"Чтение художественной литературы детям в кругу семьи"
статья по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Савицкая Светлана Степановна

Давайте зададим себе вопрос для чего нужна книга?, Для чего нужна книга детям? Для чего нужна не просто книга, а художественная литература? Я думаю, не многие дадут сразу ответ на этот вопрос. Скорее всего, большинство скажет "а зачем нужна книга, да ещё и читать ее самим, если вокруг есть разного рода гаджеты?" Этой статьей я постараюсь переубедить Вас, нас с Вами взрослых в том, что ребёнку чтение художественной литературы необходимо, а чтение ее в кругу взрослых, врагу своей семьи пойдет не только на Польшу ребёнку, но и создаст душевную теплоту и гармонию в отношениях. 

Пожалуй начнем...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chtenie.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района

Санкт-Петербурга

«Чтение художественной литературы детям в кругу семьи»

                    Составила:

воспитатель Савицкая С.С.

Санкт – Петербург

2020

Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются

Английские детские писатели

Давайте зададим себе вопрос для чего нужна книга?, для чего нужна книга детям?, для чего нужна не просто книга, а художественная литература для детей? Я думаю, не многие сразу дадут точный ответ на этот вопрос. Скорее всего большинство скажет, «а зачем книга, да ещё и читать самим если есть разного рода гаджеты?» Этой статьей я постараюсь переубедить нас с Вами взрослых в том, что ребёнку чтение художественной литературы необходимо, а  чтение ее в кругу родных и близких людей привнесут Вам и Вашему ребёнку самые теплые, самые светлые моменты в нашей суровой реальности.

Пожалуй начнем…

Не будем оспаривать тот факт, что привычка читать зарождается в семье. Семья припадает первые уроки для самых маленьких. Многие бабушки и дедушки по старинке качая или убаюкивая малыша перед сном рассказывают сказки, поют колыбельные песни. Но как быть с тем, когда малыш подрос и у нас, взрослых катастрофически не хватает времени на то, что бы уделить время и почитать на ночь, и мы, включаем в телефоне мультфильм, или ставим игру. А что тут такого? Скажут многие «под присмотром и ладно», «на улице не болтается» Но в этом и заключается сама страшная опасность.
К большому сожалению, мы не осознавая того сами, лишаем ребенка радости в жизни. В настоящее время общество столкнулось с таким потоком массовой информации, телевизор, интернет, радиовещание направлено на целевую аудиторию подростков и взрослых не давая шанса маленьким  детям выйти из этой рутины. Таким образом, пресса, телевидение, игры, интернет обрушиваются на светлые головы детей агрессией и жестокостью.
Чтение в детском возрасте формирует кругозор малыша, он видит мир в розовых тонах, и даже если в сказке волк съедает бабушку, то ребенок все равно знает он находиться под защитой своих родных и близких и все в сказке закончиться хорошо. Книга для ребенка дает дорогу в мир полный тайн, открытий, открывает перед ним дверь в мир нравственных качеств и моральных ценностей. Книга учит ребенка, что хорошо, а что плохо, учит как вести себя, учит красиво говорить.  Наконец, книга обогащает его язык,  формирует словарный запас, улучшает память, и является прекрасной возможностью увлекательно и с пользой провести время.
В то время как просмотр кино, мультфильмов или даже компьютерные игры приводят к тому, что ребенок становиться бездеятельным. Но давайте разберемся так ли уж нужна книга как книга, или достаточно того что можно включить  синтезированную, записанную на диктофон или на диск сказку, а может даже целое литературное произведение? Дело даже не в том, что само по себе чтение художественной литературы формирует у ребенка  образное мышление, дело в том что, книга несёт в себе такой огромный воспитательный потенциал, от которого книголюб становиться более богат духовно. Помните, когда-то, (не побоюсь этого слова) каждая книга бала событием для всей семьи. Она занимала в жизни человека большую часть свободного времени. Для многих появление той или иной книги в доме было целым приключением, праздником если хотите.  Ребенок который не читает сам и даже не интересуется книгой, ребенок которому очень тяжело воспринимать информацию, текс на слух, он не хочет анализировать, думать, не хочет прикладывать активного участия, мышления, не хочет напрягать свою память ,не может включить     воображение – такие дети к сожалению страдают больше всего, ведь из-за  нехватки  психо –эмоционального общения со взрослыми и сверстниками, у детей появляются ложные представления об общении между людьми. Если взрослые не проявляют интерес к чтению книг, то и ребенок становиться пассивным.  Хорошим примером для ребенка имеет чтение книг с нравственным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, любознательность, эффективные коммуникативные навыки, сочувствие, отзывчивость и заботливое отношение к близким. Одним из приемов, углубляющих понимание содержания,  является повторное чтение. Дети с интесом прослушивают раз за разом  знакомые им рассказы и сказки. При этом, наиболее подходящим из условий, обеспечивающих наиболее полноценное восприятие произведения это объяснение незнакомых слов. Оставьте свою лень и поясните все слова, значение которых может быть не совсем ясным для ребенка. Интерес к читаемому произведению сильно снижается, когда в тексте много непонятных слов. Отличительное место в детском чтении отводится книгам с весёлыми картинками и весёлым текстом, что способствует воспитанию у ребенка хорошего чувства юмора, которое на прямую связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутки окружающих и шутить самому. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 – 7 лет

Подготовительная работа:
  1. Анонимное анкетирование родителей согласно предложенной теме собрания. Анкеты заполняются дома  а анализируются  и используются  в ходе собрания.
  2. Разработка  и изготовление рекомендаций по теме собрания.
  3. Подготовка литературы  , детских рисунков  и поделок на  выбранную тему.
  4.Подготовка наглядных материалов: плакатов, слайдов.

Целью является: поддержании интереса к книге как к источнику  познания  окружающей действительности и приобщение детей и их родителей к чтению художественной литературы.

Задачи:
  1. Фоормирование и развитие личности ребёнка через произведения устного народного творчества и художественной литературы.
  2. Расшрить представление родителей о значении чтения в жизни дошкольника.
  3. Привлечь  родителей и окружение ребёнка  к активному участию  в образовательном процессе.
  4. Совместное посещение библиотек и выставок связанных с художественной литературой

Ожидаемый результат:
  1. Рост интереса детей и взрослых к восприятию художественной литературы.
  2. Тематические выставки (рисунок, поделка, аппликации, живой материал, и т.д.)
  3. Оформление читательского дневника (дошкольник + родитель)
  4. Увеличение количества читающих семей, посещающих детскую библиотеку.
  5. Повторное анкетирование (нацеленное на определение показателей)

Литература для детей

Русский фольклор 

Фольклор народов мира 

Произведения поэтов и писателей России 

Песенки

«Как на тоненький ледок»; «Никоденька-гусачок.»;, «Уж я колышки тешу.»; «Как у бабушки козел.»;, «Ты мороз, мороз, мороз.»; «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж.»; «Ранним-рано поутру.», «Грачи-киричи.»; «Уж ты, пташечка, ты залетная.»; «Ласточка- ласточка.»; «Дождик, дождик, веселей.»; «Божья коровка».

Песенки

«Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка», «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Поэзия

И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»; М. Цветаева «У кроватки»; С. Маршак «Пудель»; С. Есенин «Береза», «Черемуха»; И. Никитин «Встреча зимы»; А. Фет «Кот поет, глаза прищурил»; С. Черный «Волк»; В. Левин «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов «Мирная считалка»;  С. Городецкий «Котенок»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; А. Барто. «Веревочка».

Проза

В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов «Живая шляпа»; Алмазов «Горбушка»; А. Гайдар «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский «Кот-ворюга».

Сказки.

«Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто;  «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна- лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина; «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Сказки

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;, «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Литературные сказки

Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы);  B.Бианки «Сова»; Б. Заходер «Серая звездочка»; А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Н. Телешов «Крупеничка»; В. Катаев «Цветик-семицветик».

Литература для детей

Произведения поэтов и писателей разных стран 

Для заучивания наизусть 

Дополнительная литература

Поэзия

А. Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C.Маршака; В. Смит «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Лж. Ривз «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

«По дубочку постучишь.», рус. нар. Песня; И. Белоусов «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

Русские народные сказки.

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».

Зарубежные народные сказки.

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

 Литературные сказки

А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (главы);  О. Пройслер «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Каклягушку продавали»; Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Литературные сказки.

X. Мякеля «Господин Ау» (главы, пер. с финск. Э. Успенского;

Р. Киплинг «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи з пер. С. Маршака;

А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр., пер. со швед. Л. Лунгиной.

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька.»;

Э. Успенский. «Разгром».

Проза.

Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»;  Г, Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев «Буква „ы»»; М. Москвина «Кроха»; А. Митяев «Сказка про трех пиратов».

Поэзия.

Я. Аким «Жадина»; Ю. Мориц «Домик с грубой»; Р. Сеф «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал,.»; Д. Чиарди «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р Сефа; Б. Заходер «Приятная встреча»; С. Черный «Волк»; А. Плещеев «Мой садик»; С. Маршак «Почта».

В заключение, хотелось бы сказать. Уважаемые родители, бабушки, дедушки. К большому сожалению, книга – не учебник, она не может дать нам готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Приучение детей к чтению требует неимоверных усилий и времени. Никто за родителей этого не сделает. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьётся ли любознательность и интерес к чтению, превратится ли этот интерес в источник мудрости — зависит во многом от Вас, мамы и папы.

Изучаемая литература:
1. Барташева , Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34.
2. Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению
// Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56.
3. Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52.
4. Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с.
5. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2007.-№ 8.-С. 39-41.
6.Кирьянова, Р. А . Учимся  играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 3. - С 7-12.
7. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским. - СПб., 2000. - 511с.
11. Тюнников , Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 3 -38.
12 . Журнал дошкольная педагогика №9,2013, с. 22
13. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе» М.: Мозайка-Синтез
14. Ушакова О.С. « Методика развития речи дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ» М.: Гуманитарный, изд. Центр ВЛАДОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект занятия. Коммуникация. Чтение художественной литературы. 2-ая мл. Тема: Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей».

Конспект занятия. Коммуникация.  Чтение художественной литературы. 2-ая мл.Тема: Чтение рассказа  К. Ушинского «Петушок с семьей».Цель: Воспитывать умение слушать рассказ, воспроизводит...

Круг детского чтения: рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям с общим недоразвитием речи

Главная ная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текс...

Консультация для родителей "Чтение художественной литературы в кругу семьи"

Консультация для родителей "Чтение художественной литературы в кругу семьи"...