ПДД в художественной литературе
материал по художественной литературе
ПДД в художественной литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdd_v_hudozhestvennoy_literature.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ
Воспитатель Высшей квалификационной категории: Полубояринова О. И.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение. Расширяя знания ребенка, художественная литература воздействует на его личность. Художественная литература является одним из доступных и интересных для ребенка способов освоения ПДД. С произведениями художественной литературы детей можно знакомить непосредственно через чтение, просмотр видеозаписей (мультфильмы, художественные фильмы), прослушивание аудиозаписей, театрализованные постановки.
Программой дошкольного воспитания «От рождения до школы» предусмотрено знакомство с правилами безопасности дорожного движения, которые входят в образовательную область «Безопасность».
МЛАДШАЯ ГРУППА
Задачи воспитания:
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Рекомендуемая литература для чтения:
- «Я сегодня пешеход» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
- «Я пассажир» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
- «Мишка и новостройка» (автор сказки в стихах А. Шлыгин) Темы произведения - пассажир, дорога, пешеход.
- «Ехал козлик осторожный» (автор стихотворения А. Шлыгин) Темы произведения - пассажир, дорога, водитель.
- «Мой грузовик» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – грузовой транспорт.
- «Светофор» (автор стихотворения С.Я. Маршак)
- «Наш помощник светофор» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
- «Грузовичок-трудяга» (автор произведения О.Мяэотс) Темы произведения – грузовой транспорт.
- «По городу» (автор стихотворения В.Берестов)
Темы произведения – пассажир, дорога, водитель, светофор, автобус.
- «Песенка пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
- «Машина моя» (автор стихотворения Я. Пишумов) Темы произведения – пассажир, водитель.
- «Машины» (автор стихотворения Я. Пишумов)
Темы произведения – грузовой и легковой транспорт» Видеоматериал (мультфильмы): «Дорожная сказка»
Темы произведения – улица, дорога, грузовой и легковой транспорт, водитель «Знакомство с улицей»
Темы произведения – улица, дорога, грузовой и легковой транспорт, водитель, цвета светофора. «Про котенка Женю»
Темы произведения – цвета светофора, их расположение.
- «Озорная семейка»
Темы произведения – пешеходный переход, светофор.
- «Паровозик из Ромашково»
Темы произведения – пассажир, поведение в транспорте.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Задачи воспитания:
- Соблюдение элементарных правил поведения на улице и в транспорте;
- Элементарные правила дорожного движения;
- Различать и называть специальные виды транспорта: «Скорая помощь»,
«Пожарная», «Полиция», объяснять их назначение;
- Понимать значения сигналов светофора;
- Узнавать и понимает дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети»;
- Различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Рекомендуемая литература для чтения:
- «Светофор» (автор стихотворения А. Северный)
Темы произведения – закрепление знаний о светофоре.
- «Над Москвой луна - как блюдце» (автор стихотворения С. Бороздин) Темы произведения – виды пассажирского транспорта, трамвай.
- «Юрка живет на другой стороне» (автор стихотворения Я. Пишумов)
Темы произведения – правила перехода через улицу, пешеходный переход. «Любопытный мышонок» (автор сказки Г. Юрмин)
Темы произведения – транспорт, легковой автомобиль, части машины. «Сказка о правилах дорожного движения. Часть 1. Игрушечная дорога» (авто сказки Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – автомобильная дорога, зебра, пешеходный переход, пешеходы, светофор, водитель (шофер), соблюдение ПДД.
- «Марта и Чичи идут в парк» (автор сказки Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – соблюдение элементарных ПДД пешеходом, тратуар, наземный пешеходный переход «Зебра», светофор.
- «Друг пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Тема произведения – светофор.
- «Подземный переход» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
- «Мой грузовик» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
- «На именины к дедушке Медведю» (автор Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – знакомство с транспортом (трамвай), правила поведения в транспорте.
- «Мы пожарные» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – спецтранспорт.
- «Вышел дождик погулять» (автор стихотворения Э. Мошковская) Темы произведения – спецтранспорт (поливальная машина)
- «Про правила дорожного движения» (автор С. Волков) Темы произведения – зебра, подземный переход.
- «Моя улица» (автор С. Михалков)
Темы произведения – спецтранспорт, поливальная машина.
- «Как Стеша и Люся правила дорожного движения учили», глава 1, глава 2
(автор М. Казанцева)
Темы произведения – пешеход, водитель, светофор.
- «Автобус №25» (автор С. Маршак)
Темы произведения – правила поведения в транспорте.
- «Мяч» (автор С. Маршак)
Темы произведения – правила поведения возле проезжей части.
- «Бездельник светофор» (автор С. Михалков) Темы произведения – назначение светофора.
Видеоматериалы (мультфильмы):
- «Баба Яга и правила дорожного движения»
Темы произведения – пешеходный переход «Зебра», светофор.
- «Сказка о машинах»
Темы произведения – виды транспорта.
«ПДД для детей» Часть 1.
Темы произведения – пешеход, водитель, соблюдение правил дорожного движения.
СТАРШАЯ ГРУППА
Задачи воспитания:
- Соблюдение элементарных правил дорожного движения;
- Соблюдение правил поведения на улице и в транспорте;
- Различать и называть специальные виды транспорта: «Скорая», «Пожарная», «Полиция» и объяснять их назначение;
- Понимать значений сигналов светофора;
- Узнавать и называть дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети»,
«Остановка общественного транспорта» и «Пункт медицинской помощи»; Различать проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра»; Знакомство с метро.
Рекомендуемая литература для чтения:
- «Про правила дорожного движения» (автор С. Волков)
Темы произведения – подземный переход, зебра, перекресток.
- «Как Стеша и Люся правила дорожного движения учили» (автор М. Казанцева)
- «Азбука пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – правила поведения на пешеходной дорожке.
- «Мне купили самокат» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.
- «Мне купили роликовые коньки» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.
- «Веселый футбол» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.
- «Пойдем играть в хоккей» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.
- «Волшебная горка» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.
- «Новогодний снег» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – снегоуборочная машина.
«Воробьишка Тишка» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – регулировщик, зебра, правила перехода, светофор.
- «Песенка о правилах» (автор Я. Пишумов)
- «Пешеходный переход» (автор Я. Пишумов)
- «Светофор» (автор В. Кожевников)
- «Гололед» (автор И. Лешкевич)
Темы произведения – правила поведения на улице.
- «Кто храбрей» (автор А. Гангов)
Темы произведения – правила поведения на дороге.
- «Чудесный островок» (автор А. Дмоховский) Темы произведения – правила перехода через улицу.
- «Подземный переход» (автор А. Дорохов)
- «Заборчик вдоль тротуара» (автор А. Дорохов)
- «Шлагбаум» (автор А. Дорохов)
- «Велосипедист» (автор С. Михалков)
Темы произведения – правила поведения на улице.
- «Скверная история» (автор С. Михалков) Темы произведения - правила поведения на улице.
- «Самокат» (автор Н. Кончаловская)
- «Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой» (автор Я. Пишумов)
- «Если бы…» (автор О. Бедарев)
Темы произведения – правила поведения пешехода на улице.
- «Запрещается-разрешается» (автор В. Семернин)
Темы произведения – правила поведения пешехода, пассажира, тротуар, перекресток.
Видеоматериал*:
- «Азбука безопасности»
Темы произведения – дорожные знаки.
- «Мигающие человечки»
Темы произведения – светофор, обогащение знаний о светофоре, о его назначении, работа светофора на перекрестке.
- «Смешарики. Светофор»
Темы произведения – правила поведения на дороге, дорожные знаки:
запрещающие, разрешающие, предупреждающие.
- «Смешарики. На остановке»
Темы произведения – правила поведения в общественном транспорте, расширять и закреплять знания о пассажирском транспорте, поведение на остановке, посадка и выход из транспорта.
«Правила дорожного движения»
Темы произведения – поведение пешехода на улице, перекресток, светофор, зебра, проезжая часть и тротуар.
- «Дорожные знаки»
Темы произведения – правила безопасности на дороге, поведение на дороге, предупреждающие знаки: «Опасный поворот», «Скользкая дорога», «Неровная дорога», «Крутой спуск», «Крутой поворот», «Остановка».
*Данный видеоматериал можно использовать для старшей и подготовительной групп.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Задачи воспитания:
- Закреплять все полученные знания о дорожном движении;
- Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах;
- Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение художественной литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр видеозаписей (мультфильмы, художественные фильмы), прослушивание аудиозаписей, посещение театра (спектакли на данную тему).
Рекомендуемая литература для чтения:
- «Азбука безопасности» (автор О. Бедарев)
- «Автомобиль» (автор Н. Носов)
- «Трамвай и его семья» (автор Л. Гальперштейн)
Темы произведения – обогащение знаний о городском транспорте.
- «Дядя Степа» (автор С. Михалков)
- «Рассказ о неизвестном герое» (автор С. Маршак)
Темы произведения – расширенные знания о спецтранспорте (пожарная машина)
- «Смешуроки на дороге» (под редакцией М. Корниловой, М. Большаковой) Темы произведения – все программные задачи.
Вся предыдущая литература также может использоваться для закрепления знаний о ПДД в подготовительной группе.
Очень важно после чтения художественной литературы правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения, поступки. Правильно поставленный вопрос, заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Используемая литература:
- Программа «От рождения до школы».
- «Беседы о правилах дорожного движения» Т.А. Шорыгина.
- «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина.
- «Методические рекомендации Ушаковой по ознакомлению с художественной литературой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....
проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "
краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...
Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»
В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада....
Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.
Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....