КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Киселёва Галина Александровна

Данный конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе направлен на создание условий для активного и творческого освоения русской поэзии и природы через знакомство с берёзой — символом русской культуры. В процессе занятия дети будут ознакомлены с произведениями известных русских поэтов, что поможет развить их любовь к родному языку и поэзии, а также обогатить словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_beryozku_russkuyu.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ!»

Подготовил воспитатель

Киселёва Г. А.

г. Донецк 2022г.

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ!»

Образовательная область: речевое развитие

Цель: создание условий для развития речи детей посредством ознакомления с произведениями русских поэтов.

Задачи:

- прививать любовь к русскому языку, поэзии, природе;

- учить детей чувствовать красоту родного слова;

- закреплять знания, полученные на предыдущих занятиях;

- обогащать словарь детей;

- знакомство с картинами художников И.И. Шишкина «Берёзовая роща», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», И. Левитана «Золотая осень»

- развивать воображение, мышление, память;

- развивать мелкую моторику, координацию движений;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное и физическое развитие.

Индивидуальная работа: следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа: чтение и заучивание на память стихотворений русских поэтов, посвящённых берёзе, рассматривание деревьев во время прогулки, собрать опавшие листья, беседы о берёзе.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Русская берёзка», жёлтые платочки по количеству детей, нарисованная на ватмане берёза (без листьев), нарисованные жёлтые и зелёные берёзовые листочки, клей-карандаш, сухая (опавшая) веточка дерева в вазе, ленточки зелёные жёлтые по количеству детей, магнитная доска, картинки для магнитной доски (берёза, солнце, капли, птицы, земля, червяк, семена)

Ход ООД

  1. Организационный момент

Дети с воспитателем становятся в круг.

Воспитатель

- Ребята, я предлагаю совершить небольшое путешествие в мир природы. А нашими экскурсоводами станут замечательные поэты и художники.

(Слайд «Берёзовая роща»)

-Начнём мы наш день с приветствия. (Воспитатель с детьми читают стихотворение)

Здравствуй, небо голубое. (правую руку поднять вверх)

Здравствуй, солнце золотое. (левую руку поднять вверх)

Здравствуй, вольный ветерок. (взмахи руками вверху)

Здравствуй, маленький дубок. (опустить руки вниз)

Мы живём в одном краю. (прижать руки к себе)

Всех я вас приветствую. (развести руки в стороны)

Отгадав загадку, вы узнаете, о чём будет наше занятие.

Ветки нежные,

Кора белоснежная,

Даже в песнях славится

Дерево – красавица (берёза)

- Правильно, ребята, это берёза. Как хороша она в любое время года. И сегодня мы послушаем, как русские поэты передают красоту берёзы в стихах. Послушайте стихи и скажите, в какое время года поэт изобразил берёзку.

2. Стихотворения о берёзе. (Стихи читают дети)

  1. Ребёнок

(слайд Сергей Есенин)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Дети

- Зимой.

  1. Ребёнок

(Сергей Есенин)

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

Дети

-Летом

  1. Ребёнок

(Слайд Евгений Трутнев)

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзы на плечах.

Дети

- Осенью.

4. Ребёнок

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками
.

Дети

- Весна или лето.

Береза очень красивое дерево. Уважает и любит наш народ — это дерево. Береза является символом России.

3. Дидактическая игра «Украсим берёзку»

Воспитатель

- Ребята, давайте и мы подарим берёзке красивые слова. Какая она? Кто хочет сказать и завязать на веточке ленточку?

(Желающие дети по одному отвечают и завязывают ленточку)

Дети

- Красивая, стройная, белая, русская, тонкая, маленькая, высокая, пышная, нарядная, нежная.

4. Физкультминутка «Хоровод вокруг берёзки»

А ну, честной народ,

Становись - ка в хоровод.

(воспитатель раздаёт жёлтые платочки детям, в центр хоровода ставит вазу с веточкой берёзы)

Посмотри, берёзка,

Мы к тебе идём.

Яркие платочки

Мы тебе несём.

(дети идут по кругу)

Золотые листики

Золотом горят.

Кружатся с платочками

Хоровод ребят

(дети кружатся на месте)

Девочки к берёзке

Ближе подойдут.

Яркими платочками

Весело взмахнут.

(девочки идут к берёзке, машут и возвращаются на места)

Разошлись ребятки

И пошли гулять.

Про берёзку песню

Нежно напевать.

(дети идут в разных направлениях и садятся на места)

Воспитатель

Каждое время года нам дарит нам новые ощущения, новые чувства. Ребята, давайте посмотрим картины знаменитых художников.

(Слайд И.И. Шишкин «Берёзовая роща», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», И. Левитан «Золотая осень»)

Воспитатель

- Что общего на картинах?

Дети

-Изображена природа, берёзы.

Воспитатель

-А чем отличаются эти картины?

Дети

-Разное время года.

Воспитатель

- Чем берёза отличается от других деревьев?

Дети

- У берёзы белый ствол.

Воспитатель

-Какая картина вам понравилась больше всего? (ответы детей)

5. Дидактическая игра «Осенний листочек»

- Ребята, у меня в руках берёзовый листочек. Мы его будем передавать по кругу и вспомним, что мы знаем о берёзе.

(дети становятся в круг)

Дети

- берёза - это символ России;

- у берёзы белый ствол и чёрные полоски;

- под берёзой растут подберёзовики;

- у берёзы тонкие ветви;

- берёзу называют Берегиней;

-берёза даёт берёзовый сок;

- берёзовые веники могут лечить людей;

- у берёзы осенью листья бывают только жёлтые;

- у берёзы есть серёжки;

- наши предки всегда любили берёзу и сочиняли стихи, песни о берёзе.

Воспитатель

- Ребята, мы должны помнить, что если человек что-то берёт у природы, то не должен наносить ей вред. Давайте мы берёзке подарим подарки, чтобы она лучше росла. Чтобы вам было легче отвечать, перед вами картинки.

6. Дидактическая игра «Подарки для берёзки»

Дети

- Берёзка, я подарю тебе солнышко. Пусть оно тебя согревает.

(дети вешают картинки на магнитную доску)

-Берёзка, я подарю тебе капельки дождя. Пусть они напоят тебя.

-Берёзка, я подарю тебе питательную землю. Пусть твои корни получают питание.

-Берёзка, я подарю тебе дождевого червяка. Пусть он делает для тебя питательную землю.

-Берёзка, я подарю тебе птичек. Пусть они спасают тебя от вредных гусениц.

- Берёзка, я подарю тебе кормушку для птиц. Пусть они к тебе прилетают.

-Берёзка, я подарю тебе семена. Пусть вырастет много красивых берёзок.

Воспитатель

-Молодцы, ребята. Вы правильно сказали, чтобы берёзка росла красивой и крепкой её надо и солнце, и вода, и питательная земля.

Всё в этом мире создано не зря:

Не зря дожди льют и не зря зоря,

Берёзки стройные и трели соловья.

Всё в этом мире создано не зря:

Не зря с утра встречаем мы рассвет,

Ведь ничего прекрасней в мире нет!

7. Итог занятия

Воспитатель

-Ребята, как называются люди, которые пишут стихи?

Дети

-Поэты.

Воспитатель

-Назовите поэтов, которых мы сегодня слушали на занятии.

Дети

- Сергей Есенин, Евгений Трутнев, Александр Прокофьев.

Воспитатель

-Какие задания вам запомнились лучше всего?

Воспитатель

-Ребята, если вы считаете сегодня на занятии у вас всё получилось, вам было интересно, то наклейте на берёзку жёлты листочек. Если вам было сложно, не всё получилось, то наклейте зелёный листочек. Мы всем поможем, чтобы у вас всё получилось.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Домашние животные"

Тема: "В гостях у дедушки и бабушки"       Программное содержание:Задачи на развитие познавательных способностей:показать детям, какую пользу приносят человеку домашние ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города Саратова. Игра «Звездный час». Тема «Перелетные птицы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города СаратоваВоспитатель первой квалификационной категории Коро...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа на тему «Наши мамы».Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»

Конспект представляет собой беседу  на тему «Наши мамы», а также чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Путешествуем по сказкам вместе с Красной Шапочкой"

Развитие речи и творческого воображения детей старшей группы с использованием приемов Д.Родари и кругов Луллия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»

Конспект представлен о многообразии видов  устного народного творчества с их  различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...