Организованная интегрированная образовательная деятельность по теме «Три медведя» для обучающихся группы с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста (4–5 лет)
статья по художественной литературе (средняя группа)
В статье обозначена актуальность инклюзивного образования, а также представлена технологическая карта занятия по теме «Три медведя» с учетом особенностей умственного и физического развития воспитанника с лёгкой степенью нарушений опорно-двигательного аппарата и детей с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Павловская Елена Анатольевна,
Учитель-дефектолог «Детский сад компенсирующего вида № 131 г. Санкт Петербурга
Организованная интегрированная образовательная деятельность по теме «Три медведя» для обучающихся группы с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста (4–5 лет) с учетом особых образовательных потребностей воспитанников с легкой степенью нарушений опорно-двигательного аппарата
Аннотация: в статье обозначена актуальность инклюзивного образования, а также представлена технологическая карта занятия по теме «Три медведя» с учетом особенностей умственного и физического развития воспитанника с лёгкой степенью нарушений опорно-двигательного аппарата и детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: технологическая карта занятия, инклюзивное образование, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, интеграция.
В настоящее время государством уделяется особое внимание детям с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из современных проблем является инклюзивное образование с целью интеграции детей с различными диагнозами.
Детский сад- это важная ступень в развитии любого ребёнка, особенно с ограниченными возможностям. Приобретение важнейшего опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками, обучение самостоятельности, правильный режим ,дисциплина- все это является основными задачами с целью первичной социализации .
К преимуществам инклюзивного образования для детей с ОВЗ можно отнести возможность успешного развития личности как в социальной среде, так и личностно, развитие инициативности, творческих навыков. Совместное обучение, взаимодействие и развитие детей с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата также имеющими психические отклонения дает возможность последним быть на одной ступени с физически здоровыми детьми. При подобной интеграции у детей с ЗПР повышается уровень коммуникативных навыков, лучше познается окружающая среда.
Только комплексный подход со стороны таких специалистов дошкольных учреждений, как дефектологов, логопедов, психологов, воспитателей, а также при поддержке родителей поможет детям с подобными диагнозами в дальнейшем интегрироваться в общество здоровых людей. В задачи педагога- дефектолога входит наблюдение за динамикой детей, фиксирование результатов, достигнутых ребенком. На основе этих данных, составляются программы для дальнейшего развития воспитанников. В такие программы могут входить игры, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Подобные дидактические игры построены таким образом, чтобы ребенок с проблемами опорно-двигательного аппарата не чувствовал физического недомогания по сравнению с детьми с ЗПР. Дети с обоими диагнозами одинаково вовлечены в игровую деятельность, что позволяет им скорректировать познавательную сферу.
Рассмотрим технологическую карту инклюзивного занятия по развитию речи для воспитанников средней группы.
Технологическая карта занятия по теме «Три медведя»
Группа: средняя (15 человек, 1 ребёнок с легкой степенью НОДА).
Модуль: Речевое развитие.
Тема учебного занятия: «Формирование представлений о величине».
Продолжительность учебного занятия: 20 минут.
Тип учебного занятия: интегрированное
Цель: коррекция и развитие познавательной и эмоциональной сферы детей с ОВЗ
Исходя из обозначенной цели, в соответствии с образовательными областями предусмотрена реализация следующих задач:
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Насыщать жизнь ребёнка положительными переживаниями. Стабилизировать эмоциональный фон.
- Учить бережно относиться к игрушкам и игровым материалам, выразительно передавать эмоциональные состояния и характер героев с помощью речи, мимики, пантомимики.
- Формировать умения применять вербальные и невербальные средства общения, установления контакта, приветствия, обращения за помощью и поддержкой.
- Вызывать стремление участвовать в совместной со взрослым, со сверстниками, сказочными персонажами в разных видах деятельности, поддерживать доброжелательные взаимоотношения, подчинять своё поведение правилам общения.
2.Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Стимулировать познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам; желание наблюдать за окружающим, радоваться новому.
- Закрепить умения различать и соотносить по цвету.
- Формировать у детей пространственную ориентировку в пространстве.
- Учить детей правильно составлять изображение и частей в одно целое.
- Развивать зрительное внимание - находить карточки с соответствующими изображениями.
- Способствовать развитию умения использовать предметы по назначению, устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
3.Образовательная область «Речевое развитие»:
- Способствовать развитию импрессивной речи: умения отзываться на собственное имя, адекватно реагировать на обращённую речь, понимать простые речевые инструкции.
- Стимулировать развитие экспрессивной речи: называть себя, других по имени, обращаться за помощью и поддержкой при необходимости.
- Расширять и обогащать словарный запас обучающихся.
- Поощрять использование жестов, пиктограмм, альтернативных средств коммуникации.
4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Формировать устойчивый интерес к прекрасному.
- Формировать умения замечать отдельные средства художественной выразительности в повседневной жизни и непосредственном окружении.
5.Образовательная область «Физическое развитие»:
- Развивать целенаправленность движений.
- Совершенствовать общую и мелкую моторику.
- Формировать умения выполнять движения точно, координировано.
- Учить подражать движениям, которые демонстрирует взрослый.
- Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.
- Развивать интерес детей к подвижным играм и формировать положительное отношение к ним.
- Обучать детей пониманию просьб-команд, отрожающих основные движения и действия, направления движений.
- Развитие произвольности движений, учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову- сигналу, по музыкальному сопровождению.
Технологии: здоровье сберегающие технологии, игровые технологии.
Методы обучения: наглядные, словесные, игровые.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Ресурсы для проведения занятия: интерактивная доска, кавролинограф, аудиозапись «Крик совы» песня А. Филиппенко «Я пеку, пеку деткам всем по пирожку». Кукла-бибабо «Сова», коробка с игрушками, посудой, разрезные картинки «Три медведя», фотографии трёх медведей, платочки. Карточки Пекс, карточки с предлогами, тесто, формочки, бусинки, разноцветный песок, картонная печка, поощрительные наклейки.
Основные понятия: сказка, беспорядок, эмоции
Таблица 1
Технологическая карта организованной интегрированной образовательной деятельности
№ п/п | Этапы ООД / Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Коррекционно –образовательная программа | ОВЗ (легкая степень НОДА) | ||||
1. | Организационный: Сюрпризный момент (2 минуты) Цель: Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | Дети заходят в зал и садятся на стульчики. Дефектолог предлагает посмотреть видеописьмо от Маши. Ребята, Маше нужна наша помощь! Отправимся в лес и поможем Маше? Ответ детей «Да, поможем» Отправляемся в лес на поезде (имитируя движения поезда и звукоподражание «ту-ту-ту».) | Смотрят видеоролик. Показывают карточку с эмоцией-плач. Ответ детей. Подражание движений. | Смотрит видеоролик. Показывают карточку с эмоцией-плач. Подражание движений. | Развивать познавательный интерес и любознательность. |
2. | Практический этап (5 минут) Цель: | В лесу на ёлках сидят совы, обращаем внимание на птиц (имитирует крик совы) Дефектолог «Совушка-сова, ты не знаешь где живут три медведя?.» Сова: Идите по стрелки, Она укажет вам путь. Досвидания. (карточка Пекс -пока) Маша: Здравствуйте, дети! Как я рада вас видеть! Спасибо, что приехали. Вы покажите дорогу домой? Д: Конечно мы покажем дорогу домой. Но, сначала ребятам надо отдохнуть с дороги. | Звукоподражание Дети с деревьев снимают сов и звукоподражают им. Дети выходят на полянку их встречает Маша. Умение внимательно слушать собеседника, не перебивая. Понимать название эмоциональных состояний. | Звукоподражание Развитие альтернативных способов коммуникации. Умение понимать и использовать жесты:приветствия. | Умение имитировать звуки, понимать простые инструкции, адекватно реагировать на обращённую речь. |
3. | Основная часть: (10 минут) Цель: Стимулировать познавательный интерес, закреплять умения различать и соотносить по цвету. | Дети проходят в дом. Д. Посмотрите, какой в доме беспорядок. Машенька, почему тут все разбросанно? Маша: Тут столько всего интересного! А пока я вас ждала, немножко поиграла. В: Но после того как мы поиграем с игрушками надо их убрать. Маша: А я не умею, играть умею, а убирать не умею. В: Ребята, давайте научим Машу убирать игрушки. В: Ребята, Машенька играла в игрушки Мишутки и перепутала их с посудой! Давайте разложим игрушки и посуду в разные коробки. Д.: Молодцы дети! Посмотрите, как в доме медведей стало чисто! Теперь медведи не рассердятся на Машу за беспорядок. М: А я теперь всегда буду после игры убирать за собой игрушки! Спасибо, ребята вам, что научили меня! Д: Ребята, посмотрите сколько фотографий у медведей! (показывает на картинку с изображением трех медведей). Это кто? (папа Медведь, мама Медведица и их сынок Медвежонок) Верно! В этом доме живут медведи. Как называется сказка? Маша: А я тут играла с фотографиями медведей и случайно порвала их. (грустит) Д: Не грусти, Машенька, мы поможем тебе собрать фотографии. Д: Молодцы! Дефектолог у каждого спрашивает, кто кого собрал (папа Медведь, мама Медведица, Медвежонок) Маша: Спасибо. Д: Дети, медведи вернуться домой, а стол не накрыт. Давайте вместе с Машей правильно накроем на стол. Надо стол накрыть скатертью. А теперь расставим посуду. Повторяют ,кто ест из самой большой тарелки. Кто ест из тарелки самой маленькой. Кто ест из тарелки средней. Д: Какие вы молодцы! Вот медведи обрадуются! А теперь мы все устали давайте отдохнём и песенку споём. А сделаем медведям сюрприз, испечём для них пирожки разные по величине, большие, маленькие и средние . Д: Молодцы! Какие красивые у вас пирожки! | Раскладывают по коробкам игрушки и посуду. Собирают из разрезных картинок одну целую. Дети расставляют миски, чашки и ложки по величине и форме способом наложения. Песня с движениями «Я пеку» Дети садятся за стол, каждому раздают тесто, формочки, бусинки, разноцветный песок. (Лепка из теста). | Раскладывают по коробкам игрушки и посуду. Собирают из разрезных картинок одну целую. Песня с движениями «Я пеку» Дети садятся за стол, каждому раздают тесто, формочки, бусинки, разноцветный песок. (Лепка из теста). Песня с движениями «Я пеку» раздают тесто, формочки, бусинки, разноцветный песок. (Лепка из теста). | Формирование способностей к совместной двигательной деятельности. Развивают зрительное внимание. Правильно составлять изображения из частей в одно целое. Приобщать детей к декоративной деятельности. Развитие мелкой моторики рук. |
4. | Заключительная часть: (2-3 минуты) Цель: | Три медведя возвращаются домой. Удивляются (показать карточку Пекс с эмоцией удивления) Папа медведь: «Кто это в наш дом пришёл? Мишутка: Да это же дети к нам с детского сада приехали и Машенька! Здравствуйте! Дети здороваются с медведями. Дети здороваются с медведями. Мама медведица: «А чем так вкусно пахнет?» Д: А то наше вам угощенье. Д: Дети, а нам пора возвращаться в садик. Гости прощаются с медведями. ( Жест, карточка Пекс-пока.) Ребята скажите как называется сказка? Вам понравилось наше путешествие? Все молодцы и за это я тоже приготовила вам подарочки. | Отвечают на вопросы педагога, описывают свои впечатления. Дефектолог, Маша и дети угощают хозяев дома пирожками. Медведи благодарят детей. Дети отвечают на вопросы. Получают наклейки. | .Отвечает на вопросы педагога, описывает свои впечатления. | Подведение итогов. Оценка собственной деятельности на занятии. |
Таким образом, мы провели игровую деятельность по теме «Три медведя» для детей средней группы детского сада, которая состоит из четырнадцати детей с ЗПР и одним ребёнком с лёгкой степенью нарушений опорно-двигательного аппарата. Подобный вид деятельности воспринимается детьми с энтузиазмом, так как проходит в игровой форме. Для переключения внимания с одного вида деятельности на другой и снятия напряжения проводятся физкультминутки, пальчиковая гимнастика, которые учитывают особенности заболевай воспитанников с ЗПР или с лёгкой степенью НОДА.
Подводя итог, отметим важность и актуальность инклюзивного образования в современном мире. Благодаря совместному обучению умственная и физическая деятельность детей имеет положительную динамику. Так как в данном случае в средней группе ГБДОУ компенсирующего вида №103 интегрированы дети с практически идентичным интеллектуальным развитием, поэтому таким воспитанникам достаточно комфортно в обществе друг друга, так как их разделяет лишь физический недуг. Конечной целью инклюзивного образования является перевод в логопедические сады, где развитие у ребенка будет происходить еще быстрее, так как окружение с более высоким интеллектуальным уровнем.
Ссылки на источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013 г. №1155).- URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
- Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года № 16 Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве (с изменениями на 14 декабря 2016 года). - URL: http://docs.cntd.ru/document/3718801
- Солнцева В. А., Белова Т. В. Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 97–99. – URL: http://мой-ориентир.рф/публикации/psikhologicheskie-osobennosti-lits-s-narusheniyami-dvigatelnogo-razvitiya-narusheniyami-funktsiy-o
- Возовик А. Р., Литвинова Е. В., Макарова И. А. Дошкольное образование инклюзивного характера: плюсы и минусы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 269–271.- URL: http://e-koncept.ru/2017/770771.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект организованной интегрированной образовательной деятельности по теме: «Фрукты и ягоды»
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Использование новых программ и педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме "Ознакомление с материалами:дерево и резина" для детей среднего дошкольного возраста
К детям на воздушном шаре прилетает деревянная кукла Буратино и просит помочь разобраться в свойствах деревянных и резиновых игрушек. Дети отгадывают загадки;проводят обследовательские действия,...
Интегрированная образовательная деятельность «Кукла Маша и медведь» (первая младшая группа) с использованием здоровьясберегающих и игровых технологий
Цель:1. Уточнить словарь по теме «Овощи», формировать словарь по теме «Посуда».2. Продолжать формировать пространственные п...
Конспект проведения специально организованной интегрированной образовательной деятельности по теме «Здоровье» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Радуга»
Формируем у жетей элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены и пользе утренней зарядки. Закрепить знание зависимости здоровья от правильного питания, о пол...
Перспективное планирование (коррекционная работа) на 2021-2022 учебный год для детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста
Перспективное планирование (коррекционная работа) на 2018-2019 учебный год для детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста...
Рабочая программа учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности №6 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на 2024-2025 учебный год
Программа составлена в соответствии с ФГОС и на основе ФАОП для детей среднего возраста с ЗПР...