Дополнительная общеразвивающая программа "Литературная гостиная"
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)
рабочая программа по художественной литературе по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_literature_1.docx | 45.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 14 Г.СЕРДОБСКА
Принято на педагогическом Совете Протокол № 1 от 28.08.2016 г. | Утверждаю: заведующая МДОУ детского сада №14 г.Сердобска ______________Морозова М.Ю. Приказ № 115 от 30.08.2016 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»
Разработала:
Филатова Юлия Александровна
Сердобск, 2016
Пояснительная записка
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты отделяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие состояние всей цивилизации.
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребёнок познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нём закладываются нравственные и культурные ценности.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребёнке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книга же, напротив, даёт возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции насыщенными, воспитывает воображение и даёт дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.
Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически построенная речь.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке « талант читателя».
Значение книги в жизни человека огромно. Не зря А.С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».
Цель: Прививать детям любовь к чтению, положительно влиять на поликультурное развитие дошкольников.
Задачи:1. Конкретизировать представление детей о книге;
2.Развивать мышление, речь, воображение;
3. Формировать доброжелательное отношение к людям разных национальностей, их культуре и традициям;
4. Воспитывать любовь и уважение к русским писателям, учить беречь книги.
Девиз: Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте, друзья, набирайтесь ума!
Срок реализации данной программы – 1 год.
Содержание рассчитано на детей 7-ого года жизни.
Методические рекомендации.
Данная работа организуется в подготовительной группе с середины сентября по май 2016-2017 учебного года в форме литературной гостиной, дополняющей и обогащающей реализацию образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Кружок проводится 1 раз в две недели, 2 раза в месяц.
Ежемесячно проводится углубленная работа по содержанию литературных произведений.
Перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей интерес к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.
Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.
Основные задачи каждого занятия:
- прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;
- помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;
- научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
Музыкальное сопровождение. Иногда в занятия включается звучание классической музыки, которая помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений.
Отбор книг.
Поскольку одна из задач – прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, и т.д.
Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.
Формы организации деятельности
- беседы;
- практические занятия;
- конкурсы;
- викторины;
-игры;
- встречи с библиотекарем.
Материально – технические (пространственные) условия организации
- Музыкальный зал
- Выставка иллюстраций «Богатыри земли русской»
- Атрибуты для драматизации
- Магнитофон
- Мультимедийный проектор
Наглядный материал
Портреты писателей, книги с иллюстрациями.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ | Темы заседаний | Количество заседаний |
1. | Какие люди живут на Земле? | 1 |
2. | «Ах, эти русские сказки!» | 1 |
3. | Библиотека | 1 |
4. | «Богатыри земли русской» | 1 |
5. | День толерантности. «Воспитание толерантности сказкой» | 1 |
6. | Сказки А.С.Пушкина | 1 |
Как встречают Новый год в разных странах? | 1 | |
7. | Сравнение русской народной сказки «Теремок» с украинской народной сказкой «Рукавичка» | 1 |
8. | Сравнение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» с таджикской народной сказкой «Коза с кудрявыми ножками» | 1 |
9. | Сравнение узбекской народной сказки «Хвастливый заяц» с русской народной сказкой «Заяц-хваста» | 1 |
10. | Сравнение русской народной сказки «Лисичка сестричка и волк» и сказки африканского племени Сото « О том, как лиса обманула гиену» | 1 |
11. | Дружат дети всей Земли | 1 |
12. | Сказка для Красной Шапочки | 1 |
13. | Гости из Бремена | 1 |
14. | Мир сказок Андерсена | 1 |
15. | «В гостях у дедушки Корнея» | 1 |
16. | Три поросёнка собирают друзей (итоговое) | 1 |
16 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕПЕЧЕНИЕ
Месяц | Темы занятий | Программное содержание | Методы и приёмы |
Сентябрь | 1.Какие люди живут на Земле? | 1.Показать сходство и различия людей разных национальностей, вызвать интерес к их деятельности, культуре и быту. 2. Формировать дружеское отношение и уважение к людям других национальностей. | Беседа. Игра «Грезденс». |
Октябрь | 1 .«Ах, эти русские сказки!» 2.Библиотека. | 1. Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры- сказками. 2.Учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам; активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие качества героев; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу. 3. Развивать уверенность в себе. 1.Конкретизировать представления детей о книге ( её роли в жизни человека, об истории её создания), о библиотеке( её назначении). 2.Развивать мышление, речь, воображение. | Беседа. «Салат из сказок». Игра «Волшебный узелок». Похвала, поощрение. Беседа с детьми о книгах (проводит библиотекарь). Игра-импровизация «Идём в библиотеку». Викторина «Цветик-семицветик». |
Ноябрь | 1.«Богатыри земли русской». 2.День толерантности. «Воспитание толерантности сказкой». | 1.Дать детям знания о былинах, как о жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси. 2.Закрепить названия элементов костюма русского богатыря. 3.Воспитывать интерес к истории России. 1.Воспитание основ толерантности у дошкольников с помощью сказок. 2.Расширение кругозора. 3.Уточнение представлений об окружающем мире. 4.Пополнение словарного запаса. | Чтение былин. Рассматривание картины Васнецова «Богатыри». Заучивание пословиц и поговорок. Беседа. Заучивание пословиц и поговорок о дружбе. Физминутка «На огромной планете разные есть дети». Дидактические игры. |
Декабрь | 1.Сказки А.С. Пушкина. 2. Как встречают Новый год в разных странах? | 1.Продолжать знакомить детей с творчеством А.С . Пушкина. 2. Правильно, чётко и лаконично отвечать на поставленные вопросы. 3.Развивать речь детей, активизировать словарный запас. Воспитывать любовь и уважение к русским писателям, учить беречь книги. 1.Знакомить с традициями встречи Нового года в России и других странах. | Игра «Доскажи словечко». Драматизация сказок Пушкина. Просмотр презентации. Беседа. Игра-путешествие. Игра «Дед Мороз». Просмотр презентации. |
Январь | 1.Сравнение русской народной сказки «Теремок» с украинской народной сказкой «Рукавичка». 2.Сравнение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» с таджикской народной сказкой «Коза с кудрявыми ножками». | 1.Познакомить с украинской народной сказкой «Рукавичка». 2.Учить сравнивать эту сказку с русской народной сказкой «Теремок»: находить сходство и различия в построении сюжетов, характерах героев, их прозвищах, образных выражениях. 1.Познакомить с таджикской народной сказкой «Коза с кудрявыми ножками». 2.Учить сравнивать эту сказку с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят». | Беседа. Чтение сказки «Рукавичка». Разминка-игра «Мухи и комары». Рассматривание иллюстраций. Чтение сказки «Коза с кудрявыми ножками». Народная игра «Шла лиса по лесу». Рассматривание иллюстраций. |
Февраль | 1.Сравнение узбекской народной сказки «Хвастливый заяц» с русской народной сказкой «Заяц-хваста». 2.Сравнение русской народной сказки «Лисичка сестричка и волк» и сказки африканского племени Сото « О том, как лиса обманула гиену» | 1.Учить реагировать на визуальные контакты 2.Совершенствовать точность движений 3.Развивать быстроту. 1.Познакомить с африканской народной сказкой « О том, как лиса обманула гиену». 2.Учить сравнивать её с русской народной сказкой «Лисичка сестричка и волк». | Игра «Сделай из маленького огромное». Чтение сказки «Хвастливый заяц». Разминка-игра «Зайцы и волк». Чтение сказки. Анализ особенности народных сказок о животных. Рассматривание иллюстраций. |
Март | 1.Дружат дети всей Земли. 2. Сказка для Красной Шапочки. | 1.Продолжать формировать представление о странах. 2.Развивать чувство патриотизма, толерантное отношение ко всем людям. 1.Знакомить с устным народным творчеством Франции(сказки, песенки, игры). 2.Закрепить знание русских народных сказок, потешек, песенок. | Беседа. Русская народная игра «Петушок, петушок, покажи свой гребешок!». Просмотр презентации. Выставка иллюстраций к сказке Шарля Перро «Красная Шапочка». Просмотр презентации. |
Апрель | 1.Гости из Бремена. 2. Мир сказок Андерсена. | 1.Расширять представление о сказках разных народов. 2.Знакомить с устным народным творчеством Германии(сказки, песенки, потешки). 3.Продолжать работу над выразительным ритмичным чтением русских народных песенок и потешек. 4.Учить понимать значение пословиц и поговорок, связывать их с сюжетом сказки. 1.Познакомить детей с жизнью и творчеством сказочника Г.Х.Андерсена. 2.Повторить знакомые детям сказки(сюжет, главные герои) и познакомить со сказкой «Пятеро из одного стручка». 3.Учить детей понимать мораль сказки, выражать своё отношение к поступкам героев. | Беседа. Просмотр презентации. Игра «Весёлый бубен». Книжная выставка. Просмотр презентации. Игра «Из какой сказки?». Физминутка «Герои сказок Андерсена». Чтение сказки «Пятеро из одного стручка». |
Май | 1.«В гостях у дедушки Корнея. 2. «Три поросёнка собирают друзей». | 1.Закрепить знания детей о прочитанных сказках К.И.Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки. 2.Учить эмоционально и активно воспринимать сказку. 3.Развивать творческую инициативу. 1.Активизировать литературный опыт детей( вспомнить прочитанные произведения, их героев, сюжет). 2.Поддерживать дружеские и уважительные отношения в детском коллективе. | Викторина по сказкам. Игра «Собери картинку». Игра-викторина. Игры народов мира. Рисование «Любимая сказка». |
Прогнозируемый результат освоения программы
По развитию литературной речи:
У дошкольников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.
У детей 7-ого года жизни литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет дошкольникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.
Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.
По приобщению к словесному искусству:
1. Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий.
2. Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.
3. Знают и умеют соблюдать правила культурного обращения с книгой.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми:
Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.
Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.
Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.
Развития всех компонентов устной речи:
Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки.
В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы.
Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.
Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.
Литература.
- Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания// Развитие личности.-2002.-№ 2.
- О социализации дошкольников// Дошкольное воспитание.-2006.-№ 4.
- Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание.- 2003.- № 11.
- Ребёнок в детском саду.-2009.- № 5, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Литературная гостиная"
Дополнительная общеразвивающая программа "Литературная гостиная"...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...