Конспект занятий по художественной литературы с использованием технологии продуктивного чтения
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Конспект НОД по восприятию художественной литературы по технологии продуктивного чтения-слушания в старшей группе
Тема: Знакомство и чтение произведения Тихонов Н.С. «Умный танк»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство и чтение произведения Тихонов Н.С. «Умный танк» | 293.83 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара
Составила: Воспитатель первой квалификационной категории: Горянина Е.А.
Конспект НОД по восприятию художественной литературы по технологии продуктивного чтения-слушания в старшей группе
Тема: Знакомство и чтение произведения Тихонов Н.С. «Умный танк»
Цель: создание условий для развития интереса и мотивации к изучению литературы о Великой Отечественной Войне на основе произведения Тихонов Н.С. «Умный танк»
Образовательные задачи:
Познавательные:
- Познакомить с произведением Тихонов Н.С. «Умный танк»
-Уточнить представления детей об особенностях рассказа, отличии от других литературных жанров.
- Добиваться от детей грамотных ответов на поставленные вопросы.
Развивающие: - развивать способность к целостному восприятию произведений
- развивать диалогическую речь, логическое мышление
- развивать патриотическое воспитание детей на примере событий ВОВ
- развивать и обогащать словарный запас.
Воспитывающие:
- воспитывать умение слушать рассказ
- воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям
-воспитывать патриотические чувства.
Материалы: Книга Тихонов Н.С. «Умный танк» , иллюстрации к книге, портрет писателя
Применяемая технология: технология продуктивного чтения – слушания
Тип занятия: дистанционное
Время: 25 мин
№ | Этапы | Деятельность педагога (взрослого) |
I. | До чтения | - Ребята, война.-это трудная тема. Война была огромным горем, она оставила свой след в душе каждого - и пережившего войну, и родившегося после. Прошло уже 75 лет, как кончилась война, а писатели и поэты продолжают о ней писать, переживать всё заново. Сегодня я прочту вам рассказ, который называется «Умный танк». Написал его Николай Тихонов. Приложение 2 Тихонов Николай Семенович поэт родился 22 октября (4 ноября н.с.) в Петербурге в семье цирюльника. Рос среди детей ремесленников, учился в городской школе, затем — в Торговой школе, где преподавали коммерческие науки, товароведение, стенографию. Продолжать образование не мог — надо было помогать семье, жившей очень бедно. Поступил писцом в Главное морское хозяйственное управление. Стихи начал писать рано. Посмотрите на его лицо, какое оно? Как вы думаете, кем он работал? С началом первой мировой войны уходит добровольцем на фронт, служит в гусарском полку (позже напишет об этом в стихах «Жизнь под звездами», в книге «Военные кони»). Рассказ, который мы с вами прочитаем входит в серию произведений о войне, он называется «Умный танк». Как вы думаете почему? Подумайте по его названию, о чем этот рассказ? Просмотр иллюстраций к рассказу (Приложение 3) - Посмотрите на иллюстрации, почему художник изобразил танк в огне? Подумайте ,что хотел этим высказать художник. - А теперь давайте проверим правильно ли вы подумали. |
II. | Во время чтения | Чтение рассказа «Умный танк» с остановками (Приложение 3) - Сегодня я вам будем читать это произведение. Мы будем во время чтения вести «диалог с автором», это значит, что я буду останавливаться во время чтения, буду вам задавать вопросы или вы мне, будто бы мы общаемся с автором , будем на них отвечать или предполагать дальнейшие события. А затем проверять, что автор говорит об этом в тексте. -Кем был товарищ Загорулька-ответы детей. -За , что любил танк чистоту?-ответы детей - Почему Танку товарища Загорулько очень нравилось на войне рвать колючую проволоку? Ответы детей - Зачем танк раскачивать столбы вперёд-назад Ответы детей - Танк говорит пушке: "Ну, теперь, старина, ты поработай".Как вы думаете, для чего он так говорит? Предположения детей - «Как коня, подымет танк на дыбы»,Как вы это понимаете что значит подымет на дыбы?- Ответы детей - Ребята за что враги полили в танк? — Ответы детей - «Но вдруг запахло в нём как-то неприятно и горячо стало, как в печке» ребята почему в танке стало жарко, что произошло с командой и с танком?Ответы детей. А кто запомнил что такое "фугас"?Ответы детей Как вы думаете, что могло произойти дальше? Ответы детей - «Стоит танк, как герой, и словно спрашивает у Загорулько: "Что дальше будем делать?"как вы это понимаете эти слова? Ответы детей -Посмотрел на своего друга командир. "Эх, хороший был танк! Конечно, мы его ночью к себе вытащим с поля битвы, но сейчас бросать его жалко".Что можно сказать о характере и качествах командира Загорулько ? Ответы детей - «Поставил он танк на заднюю скорость, дал постоянный газ - и скорее прочь».Ребята почему командир принял такое решение? Ответы детей - Как вы думаете чем закончиться этот рассказ? Ответы детей - Послушайте пожалуйста , как закончил рассказ сам автор. - Так почему ребята автор назвал свой рассказ «Умный танк»?Ответы детей Повторное чтение рассказа |
Физкультминутка | А сейчас ребята я предлагаю вам отдохнуть и поиграть со мной в игру «Мы военные» Мы станем все военными, Шагают на месте. Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через Будем в Армии служить, стороны. Будем Родину любить. Движения повторяются. Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль». Будем мир мы защищать! Шагают на месте. Физкультминутка: «Пусть всегда будет мир!» Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой. Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой. Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой. Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя. Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны. Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку. Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад. Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой. | |
III. | После чтения. Обсуждение прочитанного | - Ребята, вы ожидали, что у рассказа будет такая концовка? - Понравился вам рассказ? Чем? - - Какой был танк у командира Загорулько ? (могучий, отважный, мужественный, сильный, страшный, хитрый) - Каким человеком оказалась командир Загорулько? (Умным, храбрым, добрым, отзывчивым, ответсвенным ) - Можно боевую машину-Танк назвать «Героем»? Почему? - Как бы вы назвали этот рассказ? («Танк командира Загорулько»; «Храбрый танк» и так дл. ) |
IV. | Подведение итогов. | - Какой рассказ мы сегодня с вами прочитали? - Кто автор этого произвидения? - О каких героических поступках мы прочитали? -Какие новые слова вы сегодня услышали? ("фугас") - Нужно ли читать произведения о Великой Отечественной войне |
Приложение № 1:
Николай Семенович Тихонов
Рассказ «Умный танк»
Танк, которым командовал товарищ Загорулько, любил, чтобы за ним ухаживали, чистили, мыли, протирали каждый винтик и водили на далёкие прогулки в поле. Впрочем, это любят обычно все танки, хотя характер у них разный: один лёгок на подъём, другой больше по воде ходить умеет, третий прыгает лучше других.
Танку товарища Загорулько очень нравилось на войне рвать колючую проволоку. Подъедет Загорулько к самой проволоке, зацепит её якорем и даст задний ход. Танк фыркнет от удовольствия и потянет за собой сразу целую кучу кольев. А проволока, как паутина, встанет в воздухе и рвётся на куски. Пехоте путь свободен.
Если же встретятся гранитные столбы,, накинет Загорулько цепь на столб и начнёт раскачивать его вперёд-назад. Танк ворчит, дёргает цепь, она натягивается, и столб, треща, лезет из земли. А с ним лезет бетонная лепёшка, которая держит его основание в земле.
Как рванёт танк последний раз - и вытащит столб целиком, точно громадный гранитный зуб вместе с пломбой. Когда же по танку противник откроет сильный огонь и некогда возиться с цепью, танк говорит пушке: "Ну, теперь, старина, ты поработай".
И пушка бьёт своими снарядами по столбам, крошит их на куски.
Встретится отвесная стенка - Загорулько, как коня, подымет танк на дыбы, и танк лезет затаив дыхание и, перевалив через стенку, так зашумит от радости, что Загорулько невольно улыбнётся своему любимцу.
Вот пришёл раз танк на берег маленькой речки. Враги укрепили здесь каждый бугорок, каждый куст. И начался тут бой. Враги палили как сумасшедшие. Будто хотели сказать: "А, это ты нашу проволоку рвал, наши столбы вытаскивал, по нашим стенкам лазил, - вот тебе за это!"
А попасть в танк всё никак не могли.
Танк ходил вдоль речки и громил вражеские гнёзда. И вдруг попал на большую мину, которая зовётся "фугас". Фугас взорвался, как будто кто тяжёлым кулаком снизу ударил по танку.
Остановился танк. Смотрит Загорулько - все живы, всё в порядке. Танк цел, но вдруг запахло в нём как-то неприятно и горячо стало, как в печке. Это загорелся бензин.
Гуляет по танку острый дым, ест глаза, дышать трудно стало. Остаться в танке - заживо сгоришь. А снаряды рвутся вокруг танка, осколки звякают о стенки. Стоит танк, как герой, и словно спрашивает у Загорулько: "Что дальше будем делать?"
Что тут делать? Надо вылезать из танка. Велел Загорулько взять гранаты и пулемёты и уходить.
Вылез - кругом дым, а из танка огонь рвётся. Посмотрел на своего друга командир. "Эх, хороший был танк! Конечно, мы его ночью к себе вытащим с поля битвы, но сейчас бросать его жалко".
Посмотрел он ещё раз - цел танк, только внутри всё пылает. И вдруг догадался Загорулько, что делать. Поставил он танк на заднюю скорость, дал постоянный газ - и скорее прочь.
Пехота наша была несколько позади, и надо до неё скорей добраться. А кругом всё кипит. Стрельба такая, что уши ничего не слышат. Танк крякнул и один, без людей, пошёл задним ходом к своей пехоте.
Загорулько шёл перед ним. Танк весь полыхал огнём и, прикрывая свою команду, шёл да шёл, не обращая внимания на рвавшиеся снаряды. Иногда он ворчал, когда шальной осколок задевал его. Иногда он давил куски колючей проволоки, как бы говоря: "Ты ещё тут под ногами путаешься!"
И шёл дальше, грозный и гордый, а пламя бесновалось у него внутри. Так он и пришёл к нашей пехоте, а с ним пришла и команда во главе с Загорулько. Пожар потушили и танк отправили в ремонт, а Загорулько дали другой.
Но когда танк уводили на буксире и снег сыпался на его почернелые бока, Загорулько следил за ним благодарным взглядом, пока он не скрылся за поворотом.
А танк медленно шёл по лесу, влекомый тяжёлыми канатами, и вид у него был такой боевой и сердитый, что все глядели на него с уважением!
Приложение № 2:
Приложение № 3:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по художественной литературы с использованием технологии продуктивного чтения
Конспекты занятий по художественной литературы с использованием технологии продуктивного чтения...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада в старшей группе.
Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понима...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада. Е. Пермяк «Торопливый ножик»
Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понима...
Конспект по чтению художественной литературы с элементами технологии продуктивного чтения в группе раннего возраста: «Кто такая мама?»
Конспект по чтению художественной литературы с элементами технологии продуктивного чтения в группе раннего возраста:«Кто такая мама?» Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание, уваж...
Методическая разработка образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии «Продуктивного чтения» во второй младшей группе на тему: «Сказка про девочку Машу и воздушные шарики».
Методическая разработка образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в подготовительной группе
Описание материала: конспект занятия разработан для детей подготовительной группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечива...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в подготовительной группе
Описание материала: конспект занятия разработан для детей подготовительной группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечива...