Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
презентация по художественной литературе
Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание средствами художественной литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_na_rmo.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста : - формирование начал патриотизма и гражданственности; - формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; - уважение к своей нации; - формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; - уважение к представителям других национальностей; - формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; - воспитание уважительного отношения к труду.
Огромное значение в данном вопросе играет художественная литература. Народные песенки и потешки, короткие стишки и простые сказки одни из первых источников познания ребенка. Они помогают узнать и запомнить новые слова, формируют мир желаний и чувств дошкольника. Самое главное, это подбор литературных произведений, которые доступны воспитанникам, имеют глубокий смысл и содержательность, предлагают детям возможность получить нравственный урок, сформулировать идею. Я продемонстрирую некоторые приёмы работы со сказкой. Так как именно сказка, как одно из средств художественной литературы, помогает мне в воспитании моих детей. Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и подсказывала верные пути решения. Это кладезь народной мудрости, а содержащаяся в ней метафора не содержит прямых утверждений, нравоучений, педагогическое воздействие происходит как бы незаметно для ребёнка.
Существует много приемов и методов работы со сказкой, приведу некоторые из них. «Анализ ситуации и ресурсов» Рассказывая детям сказку, предложите им помочь главному герою найти решения проблемной ситуации, не прибегая к помощи других сказочных персонажей. Подобный анализ сначала проводят, используя знакомые детям сказки, и лишь за тем переходят к разрешению проблемных сказочных ситуаций во вновь предлагаемых сюжетах (Например, как в лесу Колобок может спрятаться от зверей (Повиснуть на яблоне – стать яблочком. спрятаться в ромашку – стать её серединкой и т. п.). «Изменение сказочной развязки» Помочь малышу придумать счастливую развязку можно, используя приём введения в сюжетное повествование какого-либо средства, предмета, явления или мысли, вдруг осенившей одного из персонажей (Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности).
«Перевирание сказки». Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя её повествование. Ребёнок же в процессе восприятия всегда сначала пытается вернуть сказку в своё русло, а впоследствии включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т. п. «Сказочная путаница». Сначала ребёнку предлагают распутать клубок из сказок: «»Жили - были дед да баба. Была у них курочка репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в теремке живёт? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…» и т. д. После того как ребёнок справится с заданием, ему предлагают придумать «путанное» продолжение сказки. В дальнейшем ребёнок вполне самостоятельно придумывает сказочные сюжеты.
« Событийная цепочка» Этот приём помогает ребёнку лучше понять, почувствовать логику сказки, «прожить» судьбу героев вместе с ними. Предложите детям заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом (Например. как изменится жизнь Красной шапочки после того, как её и бабушку спасут охотники). «Эмпатийное повествование» Этот вариант игры со сказочным текстом предполагает обогащение эмпатийной способности ребёнка через образное восприятие персонажей, ситуации повествования и аргументацию различных точек зрения, включая и собственную. Предложите ребёнку поставить себя на место одного из героев и рассказать, что бы он почувствовал, как бы воспринял существующие события, проблемы в зависимости от того, чьими глазами он в данный момент пытается воспринимать окружающее.
« Хороший - плохой» В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Машеньку? «Свойства наоборот» Берётся любая знакомая сказка и её героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, мышата Круть и Верть работящие, а Петушок ленивый и т. д. Все эти приёмы тренируют память, внимание, воображение, творчество. Они помогают поддержать интерес ребёнка к книге, а значит возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа.
Театрализация Когда сказка усвоена на хорошем уровне, то можно переходить к театрализации. Театрализация позволяет детям не только передавать текст сказки, но и украшать его интонационно. Кроме этого театрализация раскрепощает детей, дает возможность примерить на себя те или иные роли.
Мастер-класс для родителей «Книжки-малышки»
В нашей стране изучением сказки занимался В.Я. Пропп. Проанализировав огромное количество сказок, он пришел к следующему выводу: сказки отличаются от других жанров однотипностью своего строения. Все сказки начинаются однотипно и также заканчиваются, но имеют самое разнообразное содержание.
Нетрадиционно - это значит научить дошкольников оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, смешивать несколько сюжетов в один. С помощью сказочных образов дети учатся выражать ту или иную интонацию, нежность, ласку, удивление. В своей системе дошкольного воспитания я использую специальную универсальную схему: Нравственный урок Речевая зарядка Развитие мышления и воображения Сказка развивает руки Нетрадиционная работа со сказкой
Для чего необходим «нравственный урок»? Не зря существует поговорка «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». С помощью сказки дети учатся отличать доброе - от злого, хорошее - от плохого. В сказках сильный встает на защиту слабого, зло - карается, а добро - вознаграждается. Нетрадиционный подход дает и воспитателю и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую – где бы герой исправлялся.
Речевая зарядка Сказки мы можем использовать для развития речи ребенка, как младшего дошкольного возраста, так и для старших и подготовительных групп (сказки подбираем соответственно возрастной группе) . Это можно делать разными способами : - ответы на вопросы воспитателя, по прочитанной сказке (если в младших группах мы слышим односложные ответы, то чем старше становятся дети, речь их наполняется красками). Речь обогащается различными прилагательными, которых очень много в народных сказках (хитрый, красивый, прекрасный, премудрый.) ; различными сравнительными оборотами ( ". не простое, а золотое. ", "бежит словно жар горит") и т. д. - пересказ, который может быть как индивидуальный, так и коллективный. Пересказ "заставляет" детей говорить словами сказки, передавая тем самым всю красоту русского языка.
Развитие мышления и воображения Воображение очень полезно и важно для дошкольника: она делает его жизнь творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается детям впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку. А изобретать можно и нужно разнопланово: Придумывать старые предметы в новых вариантах Превращать себя и членов семьи, друзей в другие одушевленные и неодушевленные предметы (мама-цветок, я - Иван Царевич и т.д.) Составлять фантастические сказки о себе, изображать сказку в пантомиме, и т.д.
Игра «Сказочная шляпа» Цель игры: актуализация знаний о русских народных и авторских сказках, развитие умения у детей показать эпизод из сказки мимикой и жестами. Можно использовать как подготовку к театрализации.
Одним из способов развития творческого воображения детей является – сочинение сказок. С чего всё начинается, первым делом необходимо придумать главного героя сказки, кто это будет, какой он по характеру, как выглядит, что любит и, возможно, чего боится. Следующим этапом будет испытание и сложности, которые ему предстоит преодолеть. Третий этап - помощники, кто будет помогать главному герою. Четвертый этап – чем всё закончилось. В конце сказки положительные герои добиваются цели, получают награду, а злодей наказан. Самое главное извлечь урок из своей сказки, сделать вывод. Сочинение сказок
за Мнемотаблица «Сочинение сказок»
Дети показывают свои книжки-малышки и рассказывают сказки, которые сочинили вместе с родителями
Сказки, которые сочинили дети вместе с родителями, используя мнемотаблицу
Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: нарисовать, вырезать, склеить, изобразить сказку схематично. Здесь используются некоторые приемы, наиболее часто повторяемые: объемная аппликация, пальцевая живопись, рисование на мокрой бумаге, волшебный рисунок, монотопия, «живая» капля, коллаж. Сказка развивает руки Рисование микробов в нетрадиционной технике «Живая капля» после сочинения сказки « Сказка про мальчика - неряху»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание дошкольника средствами художественной литературы
Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается....
воспитание дошкольников средствами художественной литературы
В статье рассматриваются вопросы формирования интереса и любви к чтению в дошкольном возрасте. Автор предлагает перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет, родителями и педагогами по теме: «Воспитан...
сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы".
сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"....
Гендерное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.
консультация для родителей о гендерном воспитании дошкольников через чтение художественной литературы....
Презентация отчёт в средней группе по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...
Презентация на тему: "Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы".
Проблема социально-нравственного воспитания дошкольников находится в центре внимания отечественной педагогики и всегда была одной из самых актуальных и в современных условиях она приобретает ...
Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Важную роль в формировании нравственно-патриотических качеств у детей играет художественная литература. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной форм...