"Труд кормит, а лень портит"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_trud_kormit_a_len_portit.doc | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Труд кормит, а лень портит»
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной гр.
( в соавторстве с Чукановой Т.Н.)
Тип: закрепление полученных знаний
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника.
Продолжать учить анализировать поступки сказочных героев; Развивать интерес к художественной литературе.
Учить образно передавать содержание басни в игре - инсценировке.
Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
Оборудование: Презентация Power Point «Устройство муравейника»;
картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок; портрет И.А. Крылова, атрибуты для инсценировки басни – маска стрекозы и муравья, венки для Лета, Осени, шапочка для Зимы; вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см), кроссворд.
Предварительная работа: чтение художественных произведений про муравьев; знакомство с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей», краткосрочный проект «Удивительный мир насекомых»,
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие (релаксация, динамическая пауза)
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь.
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! (звучит музыка «Звуки весны»)
- Сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.
-Хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры. Мы приветливы. Мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения (дети делают вдох и выдох 3 раза).
Вот и замечательно. У нас у всех хорошее настроение и я предлагаю вам поиграть в игру.
Д/и «Самые-самые»
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самый быстрый зверь, это … (гепард).
Дети садятся на стульчики
Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.
Если представить, что Саша (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Саша поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
Ребята, а что вы уже знаете о этих маленьких трудолюбивых насекомых? (дети по очереди рассказывают о муравьях)
Алиса Р. Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.
Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.
Влад П. Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям.
На каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, которая выделяет клейкую жидкость, она и позволяет муравью не падать.
Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Никита Ш. Муравьи уничтожают вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям. Муравьи очищают птицу от паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери.
Самые крупные муравьи живут в Африке. Посмотрите, какого размера они бывают.
Восп-ль: Молодцы, ребята! Вы очень много знаете о муравьях. Мы с вами уже играли в игру «Муравьи». Хотите еще раз поиграть? Вставайте!
Динамическая пауза «Муравьи»
Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.
Воспитатель: А сейчас присядьте на стульчики и отгадайте загадку:
На поляне возле елок дом построен из иголок,
За травой не виден он, а жильцов в нем миллион. Правильно. Это муравейник.
А вы хотите узнать, как он устроен внутри? Сейчас я вас познакомлю с жилищем муравьев поближе. (презентация)
Устройство муравейника
Муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
1. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от плохой погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
2. Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.
3. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Они охраняются муравьями-солдатами.
4. Есть специальная комната, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
5. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.
6. В хлебном складе муравьи хранят зерна.
7. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.
8. Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.
9. В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.
10. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ картинок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).
Восп-ль: А какие произведения о этих трудолюбивых насекомых вы знаете?
« Как муравьишка домой спешил», «Жалейкин и муравьи», «Стрекоза и муравей»
Восп-ль: Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с басней «Стрекоза и муравей» Кто из вас может назвать автора этого произведения?
Дети: Эту басню написал Иван Андреевич Крылов (Демонстрирую портрет). Он написал много других басен.
Восп-ль: Кто из вас помнит, что такое басня?
Дети: отвечают
Восп-ль: Правильно. Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в котором персонажами являются люди, животные и различные предметы”.
А сейчас давайте ещё раз вспомним басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей».
(дети надевают атрибуты для инсценировки)
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
На полянке копошатся кузнечик, Муравей, порхает Стрекоза.
Девочка-Лето.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Девочка-Осень.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Девочка-Зима.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза танцует, потом начинает дрожать, ищет себе какое-нибудь убежище. Но никто из работящих насекомых не хочет приютить хозяйку.
Времена года хором: Стрекоза уж не поет…
Лето. И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Осень. Злой тоской удручена,
Зима. К Муравью ползет она:
Стрекоза: Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Муравей: удивленно разводит лапками
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Лето. Говорит ей Муравей.
Стрекоза: До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час…
(начинает кружиться под музыку, ей кажется, что вновь наступило лето)
Стрекоза: Так, что голову вскружило!»
Муравей: А, так ты...
Стрекоза: (перебивает) Я без души
Лето целое всё пела!!! (снова, забывшись, начинает напевать и пританцовывать. Муравей смотрит на неё с осуждением, дает ей лопату для снега)
Муравей: Ты всё пела? (Иронично, Стрекоза кивает) -это дело;
Так поди же, попляши! (Стрекоза удивленно моргает глазами, затем, тяжело вздохнув, принимается за работу)
Итог занятия. Воспитатель: о ком мы сегодня говорили? Какой смысл заложен в басне «Стрекоза и муравей?
Какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют)
Молодцы, сегодня вы хорошо занимались. Вам понравилось занятие?
Заключительная часть.
Раз, два, три, четыре, пять
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)
Гостям мы улыбаемся (идут по кругу)
С ними мы прощаемся (уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного развлечения "Труд - кормит, лень - портит"
Вечер фольклорного развлечения для детей старшего возраста с инсценировкой сказки "Кому горшки мыть"....
Труд кормит, а лень портит
Развлечение для детей 6 - 7 лет...
Педагогический проект "Труд кормит, а лень портит"
Ссылка га Наше Подмосковье https://xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn–p1ai/projects/28472/ Педагогический проект "Труд кормит, а лень портит"...
Презентация к проекту: "Труд кормит, а лень портит"
Презентация к проекту: "Труд кормит, а лень портит"...
ВЕЧЕР РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ – ПОРТИТ».
ВЕЧЕР РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ – ПОРТИТ»....
Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы на тему: "Труд кормит, а лень портит" в подготовительной группе
Календарный план индивидуальной и совместной деятельности ребенка и взрослого в соответствии с ФГОС ДО...
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Труд кормит, а лень портит»
Целью данного мероприятия является знакомство детей с русскими народными традициями и обычаями, русским фольклором. Создание веселого радостного настроения....