Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста «Умники и умницы»
материал по художественной литературе (старшая группа)
Закрепить знания детей о зимних месяцах, их особенностях.
Продолжать учить сопоставлять влияние сезонных изменений на жизнь человека, растений, животных.
Активизировать словарь детей, развивать стремление выражать свои мысли, чувства в речи.
Формировать у детей умение взаимодействовать вместе, умение договариваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра-викторина | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста
«Умники и умницы»
Алексеева Т.К.,
воспитатель МБДОУ
детский сад «Теремок»
Программное содержание:
Закрепить знания детей о зимних месяцах, их особенностях.
Продолжать учить сопоставлять влияние сезонных изменений на жизнь человека, растений, животных.
Активизировать словарь детей, развивать стремление выражать свои мысли, чувства в речи.
Формировать у детей умение взаимодействовать вместе, умение договариваться.
Предшествующая работа:
Чтение художественной литературы, беседы, наблюдения, заучивание стихотворений, продуктивная деятельность.
Материалы и оборудование:
Столы для двух команд – участников викторины; эмблема каждой команды; стол для членов жюри, картины с изображением деревьев; 5 конвертов разного цвета с вопросами викторины; корзина с шарами такого же цвета; кружки разного цвета в соответствии с цветом конвертов по количеству заданных вопросов.
Ход:
Дети стоят возле воспитателя.
Воспитатель:
1.Какое сейчас время года?
2. Какие зимние месяцы вы знаете?
3.Какой первый месяц зимы?
4.Что можно сказать о декабре?
Ответ детей «Декабрь, зиму начинает, а год заканчивает».
5.Какой праздник бывает в декабре?
Ребенок читает стихотворение С . Я. Маршака. «Декабрь».
Воспитатель:
Какой месяц следует за декабрём?
Ответ детей:
Январь.
Воспитатель:
Что можно сказать о январе?
Ответы детей:
Январь - второй месяц зимы. Это середина зимы. В январе продолжаются Новогодние праздники. Январь-студень, так говорили в старину. В январе уже настоящая зима.
Ребенок читает стихотворение А.С. Пушкина. »Вот север тучи нагоняя»
Воспитатель:
Какой месяц следует за январём?
Ответ детей:
Февраль
Воспитатель:
Что можно сказать о феврале?
Ответы детей:
Февраль – последний зимний месяц .Это самый короткий месяц в году. Февраль-вьюжник . В феврале празднуют «День защитника Отечества».
Ребенок читает стихотворение «Дуют ветры в феврале».
Воспитатель:
Вот мы и поговорили о зиме. А сейчас мы подведём итог всем нашим зимним наблюдениям. Сделаем мы это так, проведём игру-викторину «Умницы и умники». Для этого нужно разделиться на две команды. (Дети с помощью воспитателя делятся на две команды, выбирают название и эмблему. Команды занимают свои места).
Воспитатель:
Нужно выбрать капитанов команд.
Дети выбирают капитанов команд (договариваются, или при помощи считалки)
Воспитатель:
Внимательно послушайте правила игры-викторины: «У меня в руках пять конвертов разного цвета, а в корзине шары такого же цвета. Каждая команда по очереди будет вытаскивать шар, а я буду задавать вопросы из конверта такого же цвета, как и шар, каждой команде. Отвечать будете по очереди. Судить игру-викторину будет наше уважаемое жюри. Воспитатель представляет членов жюри и председателя. Председатель жюри объясняет правила судейства: за каждый правильный ответ команда получает кружок. В конце каждого конкурса жюри считает кружки. Та команда, у которой кружков больше, получает карточку с изображением эмблемы данной команды.
После соблюдения всех формальностей воспитатель начинает игру-викторину.
Воспитатель:
Итак, наша викторина начинается с разминки: вы должны ответить, правильно ли называю зимние явления. Если правильно – капитан, посовещавшись с членами
команды, дает ответ. На совещание дается 1 минута. Ответ может быть досрочным.
РАЗМИНКА | |
«Льдинки» | «Снежинки» |
1. Зима пришла, тепло принесла | 1. Зимой в лес за дровами ходит |
2. Зимой бывает праздник Новый год. | 2. Зимой сено косит |
3. Иду я зимой по лесу, а навстречу мне еж. | 3. Зимой медведь спит. |
4. Зимой день длинный, ночь короткая. | 4. Зимой в лесу я встретила зайца и лису. Рядом сидели, кору с дерева ели. |
5. Вышла я зимой на улицу, а там снег, ветер. | 5. Зимой на речке тает лед, наступает ледоход. |
6. Зимой сова спит. | 6. Зимой нет снега. |
7. Зимой деревья растут. | 7. Зимой пчелы мед собирают. |
Воспитатель:
Вот и закончилась наша разминка. Сейчас жюри подведет итоги, а мы продолжаем.
Капитан команды «Льдинки» достает из корзины шар (зеленый).
Вопросы из зеленого конверта (о деревьях).
Правило: отвечает та команда, которой задан вопрос. Если они не знают ответа, или ответили неправильно – отвечает команда соперников.
Вопросы про деревья. | |
«Льдинки» | «Снежинки» |
1. Растут ли зимой деревья? | 1. Холодно ли дереву зимой? |
2. Сок какого дерева все любят? | 2. Какое дерево называют новогодним? |
3. Какое дерево считают символом России? | 3. Из какого дерева непослушным детям варят кашу? |
4. Назовите лиственные деревья. | 4. Назовите хвойные деревья. |
5. Русская красавица стоит на поляне с тонкими ветвями в белом сарафане. | 5. Что же это за девица? Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках целый год. |
6. Никто не пугает, а вся дрожит. | 6. С какого дерева пчелы мед берут, а люди лапти плетут? |
Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».
Дети подходят к воспитателю. Воспитатель объясняет правила игры.
В группе в разных местах размещены картинки с изображение дерева. Воспитатель называет отличительные приметы у дерева. Дети должны узнать дерево по описанию и подойти к картинке с изображением этого дерева.
В это время жюри подводит итоги. По окончанию игры дети занимают свои места. Председатель жюри озвучивает результаты двух туров.
Капитан команды «Снежинки» достает очередной шар из корзины. (желтый).
«Льдинки» | «Снежинки» |
1. Приметы начала зимы. | 1. Приметы конца зимы. |
2. Какими природными явлениями зима выражает свою радость? | 2. Какими природными явлениями зима выражает свою злость? |
3. Что такое снег? | 3. Что такое лед? |
4. Когда из снега можно слепить снеговика? | 4. В какую погоду снег искрится, серебрится? |
5. Кто угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки – над миром пушинки. | 5. Он вошел – никто не видел. Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. |
7. Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. | 7. Покружилась звездочка в облачке немножко, села и растаяла на моей ладошке. |
8. Рыбам жить зимой тепло, крыша – теплое стекло. | 8. Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. |
9. Как называют зиму поэты и писатели? |
Пока жюри подводит итоги этого тура, ребенок читает стихотворение «Белая береза».
Жюри оглашает результаты.
Капитан команды «Льдинки» достает шар из корзины» (синий).
Вопросы о животных. | |
«Льдинки» | «Снежинки» |
1. Назовите диких животных. | 1. Назовите домашних животных. |
2. Какие животные делают запасы на зиму? | 2. Чем похожи медведь и еж? |
3. Кто зимой меняет цвет шерстки? | 3. Зачем лисе пушистый хвост? |
4. Каких животных называют плотоядными? | 4. Каких животных называют травоядными? |
5. Хвост пушист, а глазки зорки. Прыгает по веткам елки. На земле сорвет грибок и в дупло с грибочком скок. | 5. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной. А когда придет весна – пробуждается от сна. |
6. Что же это за плутовка? Рыжая у нее головка. Хвост пушистый – вот краса. А зовут ее …. лиса. | 6. Под соснами, под елками лежит клубок с иголками. |
7. Животные и их детеныши | |
Медведь – медвежонок – медвежата Лиса – лисенок – лисята Волк – волчонок - волчата | Заяц – зайчонок – зайчата Еж – ежонок- ежата Белка – бельчонок – бельчата |
Воспитатель:
Пока жюри подведет итоги у нас музыкальная пауза.
Музыкальная пауза. Музыка «Времена года» Чайковский
Жюри оглашает итоги.
Далее капитан команды «Снежинки» достает жар из корзины (красный).
Вопросы о птицах | |
«Льдинки» | «Снежинки» |
1. Как называю птиц, которые остаются с нами зимовать? | 1. Как называют птиц, которые улетают осенью в теплые края, а весной прилетают обратно. |
2. Назовите перелетных птиц. | 2. Назовите зимующих птиц. |
3. Назови птиц по картинке | |
4. Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шнырят, крошки собирает. | 4. Непоседа птица эта, одного с березой цвета. |
5. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать. С первым снегом на рябину прилетает к нам опять. | 5. Непоседа невеличка, желтогруденькая птичка. Ем я сало и пшеничку, а зовут меня синичка. |
6. Что любит синица? | 6. Что любит воробей? |
Воспитатель:
Ну вот, ребята, и закончилась наша викторина. Сейчас жюри подведет итоги этого тура и огласит общие итоги.
Председатель жюри оглашает итоги. Вручение памятных подарков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста «Наш Коми край»
Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста «Наш Коми край»(Участвуют 2 команды, выбрать капитанов)Ведущий: Родился я в Коми крае-...
« Спасателем-пожарным можешь ты не быть, а правила ты знать обязан !»Игра – викторина для детей старшего дошкольного возраста
Продолжать знакомить детей с профессией спасателей- пожарных , правилами пожарной безопасности.Показать роль огня в жизни человека как положительную, так и отрицательную.Развивать выносливость ,сообра...
Конспект игры-викторины для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Улицы родного города».
На данном мероприятии логопед закрепляла знания детей оулицах родного города Саров: их названия, в честь кого они названы и др....
Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Мы помним, мы гордимся»
Игра-викторина, приуроченная ко Дню Победы, включает в себя конкурсы, загадки, музыкальные задания, спортивную эстафету. Тематическое занятие рекомендуется проводить в группе детей старшего (под...
Методическая разработка познавательной игры – викторины для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Готовность 01»
Игра-викторина "Готовность 01" направлена на закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о пожарной безопасности в природе....
Игра – викторина для детей старшего дошкольного возраста «В царстве насекомых»
Программные задачи: - закрепить представления детей о насекомых;- создать у детей положительный эмоциональный отклик;- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;- формировать комму...
Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста по экологии «Зимняя викторина»
Цель: Закрепление знаний детей о Зиме...