ПДД в художественной литературе
материал по художественной литературе

Кутовая Полина Сергеевна

ПДД в художественной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_v_hudozhestvennoy_literature.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  

ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

 

Воспитатель Высшей квалификационной категории: Полубояринова О. И.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, развивает мышление и воображение. Расширяя знания ребенка, художественная литература воздействует на его личность. Художественная литература является одним из доступных и интересных для ребенка способов освоения ПДД. С произведениями художественной литературы детей можно знакомить непосредственно через чтение, просмотр видеозаписей (мультфильмы, художественные фильмы), прослушивание аудиозаписей, театрализованные постановки.  

Программой  дошкольного воспитания «От рождения до школы» предусмотрено знакомство с правилами безопасности дорожного движения, которые входят в образовательную область «Безопасность».

МЛАДШАЯ ГРУППА  

Задачи воспитания: 

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Рекомендуемая литература для чтения: 

  • «Я сегодня пешеход» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)  
  • «Я пассажир»  (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)  
  • «Мишка и новостройка» (автор сказки в стихах А. Шлыгин)   Темы произведения - пассажир, дорога, пешеход.
  • «Ехал козлик осторожный» (автор стихотворения А. Шлыгин)   Темы произведения - пассажир, дорога, водитель.
  • «Мой грузовик» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – грузовой транспорт.
  • «Светофор» (автор стихотворения С.Я.  Маршак)
  • «Наш помощник светофор» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)  
  • «Грузовичок-трудяга» (автор произведения О.Мяэотс) Темы произведения – грузовой транспорт.
  • «По городу» (автор стихотворения В.Берестов)

Темы произведения – пассажир, дорога, водитель, светофор, автобус.  

  • «Песенка пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Машина моя» (автор стихотворения Я. Пишумов) Темы произведения – пассажир, водитель.  
  • «Машины» (автор стихотворения Я. Пишумов)

Темы произведения – грузовой и легковой транспорт» Видеоматериал (мультфильмы):  «Дорожная сказка»  

Темы произведения – улица, дорога, грузовой и легковой транспорт, водитель   «Знакомство с улицей»  

Темы произведения – улица, дорога, грузовой и легковой транспорт, водитель, цвета светофора.   «Про котенка Женю»  

Темы произведения – цвета светофора, их расположение.

  • «Озорная семейка»

Темы произведения – пешеходный переход, светофор. 

  • «Паровозик из Ромашково»  

Темы произведения – пассажир, поведение в транспорте.  

СРЕДНЯЯ ГРУППА  

Задачи воспитания: 

  • Соблюдение элементарных правил поведения на улице и в транспорте;
  • Элементарные правила дорожного движения;
  • Различать и называть специальные виды транспорта: «Скорая помощь»,

«Пожарная», «Полиция», объяснять их назначение;

  • Понимать значения сигналов светофора;
  • Узнавать и понимает дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети»;
  • Различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Рекомендуемая литература для чтения: 

  • «Светофор» (автор стихотворения А. Северный)

Темы произведения – закрепление знаний о светофоре.  

  • «Над Москвой луна - как блюдце» (автор стихотворения С. Бороздин)  Темы произведения – виды пассажирского транспорта, трамвай.  
  • «Юрка живет на другой стороне» (автор стихотворения Я. Пишумов)  

Темы произведения – правила перехода через улицу, пешеходный переход. «Любопытный мышонок»  (автор сказки Г. Юрмин)

Темы произведения – транспорт, легковой автомобиль, части машины.  «Сказка о правилах дорожного движения. Часть 1. Игрушечная дорога» (авто сказки Т.А. Шорыгина)  

Темы произведения – автомобильная дорога, зебра, пешеходный переход, пешеходы, светофор, водитель (шофер), соблюдение ПДД.  

  • «Марта и Чичи идут в парк» (автор сказки Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – соблюдение элементарных ПДД пешеходом, тратуар, наземный пешеходный переход «Зебра», светофор.  

  • «Друг пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Тема произведения – светофор.
  • «Подземный переход» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Мой грузовик» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «На именины к дедушке Медведю» (автор Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – знакомство с транспортом (трамвай), правила поведения в транспорте.

  • «Мы пожарные» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – спецтранспорт.
  • «Вышел дождик погулять» (автор стихотворения Э. Мошковская)  Темы произведения – спецтранспорт (поливальная машина)
  • «Про правила дорожного движения» (автор С. Волков) Темы произведения – зебра, подземный переход.
  • «Моя улица» (автор С. Михалков)

Темы произведения – спецтранспорт, поливальная машина.

  • «Как Стеша и Люся правила дорожного движения учили», глава 1, глава 2

(автор М. Казанцева)

Темы произведения – пешеход, водитель, светофор.

  • «Автобус №25» (автор С. Маршак)  

Темы произведения – правила поведения в транспорте.

  • «Мяч» (автор С. Маршак)

Темы произведения – правила поведения возле проезжей части.  

  • «Бездельник светофор» (автор С. Михалков) Темы произведения – назначение светофора.  

Видеоматериалы (мультфильмы): 

  • «Баба Яга и правила дорожного движения»  

Темы произведения – пешеходный переход «Зебра», светофор.

  • «Сказка о машинах»

Темы произведения – виды транспорта.

«ПДД для детей» Часть 1.  

Темы произведения – пешеход, водитель, соблюдение правил дорожного движения.  

 

 

СТАРШАЯ ГРУППА  

Задачи воспитания: 

  • Соблюдение элементарных правил дорожного движения;
  • Соблюдение правил поведения на улице и в транспорте;
  • Различать и называть специальные виды транспорта: «Скорая», «Пожарная», «Полиция» и объяснять их назначение;
  • Понимать значений сигналов светофора;
  • Узнавать и называть дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети»,

«Остановка общественного транспорта» и «Пункт медицинской помощи»;  Различать проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра»;  Знакомство с метро.  

Рекомендуемая литература для чтения: 

  • «Про правила дорожного движения» (автор С. Волков)

Темы произведения – подземный переход, зебра, перекресток.  

  • «Как Стеша и Люся правила дорожного движения учили» (автор М. Казанцева)
  • «Азбука пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – правила поведения на пешеходной дорожке.
  • «Мне купили самокат» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.
  • «Мне купили роликовые коньки» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.
  • «Веселый футбол» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.

  • «Пойдем играть в хоккей»  (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.
  • «Волшебная горка» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – правила поведения вблизи проезжей части.

  • «Новогодний снег» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина) Темы произведения – снегоуборочная машина.  

«Воробьишка Тишка» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – регулировщик, зебра, правила перехода, светофор.  

  • «Песенка о правилах» (автор Я. Пишумов)
  • «Пешеходный переход» (автор Я. Пишумов)  
  • «Светофор» (автор В. Кожевников)  
  • «Гололед» (автор И. Лешкевич)

Темы произведения – правила поведения на улице.  

  • «Кто храбрей» (автор А. Гангов)

Темы произведения – правила поведения на дороге.  

  • «Чудесный островок» (автор А. Дмоховский) Темы произведения – правила перехода через улицу.  
  • «Подземный переход» (автор А. Дорохов)  
  • «Заборчик вдоль тротуара» (автор А. Дорохов)
  • «Шлагбаум» (автор А. Дорохов)
  • «Велосипедист» (автор С. Михалков)  

Темы произведения – правила поведения на улице.  

  • «Скверная история» (автор С. Михалков) Темы произведения - правила поведения на улице.
  • «Самокат» (автор Н. Кончаловская)  
  • «Посмотрите, постовой  встал на нашей мостовой» (автор Я. Пишумов)
  • «Если бы…» (автор О. Бедарев)  

Темы произведения – правила поведения пешехода на улице.  

  • «Запрещается-разрешается» (автор В. Семернин)  

Темы произведения – правила поведения пешехода, пассажира, тротуар, перекресток.  

Видеоматериал*: 

  • «Азбука безопасности»  

Темы произведения – дорожные знаки.

  • «Мигающие человечки»

Темы произведения – светофор, обогащение знаний о светофоре, о его назначении, работа светофора на перекрестке.  

  • «Смешарики. Светофор»  

Темы произведения – правила поведения на дороге, дорожные знаки:

запрещающие, разрешающие, предупреждающие.  

  • «Смешарики. На остановке»

Темы произведения – правила поведения в общественном транспорте, расширять и закреплять знания о пассажирском транспорте, поведение на остановке, посадка и выход из транспорта.

«Правила дорожного движения»  

Темы произведения – поведение пешехода на улице, перекресток, светофор, зебра, проезжая часть и тротуар.  

  • «Дорожные знаки»

Темы произведения – правила безопасности на дороге, поведение на дороге, предупреждающие знаки: «Опасный поворот», «Скользкая дорога», «Неровная дорога», «Крутой спуск», «Крутой поворот», «Остановка».  

 

*Данный видеоматериал можно использовать для старшей и подготовительной групп. 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА 

Задачи воспитания: 

  • Закреплять все полученные знания о дорожном движении;
  • Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах;
  • Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение художественной литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр видеозаписей (мультфильмы, художественные фильмы), прослушивание аудиозаписей, посещение театра (спектакли на данную тему).  

Рекомендуемая литература для чтения: 

  • «Азбука безопасности» (автор О. Бедарев)
  • «Автомобиль» (автор Н. Носов)
  • «Трамвай и его семья» (автор Л. Гальперштейн)

Темы произведения – обогащение знаний о городском транспорте.  

  • «Дядя Степа» (автор С. Михалков)  
  • «Рассказ о неизвестном герое» (автор С. Маршак)  

Темы произведения – расширенные знания о спецтранспорте (пожарная машина)

  • «Смешуроки на дороге» (под редакцией М. Корниловой, М. Большаковой) Темы произведения – все программные задачи.  

Вся предыдущая литература также может использоваться для закрепления знаний о ПДД в подготовительной группе.  

Очень важно после чтения художественной литературы правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения, поступки. Правильно поставленный вопрос, заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.  

Используемая литература: 

  1. Программа «От рождения до школы».
  2. «Беседы о правилах дорожного движения» Т.А. Шорыгина.  
  3. «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина.
  4. «Методические рекомендации Ушаковой по ознакомлению с художественной литературой».  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....