План работы по самообразованию "Духовно-нравственное развитие"
рабочая программа по художественной литературе (старшая группа)
План работы по самообразованию "Духовно-нравственное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию | 55.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Детский сад №66»
Согласовано Утверждаю
Педагогическим Советом №6 Заведующая МДОУ «Детский сад №66»
От 31.08.2020г. _____________Ю.Ш. Дегтярева
Приказ № 132от 31.08.2020г.
ПЛАН
РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Разработчик: воспитатель
первой кв. категории Коняхина Т.А.
Саранск 2019-2022
Сведения о педагоге
1. Коняхина Татьяна Анатольевна
2.Дата рождения - 26 января 1977
3.Педагогический стаж работы- 16 лет
4.Образование - Высшее
5.Категория – Первая квалификационная категория
6. Дата начала работы над темой – сентябрь 2019 года
7. Предполагаемая дата окончания работы – май 2022
Тема: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы»
Цель:
повысить своё профессиональное мастерство.
развить нравственные нормы поведения, взаимоотношения у дошкольников , через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи:
Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников.
Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты для детей:
у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;
разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;
умение бережно относится к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Пополнение собственного мини-сайта, распространение публикаций в сетевом педагогическом сообществе. Обогатить предметно-пространственную среду.
Литература:
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г.
Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ушакова О.С : « Развитие речи детей 5-7 лет». М.: Сфера, 2015
3. . Зимина М. А., Ганичева И. А. Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 136-138.
4. Т. А Шорыгина «О характере и чувствах» М.: «Творческий центр», 2013г
5.Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
6. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
7. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
8. Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В.
9. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.
План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Месяц | Формы работы | Практический выход | |||
Методическая работа по теме самообразования | с детьми | с педагогами | с родителями | ||
Сентябрь | Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения. Постановка целей, задач работы. Выдвижение гипотезы. | 1.Выявить уровень развития детей. 2.Оформление игровой зоны «Библиотека». 3.Подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения; В.Осеева «Волшебное слово» | Обмен опытом по теме «Духовно-нравственное развитие детей» | Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с книгой» | Мониторинг Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). «Принимаем гостей» Формировать культуру поведения в гостях. |
Октябрь | Подбор дидактических игр. Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах Составление перспективного плана. . | 1. Разработка дидактической игры: «Угадай сказку». 2. Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок». 3. Подготовка к осеннему развлечению. | Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка». | Организация книжной выставки для родителей «Художественная литература для детей 4-5 лет» | Дидактическая игра: «Угадай сказку». Развлечение « Осень золотая» |
Ноябрь | Подбор и анализ художественной литературы писателя С.А.Пушкина | 1. Чтение стихов А.С. Пушкина. 2. Знакомство с прологом поэмы "Руслан и Людмила"- "У лукоморья дуб зеленый. " 3. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» | Консультация «Роль произведений А.С. Пушкина в воспитании нравственных качеств дошкольников» | Анкетирование «Сказки Пушкина дома» | Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина. Викторина по сказкам А.С. Пушкина Двигательные импровизации по тексту сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Декабрь | Подбор и анализ художественной литературы на тему «Порядочность» | 1. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» 2. А. Барто «Есть такие мальчишки» 3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход», 4. В. Осеева «Хорошее», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», | Разработка дидактической игры «Сказочные карты». Использование картинок сказочных героев из детских книг, журналов, с помощью которых, дети сочиняют свои сказки. | Консультации для родителей: тема «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» | Выставка работ (дети и родители) «Новогодняя сказка». Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку»; |
Январь | Подбор и анализ художественной литературы на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни» | 1. Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни». 2. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 3. Чтение и обсуждение рассказов . Толстой «О людях больших и маленьких», С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз» | Разработка рекомендаций по проведению акции «Дерево добрых дел» | Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» | Акция «Дерево добрых дел» Речевая игра «Говорим ласковые слова» Цель: формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме. |
Февраль | Подбор и анализ художественной литературы на тему «Трудолюбие» Разработка картотеки с русскими народными пословицами и поговорками на тему «Труд» | 1.Чтение произведений: К. Чуковский «Федорино горе», Ш. Галиев «Три копейки на покупку»; А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; 2. С.р.игры: «Парикмахерская» 3. Беседа «Труд взрослых в детском саду» 4. Загадки о труде. | НОД по социально- коммуникативному развитию (самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание) «В гостях у Федоры». | Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку» | Д. игра «Я начну, а ты продолжи» пословицы о труде. Дидактическая игра: «Угадай профессию» Уборка в игровых уголках. |
Март | Подбор и анализ методической и художественной литературы на тему «Православные праздники» | 1.Чтение художественной литературы: В.Бородина Стихотворение «Дорога к храму», 2. «Жаворонки - забытый праздник весны» Просмотр презентации. 3. Совместная работа детьми(лепка из солёного теста) «Жаворонки». | Изучение статьи: «Роль народных праздников в развитии чувства доброты у старших дошкольников». Карпухина Г.А. | Беседа с родителями на тему «Традиции Вашей семьи». | Выставка работ «Православный Храм» Прослушивание аудиозаписи «Колокольные звоны Руси» Развлечение «Масленица». Хоровод «Веснянка» |
Апрель | Подбор и анализ методической и художественной литературы на тему «Пасха» Составление картотеки народных игр | 1. Просмотр презентации «Пасха - Светлое Христово Воскресенье». 2.Беседа «Воскресение Христа». 3.«Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром. 3. Дидактическая игр: «Приметы весны» 4. Подвижные игры. «Игры с яйцами», «Чоканье», «Кучки», « Гори ясно» | Рекомендации для педагогов: «Единство воспитателей и семьи в духовно-нравственном развитии дошкольников» | Анкетирование «Православные традиции в семье» | Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо». Сценка «Пасхальное яичко». Выставка совместных работ детей и родителей (поделки) «Пасхальное украшение» |
Май | Подборка материалов, методической литературы, художественной литературы на тему «День Победы». Знакомство детей с историей страны — Великой Отечественной войной на примере произведений художников; | 1.Чтение произведений: Е. Благинина «Шинель», А.Барто «На заставе», З. Александрова «Дозор», Т. Белозерова «День Победы». 2. Беседа «Кто такие ветераны?» 3. Сюжетно - ролевая игра «Семья. Мы идем на парад». | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Анализ затруднений. | «Своя земля и в кулачке родная». Рассказывание о подвигах наших прадедов. Посещение с родителями митинга, посвященному Дню Победы. | Выставка рисунков и поделок «С Днем Победы!» (дети совместно с родителями НОД « День Победы» Лепка: «Военная техника. Самолет. Вертолет» Мониторинг освоения программы самообразования. |
Июнь | Подборка материалов, методической литературы, художественной литературы на тему: «Культурное развитие и соблюдение правил морали» | 1.Чтение худ. литературы: Ш. Перро «Красная Шапочка»; «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка», С. Воронин «Трусишка», А. Барто «Медвежонок – невежа», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». 2. Организация культурно-досуговой деятельности: экскурсия в библиотеку | Обсуждение «Трудности в реализации плана самообразования» | Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимого отношения к окружающим». | Литературная викторина «Сказочная страна». Внесение книг в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций. |
Июль | Планирование деятельности и перспектив развития. Изучение литературы по данной теме. |
Качественный анализ результатов работы с детьми по теме самообразования | Обмен опытом по составлению перспективного плана теме самообразования | Рекомендации родителям «Особенности развития детей 5-6 лет» | Помощь в восстановлении книг совместно с детьми. |
Август | Составление плана работы на следующий год по теме самообразования. | Разработка практического этапа по теме самообразования | Обмен опытом в индивидуальных консультациях. | Консультации для родителей: «Читаем детям», о пользе чтения, как воспитать интерес к книге | Акция благотворительности «Подари детям книгу» (обогащение книжного уголка). |
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год
Месяц | Формы работы | Практический выход | |||
Методическая работа по теме самообразования | с детьми | с педагогами | с родителями | ||
Сентябрь | Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования. | Чтение русских народных сказок. | Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» | Консультации для родителей: «Как подружить ребенка с книгой». | Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Разгадывание загадок на тему: «Герои русских народных сказок», |
Октябрь | Изучение темы: «Роль сказки в правовом воспитании детей». Разработать педагогический проект, направленный на повышение нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, | 1.Чтение «Просто старушка» В. А. Осеевой Рассказ о том, что помощь следует оказывать любому человеку, попавшему в беду, а не только родственникам и знакомым. 2. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Мораль этой сказки- если быть добрым и бескорыстным, то справедливость восторжествует, а зло будет наказано. | Консультация «Социально- нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы». | Анкетирование: «Поделиться вашей точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка». | Изготовление открыток для бабушек и дедушек. Разыгрывание сказок с помощью инсценировки разнообразных видов театра. |
Ноябрь | Подбор и использования художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). | 1.Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка» Сказка учит любить, ценить своих родителей. 2. Чтение рассказа «Старый дед и внучек» Л. Н. Толстого Мораль басни. «Что посеешь, то и пожнешь. | Консультация для педагогов «О воспитании интересам к чтению» | Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой». | Выставка «Портрет моей мамочки» Акция « Принеси любимую книгу для чтения в сад» |
Декабрь | Создание картотеки сказок для работы с детьми. Изучение темы: «Духовно-нравственной развитие детей посредством книги» | 1.Чтение рассказа Л. Н. Толстой «Филиппок» Сказка учит самостоятельности и умению достигать поставленной перед собой цели. 2. «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». Мораль: добро вознаграждается, а зло карается. | Обмен опытом: картотека дидактических игр по сказкам | Консультации для родителей: «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!» | Оформление выставки работ (дети и родители) «Зимние сказки». Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок: |
Январь | Изучение темы: «Зарубежная литература в воспитании дошкольников». Составление картотеки зарубежных сказок. Оформление в группе книжного уголка. | 1. Ш.Перро: «Красная шапочка», «Золушка», Сказка учит быть добрыми, трудолюбивыми, искренними, сострадательными. И в то же время показывает, как нехорошо быть злым, грубым, несправедливым, жестоким человеком. 2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» Мораль в том, что только любовь и дружба близких людей являются самыми большими ценностями. | Методические рекомендации для педагогов при работе с детьми дошкольного возраста над нравственными понятиями с использованием сказки. | Советы родителям: " О пользе чтения книг или что и как читать детям 5 – 6 лет» | Театральная деятельность с детьми (театр масок) постановка сказки «Красная шапочка». Рисование иллюстрации к любимой сказке. Буклет «Рекомендации по формированию нравственных ценностей и культуры поведения младших школьников» |
Февраль | Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». | 1. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Главная мысль рассказа в том, что обманывать – это плохо. Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни». 2. Чтение произведений о подвигах солдат У. Бражнина «Шинель», Я. Длуголенский «Что могут солдаты» | Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии» | Консультация для родителей: «Воспитание ответственности через сказку». | Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо» Выставка совместных работ детей на тему: «Наши любимые сказки». |
Март | Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов | 1. Чтение произведений о женщинах, мамах. 2. Чтение сказки Шарль Перро "Золушка" Сказка учит нас оставаться добрыми и не срывать свою злость на других. Умение прощать – это главная мысль сказки. | Рекомендации для педагогов «Учим наизусть» | Консультация для родителей «Сказка – ложь, да в ней намёк…» | Продуктивная деятельность. Подарки для мам Дидактические игры: «Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе выражения из сказок) |
Апрель | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. | 1.Чтение украинской народной сказки «Колосок» Главная мысль сказки- пословица «Какие труды, такие и плоды»? 2. Чтение сказки «Три поросёнка» Сказка учит трудолюбию и упорству в достижении своей цели, дружбе, сплоченности . | Консультация для воспитателей «Чему учат сказки и потешки» | Оформление выставки для родителей: Выставка книг. | Организация конкурса рисунков «Вот и сказочке конец» Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». Викторина «Профессии сказочных героев» |
Май | Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. | Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. 1.Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети» 2.С. П. Алексеев «Брестская крепость» 3.Соболев Леонид «Батальон четверых» | Выступление на педсовете. | Рекомендации «Что читать детям на каникулах» | Отчёта о проделанной работе за учебный год. Участие в параде Победы Буклет - рекомендация для родителей с картотекой произведений «Что читать детям на каникулах» |
Июнь | Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования. | Чтение сказок С.А. Пушкина 1. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Основной мыслью: " Радуйся тому, что имеешь, и будь благодарен за это" 2. «Сказка о попе и работнике его Балде» Сказка учит ценить труд, призывает быть щедрым, сообразительным, целеустремленным и верным слову. 3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Сказка учит вере в добро, верности слову и любви. | Обмен опытом: список литературы для детей 5-6 | Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам». | Театрализация для младшей группы «Репка» Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А.С. Пушкина Картотека детской литературы для детей 5-6 лет |
Июль | Составление плана работы на следующий год по теме самообразования. | 1.Чтение сказки С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Главная мысль в том, что доброе и любящее сердце способно смягчить злобное и черствое существо. 2.. Чтение сказки "Цветик - семицветик" Валентина Катаева Сказка учит доброте. | Памятка «Приоритеты нравственно-духовного воспитания» | Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!! » (о домашнем чтении вслух) | Семейная фото выставка «Папа, мама, я – читающая семья» Подготовка кукольного театра и показ дошкольникам сказки «Колобок». |
Август | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях в новый учебный году. | 1.Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка» Главную мысль этого произведения «Мы в ответе за тех, кого приручили". 2. «Золотой ключик, или приключения Буратино» Она напоминает всем, что несправедливость всегда будет повержено, а добро преодолеет все преграды. | Обмен опытом по составлению перспективного плана на следующий учебный год | Рекомендации «Личная библиотека вашего ребенка» | Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад (с музыкальным сопровождением). |
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по интеллектуально-художественному развитию с детьми средней группы
Система работы по интеллектуально-художественному развитию в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий...
План работы по коррекции речевого развития в младшей дошкольной группе
Опираясь на полученные диагностические данные, программу второй младшей группы, учитывая индивидуальные особенности детей, мы постарались построить работу так, чтобы...
Перспективный план работы с детьми по развитию коммуникативно-речевой компетентности через проект "Наше детское телевидение"
Перспективный план работы с детьми по развитию коммуникативно-речевой компетентности через проект "Наше детское телевидение"...
Перспективный план работы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми старшей группы
Данный перспективный план разработан с учётом возраста и интересов дошкольников, с учётом постепенно усложнения игр....
План работы по теме самообразования «Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»
План работы по теме самообразования «Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»...
План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"
План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...
ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.Задачи:Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методи...