент рассказа понравился тебе больше всего? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средних групп «У сказки чистая душа»
Конспект НОД Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средних групп «У сказки чистая душа» Цель: уточнение представлений о русских народных и авторских сказка...
Проект "По дороге со сказкой"Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творче...
Литературная викторина по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.Задачи: - активизировать знания детей о русских народных сказках...
Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказкам"
Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ ...
Литературная викторина по сказкам для детей среднего возраста "Путешествие по сказкам"
Формирование интереса у детей дошкольного возраста к русским народным сказкам...
Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки».
Сценарий викторины...
Литературные сказки для детей 4-5 лет
Художественная литература...