проект "Там, на неведомых дорожках"
проект по художественной литературе (средняя группа)
коррекция и развитие речи дошкольников, имеющих речевые нарушения посредством сказок и сказкотерапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному направлению развития детей»
Педагогический проект «Там, на неведомых дорожках»
(с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
в возрасте от 4 до 5 лет)
Катасонова Ольга Викторовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Ханахмедова Роза Михайловна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Шарыпово, 2019г.
Актуальность:
Своевременное овладение правильной связной речью имеет важное значение для успешного обучения ребенка в школе. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения – от 4 до 5 лет. В этот же период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.
Но в последнее время наблюдается рост числа дошкольников с тяжелыми нарушениями речевого развития. Коррекция речи для них длительный процесс. Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ТНР и их психические особенности необходимо использовать такие формы и методы обучения детей, которые целенаправленно будут стимулировать их речевую активность, развивать словарь, обогащать эмоционально – волевую сферу. И одним из эффективных развивающих, коррекционных средств в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи является сказка. Для развития связной речи дошкольников, сказка замечательна тем, что в ней излагается конкретная схема последовательно выполняемых действий. А это очень важно для детей с речевыми нарушениями, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, детям необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала повествования к его завершению.
Использование сказок в обучении дошкольников способствует также выработке дикции, развитию интонации, эмоциональной выразительности, памяти, мышления, общей, мелкой моторики.
К сожалению, во время бесед с детьми было выявлено, что некоторые дети вообще не знакомы со сказками и их героями. Причина возникновения этой проблемы стала ясна после опроса родителей: в семье не уделяется достаточно времени чтению книг, особенно со сказочным содержанием.
Поэтому в коррекционно – развивающей работе с детьми решили, активно использовать сказки и сказкотерапию. И запустили проект «Там, на неведомых дорожках».
Проблема:
1.Отсутствие у детей интереса к сказкам в современном обществе.
2. Недостаточный уровень знаний детей сказок и их героев.
3.Слабый уровень развития диалогической формы речи.
Цель проекта:
Коррекция и развитие речи дошкольников, имеющих речевые нарушения, через использование сказок и сказкотерапии.
Задачи проекта:
- Познакомить с русскими народными и авторскими сказками и их героями.
- Сформировать стойкий интерес к сказкам.
- Развивать связную речь детей (монологическую и диалогическую)
- Развивать правильное звукопроизношение.
- Развивать память, воображение, творческие способности, коммуникативные навыки.
- Развивать умения выразительно интонировать героев сказки; передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
- Привлечь родителей к работе над проектом.
Вид проекта: познавательно - речевой, творческий.
Срок реализации проекта: январь2019г. – май 2019г.
Участники: дети 4 – 5 лет группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, воспитатели, специалисты детского сада, родители воспитанников.
Этапы реализации проекта:
1этап «Подготовительный»
- Разработка плана проекта.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Изучение опыта работы педагогов по данной теме.
- Подбор разных видов игр: дидактических, театрализованных, настольно – печатных, подвижных, пальчиковых и др.
- Пополнение развивающей среды:
- подбор книг для чтения: русские народные сказки, авторские сказки, сказки народов мира, загадки, потешки;
- пополнение уголка ряженья:
- приобретение и изготовление различных видов театров, маски, декорации;
- подбор видеоматериалов, мультфильмов, аудиозаписей сказок.
6. Составление планов бесед, консультаций, конспектов образовательной деятельности.
7. Разработка сценария театрализованного представления по сказке «Теремок».
2этап «Основной»
Формы работа с детьми:
- Ситуативные беседы (групповые и индивидуальные)
- Чтение сказок с обсуждением.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Посещение детьми спектаклей.
- Экскурсия в библиотеку.
- Театрализованная деятельность: игры – драматизация, инсценировки
- Решение проблемных ситуаций по сказкам.
- Просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание аудиозаписи сказок.
- Проведение различных видов игр.
- Совместная продуктивная деятельность (конструирование, рисование, лепка, аппликация).
- Составление книжек – малышек.
Формы работы с родителями:
- Участие в акции «Подари книгу»
- Ознакомление с содержанием проекта, его целями и задачами.
- Беседы с целью изучения возможности участия родителей в реализации проекта.
- Помощь родителей в организации предметно - развивающей среды по теме проекта.
- Подбор консультации для родителей, оформление папок - передвижек по теме.
- Совместное участие родителей и детей в театрализованном представлении.
- Подбор природного и бросового материала для изготовления поделок.
Перспективный план мероприятий по проекту
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная работа с родителями | Сроки проведения |
1.Беседа на тему: «Здравствуй, сказка» Цель: познакомить детей со сказками разных жанров: русских народных сказок и авторских сказок, формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта 2.Беседа «В руку книгу я беру». Цель: учить детей бережно обращаться с книгой, рассказать, сколько людей трудятся, над созданием книги, обсудить правила работы с книгой. 3.Рассказывание сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Рукавичка». Цель: пробуждать и поддерживать интерес к книгам. Формировать умение слушать сказки, развивать память и внимательность. 4. Игра «Угадай по движению» Цель: угадать героя сказки | 1. Рассматривание книг, сказок, иллюстраций разных художников Цель: развивать интерес к книгам 2.Творческая мастерская Цель: предложить детям раскраски на тему «Сказки», рисование сказочных героев, лепка по желанию 3. Д/и «Из какой сказки герой» Цель: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, речь, формировать умение играть в паре. 4.Подвижные игры « «Два Мороза», «Зайцы и волк». Цель: развивать двигательную активность, основные виды движения 5.Показ настольного театра «Колобок». | 1. Опрос – анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка» 2.Проведение родительского собрания Цель: включение в проектную деятельность. | январь |
1.Рассказывание сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Теремок», «Репка» Цель: учить понимать смысл сказки. Развивать умение оценивать поступки героев. 2.Беседа с детьми о характерах сказочных героев. Цель: учить оценивать поступки героев 3.Игра – драматизация по сказке «Теремок» 4.Экскурсия в библиотеку Цель: познакомить с работой библиотекаря, повысить интерес к книге 5.Просмотр мультфильмов по русским народным и авторским сказкам Цель: учить понимать содержание сказки. 6.Пальчиковая гимнастика: «Будем сказки называть, будем пальчики считать» Цель: развивать мелкую моторику пальцев, речь, внимание 7.Игра – драматизация по сказке «Репка» 8.Пантомимический этюд» «Горе» Цель: учить изображать плачущих бабку с дедом | 1.Д/и «Собери сказку из пазлов», «Разрезные картинки» Цель: развивать восприятие, внимание, мелкую моторику 2.Игровое задание «Моталочки» Цель: развивать мелкой моторики 3.Подвижные игры «Найди пару», «Ходит, бродит серый волк». Цель: развивать двигательную активность, основные виды движения 4.Д/и «Один и много» Цель: упражнять в названии предметов в ед. и мн. числе 5.Д/и «Загадки из сундучка» (нахождение сказочных предметов - зеркало, яйцо, яблоко, цветок, клубок и др.) Цель: упражнять в умении правильно угадывать различные сказочные предметы 6.Конструирование из мягких модулей Цель: развивать конструктивное мышление | 1.Участие в акции «Подари книгу» Цель: пополнить библиотеку группы книгами, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в реализации проекта 2.Изготовление настольного театра по сказкам. Цель: вызвать желание родителей сделать театр своими руками | февраль |
1.Просмотр мультфильмов «Теремок», «Гуси - лебеди». Цель: учить понимать содержание сказки. 2.Показ театрализованного представления на 8 марта по сказке «Теремок» Цель: развивать желание участвовать в театрализации, умение действовать по сюжету, вести диалог развивать воображение, выразительность речи 3.Дидактическая игра «Расскажи сказку» Цель: учить детей располагать картинки с персонажами знакомой сказки в той очередности, в которой они появляются в тексте, сопровождая свои действия пересказом. Развивать связную речь, память, внимание. 4. Отгадывание загадок «Из какой сказки герой?» Цель: развивать логическое мышление, память 5.Беседы с детьми на тему «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой» 6.Рассказывание сказок «Лисичка со скалочкой», «Заяц хваста», «Красная Шапочка». Цель: формировать умение слушать сказки, развивать память и внимательность. Учить понимать смысл сказки. Развивать умение оценивать поступки героев. 7. Ситуативные беседы: «Чем тебе нравится Красная Шапочка?» «Какие чувства вызывает у тебя поведение лисы в сказках «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Колобок» 8.Пантомимический этюд «Хвастовство» Цель: учить изображать хвастливого зайца | 1.Игровое задание: «Обведи и раскрась». Цель: развивать мелкую моторику рук Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации». Цель: развивать у детей умение узнавать и называть сказки по иллюстрации 3. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой» Цель: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей. 4.Рассказывание сказок с использованием различных видов театра Цель: совершенствовать диалогическую речь, формировать умения согласовывать слова в предложении, поддерживать интерес к театрализованной деятельности 5.Настольные игры «Собери картинку», (домино, кубики), «Что сначала, что потом» знания о сказках, активизировать словарь детей, развивать речь, мышление 6.Лепка героев любимых сказок Цель: развивать творческие способности детей.
7. Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк». Цель: развитие двигательной активности, основных видов движения | 1.Оформление папки – передвижки на тему: «Какие сказки читать детям на ночь» 2.Совместная работа с детьми по изготовлению атрибутов для театрального уголка (маски, шляпки и т.п.) 3.Консультация на тему: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» 4. Просмотр всей семьей мультфильмов по русским народным и авторским сказкам | Март |
1.Беседа «Пойдем в театр!» Цель: формировать у детей представления о театре, работе актеров, учить правильно вести себя в театре. 2.Вечер загадок «Угадай и ответь». Цель: развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. 3.Игра «Что сначала, что потом?» Задачи: учить отвечать на вопросы по сюжету сказки. 4.Показ итоговой образовательной деятельности в форме квест – игры на тему: «Поможем курочке Рябе» Цель: помочь курочке Рябе найти яйцо 5.Ситуативная беседа на тему: «Хорошие и плохие поступки героев», «Если б я попал в сказку» Цель: развивать связную речь, умение аргументировать, последовательно излагать мысли 6.Беседа на тему: «Кто рисует картинки к сказкам» | 1. Творческие игры детей на тему: «Представь себя героем сказки» Цель: развивать воображение, мимику, жесты 2.Дидактические игры «Продолжи сказку», «Найди пару», «Какие герои спрятались» Цель: обобщить знания детей о русских народных сказках», развивать внимание, память 3.Сюжетно – ролевая игра «Мы – артисты» Цель: учить подбирать предметы и атрибуты для игры, разворачивать сюжет, развивать коммуникативные навыки 4.Игра «Кто из героев сказал эти слова?» Цель: развивать память, умение грамматически правильно строить свои высказывания 5.Д/и «Узнай сказку по предмету» Цель: закрепить значение содержания сказок. Развивать, память, воображение, мышление, речь. 6.Подвижные игры: «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Волк и поросята». Цель: развитие двигательной активности, основных видов движения | 1.Совместное посещение с детьми книжного магазина, театрализованного представления в городском драматическом театре Цель: воспитание интереса к книге | апрель |
1Знакомстов с авторскими сказками Чтение сказок К.И. Чуковского «Телефон», «Муха-цокотуха», «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Чудо-дерево». Цель: познакомить с творчеством К.И. Чуковского, формировать умение слушать сказки, развивать память и внимательность. Учить понимать смысл сказки. Развивать умение оценивать поступки героев. 2.Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»). Цель: способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок. 3.Решение проблемных ситуаций: «Почему Красная Шапочка пошла по длинной дороге, а волк по короткой? А если бы наоборот?»; «Что было бы, если…? и др. Цель: развивать умение рассуждать 4. Коллективное сочинительство сказки и оформление книжки «Сказка на новый лад» Цель: развивать связную речь, умение правильно и логично выстраивать предложения. | 1.Игровое задание «Соедини по точкам и узнай героя сказки» Цель: развитие внимания, мелкой моторики 2. Игра - имитация «Пойми меня» Цель: развивать способность понимать собеседника, упражнять в изображении героев с помощью мимики, жестов, движений. 3.Д/и «Узнай сказку по картинке», Цель: упражнять в умении излагать последовательность событий в сказке. 4.Игра «Слова наоборот» Цель: учить подбирать слова – антонимы. 5.Д/и «Чей костюм», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя». Цель: развивать монологическую речь, внимание, память. 6.Творческое рисование по сюжетам любимых сказок. Цель: развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности
| Май |
3 этап «Заключительный»
- Анализ проведенной работы по проекту, соотнесение результатов с поставленными целями.
- Преставление проекта «Там, на неведомых дорожках» на итоговом Педсовете
- Опубликование конспекта квест – игры на тему: «Поможем курочке Рябе»
Ожидаемые результаты:
- У детей сформируется интерес и потребность в чтении.
- Дети познакомятся с русскими народными сказками и их героями.
- Совершенствуется диалогическая форма речи дошкольников.
- Дети проявят желание участвовать в драматизации сказок, инсценировках.
- Дети совершенствуют умения передавать мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок.
- У детей улучшится звукопроизношение.
- Повысится заинтересованность родителей в совместных домашних чтениях.
Практическая значимость проекта: проект может быть использован воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Вывод: использование сказок и сказкотерапии в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятию и выразительности, совершенствованию лексико – грамматических средств языка, расширению словарного запаса, расширению представления детей о русских народных и авторских сказках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-32496-1517850933.jpg)
сценарий физкультурного занятия сюжетного типа "Там на неведомых дорожках"
Игра и сказка сопровождают ребёнка на протяжении всего школьного детства. Сказки учат добру, пониманию. Данное физкультурное занятие поможет детям погрузиться в мир сказки....
Конспект занятия в средней группе с элементами драматизации «Там на неведомых дорожках…»
Конспект с элементами драматизации...
Конспект интегрированного занятия "Там ,на неведомых дорожках"
Развивать интерес к литературным произведениям,создавать художественные приёмы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/21/picture-93512-1613892941.jpg)
сценарий театрализованного спектакля для старших дошкольников "Там на неведомых дорожках..." по сказкам А.С. Пушкина
сценарий театрализованного спектакля для старших дошкольников "Там на неведомых дорожках..." по сказкам А.С. Пушкина...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-133524-1352887640.jpg)
Развитие речи. Тема: «Там на неведомых дорожках»
Программные задачи: Учить передавать характерные черты героев сказок с помощью мимики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли. Побуждать к высказываниям в виде полных предложений. Спос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/17/picture-22035-1516170362.jpg)
"Там на неведомых дорожках" физкультурное развлечение в лесу (старшие, подготовительные группы).
интересное развлечение со сказочными персонажами в лесу...