задачи работы по знакомству детей с художественной литературой
статья по художественной литературе (старшая группа)
что должно быть в книжном уголке, как воспитывать детей книгой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задачи работы по знакомству детей с художественной литературой.
При восприятии литературного произведения дети прежде всего обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой..
Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор- частушки, потешки, песни, игры( «Водичка, водичка…»), « Кисонька- Мурысенька…», « Тили –бом!», «Пальчик, пальчик», и многое другое). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так, как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок2. «Теремок», « Заюшкина избушка», «Волк и семяро козлят», и др. младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произвидения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных поэтов.
Задача детского сада- открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т.е. заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературы, с развитием их художественно-речевой деятельности.
После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных произведений. Совершенствуется и обогащается опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра ( небылицы, загадки, сказки, рассказы).
На пятом году жизни дети осознаннее воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете.
Характеризуя героев книг, чаще всего высказываются правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношения к героям и литературным фактам у детей имеет действенный характер. Ребенок 4-5 лет прежде всего- активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности – важная задача воспитания.
Старший дошкольный возраст – качественно новы этап в литературном развитие дошкольников. В отличии от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становиться избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля ( сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги, прочесть любимое стихотворение. Постоянное общение с книгой актуально развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, словесном творчестве и других видах исполнительской деятельности.
Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней –важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению. Для решения этой задачи следует воспитывать новые по сравнению с предшествующим периодом умения и способности в восприятии и понимании произведений литературы.
Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняет рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.
Во – вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В – третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней появляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.
Для того, чтобы решить эти задачи создается художественно-речевая среда, основой которой является\ литературный уголок, который способствует развитию словесного творчества.
Литературный уголок должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?
- Реализация уголка книги вблизи естественного света.
- Открытый доступ игровых пособий на уровне роста детей ( все шкафы должны быть без стекол)
- Свобода выбора имеющихся материалов
- Периодическая сменяемость, обновление материалов уголка ( в зависимости от задач программ и времени)
- Оснащение атрибутов по интересам детей, с учетом их увлечений
- Активная позиция воспитателя при развивающем взаимодействии с ребенком
- Соответствие речи педагога нормам русского языка. Грамотность речи педагога.
- В практике существуют различные варианты оформление уголка книги – это:
1- Книжная витрина.
- по программе
- по сезону
- по интересам (любимые книжки)
/ \ \
Девочки мальчики криптограмма
- закладки: интересные, красивые слова
- справочная литература ( « Почемучка» , словари, легенды и мифы народов мира), детские журналы «Мурзилка», «Филя», и др.
2- Наглядно –иллюстративный материал.
- в соответствии с программой, с темой месяца.
3-Малые формы фольклора
Книги или картотека: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, и др.
М.ф.ф. должны быть связяны с изучаемой темой
Детская библиотека: книжки-малютки ( устное народное творчество, книги наших и зарубежных авторов). Технические средства обучения кампьюторы, магнитофоны, и др.).пр. «Детство» - видеть себя со стороны (фотографии, альбомы)
4- Мастерская слова:
Подборка дидактических, словесных, литературных игр
- подборка дидактических пособий на формирование словаря
- пособия, игры на формирование грамматического строя речи
- пособия, игры на формирование ЗКР
5- Речевое творчество
Освоение умений монологической речью
Дидактические пособия, модели, схемы для пересказа, для составления описательных рассказов, составление рассказов по сюжетной картинке, сочинение повествовательных рассказов.
6- Художественно- речевая деятельность
Все, что относиться к попыткам детей изучать содержание книг.
Ширмы, фланелеграф, объемные и плоскостные фигурки персонажей, книжки-раскладки со вставными плоскостными изображениями, настольный, пальчиковыетеатр, книжки- самоделки по художественным произведениям, иллюстрации по прочитанным произведениям.
Кроме того, в уголке можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
Предварительный просмотр:
Задачи работы по знакомству детей с художественной литературой.
При восприятии литературного произведения дети прежде всего обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой..
Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор- частушки, потешки, песни, игры( «Водичка, водичка…»), « Кисонька- Мурысенька…», « Тили –бом!», «Пальчик, пальчик», и многое другое). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так, как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок2. «Теремок», « Заюшкина избушка», «Волк и семяро козлят», и др. младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произвидения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных поэтов.
Задача детского сада- открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т.е. заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературы, с развитием их художественно-речевой деятельности.
После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных произведений. Совершенствуется и обогащается опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра ( небылицы, загадки, сказки, рассказы).
На пятом году жизни дети осознаннее воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете.
Характеризуя героев книг, чаще всего высказываются правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношения к героям и литературным фактам у детей имеет действенный характер. Ребенок 4-5 лет прежде всего- активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности – важная задача воспитания.
Старший дошкольный возраст – качественно новы этап в литературном развитие дошкольников. В отличии от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становиться избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля ( сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги, прочесть любимое стихотворение. Постоянное общение с книгой актуально развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, словесном творчестве и других видах исполнительской деятельности.
Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней –важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению. Для решения этой задачи следует воспитывать новые по сравнению с предшествующим периодом умения и способности в восприятии и понимании произведений литературы.
Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняет рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.
Во – вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В – третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней появляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.
Для того, чтобы решить эти задачи создается художественно-речевая среда, основой которой является\ литературный уголок, который способствует развитию словесного творчества.
Литературный уголок должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?
- Реализация уголка книги вблизи естественного света.
- Открытый доступ игровых пособий на уровне роста детей ( все шкафы должны быть без стекол)
- Свобода выбора имеющихся материалов
- Периодическая сменяемость, обновление материалов уголка ( в зависимости от задач программ и времени)
- Оснащение атрибутов по интересам детей, с учетом их увлечений
- Активная позиция воспитателя при развивающем взаимодействии с ребенком
- Соответствие речи педагога нормам русского языка. Грамотность речи педагога.
- В практике существуют различные варианты оформление уголка книги – это:
1- Книжная витрина.
- по программе
- по сезону
- по интересам (любимые книжки)
/ \ \
Девочки мальчики криптограмма
- закладки: интересные, красивые слова
- справочная литература ( « Почемучка» , словари, легенды и мифы народов мира), детские журналы «Мурзилка», «Филя», и др.
2- Наглядно –иллюстративный материал.
- в соответствии с программой, с темой месяца.
3-Малые формы фольклора
Книги или картотека: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, и др.
М.ф.ф. должны быть связяны с изучаемой темой
Детская библиотека: книжки-малютки ( устное народное творчество, книги наших и зарубежных авторов). Технические средства обучения кампьюторы, магнитофоны, и др.).пр. «Детство» - видеть себя со стороны (фотографии, альбомы)
4- Мастерская слова:
Подборка дидактических, словесных, литературных игр
- подборка дидактических пособий на формирование словаря
- пособия, игры на формирование грамматического строя речи
- пособия, игры на формирование ЗКР
5- Речевое творчество
Освоение умений монологической речью
Дидактические пособия, модели, схемы для пересказа, для составления описательных рассказов, составление рассказов по сюжетной картинке, сочинение повествовательных рассказов.
6- Художественно- речевая деятельность
Все, что относиться к попыткам детей изучать содержание книг.
Ширмы, фланелеграф, объемные и плоскостные фигурки персонажей, книжки-раскладки со вставными плоскостными изображениями, настольный, пальчиковыетеатр, книжки- самоделки по художественным произведениям, иллюстрации по прочитанным произведениям.
Кроме того, в уголке можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
Предварительный просмотр:
Задачи работы по знакомству детей с художественной литературой.
При восприятии литературного произведения дети прежде всего обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой..
Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор- частушки, потешки, песни, игры( «Водичка, водичка…»), « Кисонька- Мурысенька…», « Тили –бом!», «Пальчик, пальчик», и многое другое). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так, как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок2. «Теремок», « Заюшкина избушка», «Волк и семяро козлят», и др. младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произвидения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных поэтов.
Задача детского сада- открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т.е. заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературы, с развитием их художественно-речевой деятельности.
После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных произведений. Совершенствуется и обогащается опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра ( небылицы, загадки, сказки, рассказы).
На пятом году жизни дети осознаннее воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете.
Характеризуя героев книг, чаще всего высказываются правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношения к героям и литературным фактам у детей имеет действенный характер. Ребенок 4-5 лет прежде всего- активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности – важная задача воспитания.
Старший дошкольный возраст – качественно новы этап в литературном развитие дошкольников. В отличии от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становиться избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля ( сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги, прочесть любимое стихотворение. Постоянное общение с книгой актуально развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, словесном творчестве и других видах исполнительской деятельности.
Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней –важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению. Для решения этой задачи следует воспитывать новые по сравнению с предшествующим периодом умения и способности в восприятии и понимании произведений литературы.
Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняет рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.
Во – вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В – третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней появляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.
Для того, чтобы решить эти задачи создается художественно-речевая среда, основой которой является\ литературный уголок, который способствует развитию словесного творчества.
Литературный уголок должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?
- Реализация уголка книги вблизи естественного света.
- Открытый доступ игровых пособий на уровне роста детей ( все шкафы должны быть без стекол)
- Свобода выбора имеющихся материалов
- Периодическая сменяемость, обновление материалов уголка ( в зависимости от задач программ и времени)
- Оснащение атрибутов по интересам детей, с учетом их увлечений
- Активная позиция воспитателя при развивающем взаимодействии с ребенком
- Соответствие речи педагога нормам русского языка. Грамотность речи педагога.
- В практике существуют различные варианты оформление уголка книги – это:
1- Книжная витрина.
- по программе
- по сезону
- по интересам (любимые книжки)
/ \ \
Девочки мальчики криптограмма
- закладки: интересные, красивые слова
- справочная литература ( « Почемучка» , словари, легенды и мифы народов мира), детские журналы «Мурзилка», «Филя», и др.
2- Наглядно –иллюстративный материал.
- в соответствии с программой, с темой месяца.
3-Малые формы фольклора
Книги или картотека: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, и др.
М.ф.ф. должны быть связяны с изучаемой темой
Детская библиотека: книжки-малютки ( устное народное творчество, книги наших и зарубежных авторов). Технические средства обучения кампьюторы, магнитофоны, и др.).пр. «Детство» - видеть себя со стороны (фотографии, альбомы)
4- Мастерская слова:
Подборка дидактических, словесных, литературных игр
- подборка дидактических пособий на формирование словаря
- пособия, игры на формирование грамматического строя речи
- пособия, игры на формирование ЗКР
5- Речевое творчество
Освоение умений монологической речью
Дидактические пособия, модели, схемы для пересказа, для составления описательных рассказов, составление рассказов по сюжетной картинке, сочинение повествовательных рассказов.
6- Художественно- речевая деятельность
Все, что относиться к попыткам детей изучать содержание книг.
Ширмы, фланелеграф, объемные и плоскостные фигурки персонажей, книжки-раскладки со вставными плоскостными изображениями, настольный, пальчиковыетеатр, книжки- самоделки по художественным произведениям, иллюстрации по прочитанным произведениям.
Кроме того, в уголке можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
Предварительный просмотр:
Задачи работы по знакомству детей с художественной литературой.
При восприятии литературного произведения дети прежде всего обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой..
Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор- частушки, потешки, песни, игры( «Водичка, водичка…»), « Кисонька- Мурысенька…», « Тили –бом!», «Пальчик, пальчик», и многое другое). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так, как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок2. «Теремок», « Заюшкина избушка», «Волк и семяро козлят», и др. младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произвидения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных поэтов.
Задача детского сада- открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т.е. заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературы, с развитием их художественно-речевой деятельности.
После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных произведений. Совершенствуется и обогащается опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра ( небылицы, загадки, сказки, рассказы).
На пятом году жизни дети осознаннее воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете.
Характеризуя героев книг, чаще всего высказываются правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношения к героям и литературным фактам у детей имеет действенный характер. Ребенок 4-5 лет прежде всего- активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности – важная задача воспитания.
Старший дошкольный возраст – качественно новы этап в литературном развитие дошкольников. В отличии от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становиться избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля ( сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги, прочесть любимое стихотворение. Постоянное общение с книгой актуально развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, словесном творчестве и других видах исполнительской деятельности.
Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней –важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению. Для решения этой задачи следует воспитывать новые по сравнению с предшествующим периодом умения и способности в восприятии и понимании произведений литературы.
Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняет рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.
Во – вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В – третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней появляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.
Для того, чтобы решить эти задачи создается художественно-речевая среда, основой которой является\ литературный уголок, который способствует развитию словесного творчества.
Литературный уголок должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?
- Реализация уголка книги вблизи естественного света.
- Открытый доступ игровых пособий на уровне роста детей ( все шкафы должны быть без стекол)
- Свобода выбора имеющихся материалов
- Периодическая сменяемость, обновление материалов уголка ( в зависимости от задач программ и времени)
- Оснащение атрибутов по интересам детей, с учетом их увлечений
- Активная позиция воспитателя при развивающем взаимодействии с ребенком
- Соответствие речи педагога нормам русского языка. Грамотность речи педагога.
- В практике существуют различные варианты оформление уголка книги – это:
1- Книжная витрина.
- по программе
- по сезону
- по интересам (любимые книжки)
/ \ \
Девочки мальчики криптограмма
- закладки: интересные, красивые слова
- справочная литература ( « Почемучка» , словари, легенды и мифы народов мира), детские журналы «Мурзилка», «Филя», и др.
2- Наглядно –иллюстративный материал.
- в соответствии с программой, с темой месяца.
3-Малые формы фольклора
Книги или картотека: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, и др.
М.ф.ф. должны быть связяны с изучаемой темой
Детская библиотека: книжки-малютки ( устное народное творчество, книги наших и зарубежных авторов). Технические средства обучения кампьюторы, магнитофоны, и др.).пр. «Детство» - видеть себя со стороны (фотографии, альбомы)
4- Мастерская слова:
Подборка дидактических, словесных, литературных игр
- подборка дидактических пособий на формирование словаря
- пособия, игры на формирование грамматического строя речи
- пособия, игры на формирование ЗКР
5- Речевое творчество
Освоение умений монологической речью
Дидактические пособия, модели, схемы для пересказа, для составления описательных рассказов, составление рассказов по сюжетной картинке, сочинение повествовательных рассказов.
6- Художественно- речевая деятельность
Все, что относиться к попыткам детей изучать содержание книг.
Ширмы, фланелеграф, объемные и плоскостные фигурки персонажей, книжки-раскладки со вставными плоскостными изображениями, настольный, пальчиковыетеатр, книжки- самоделки по художественным произведениям, иллюстрации по прочитанным произведениям.
Кроме того, в уголке можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем.
Методическая разработка: Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем...
Практикум для воспитателей «Использование Mimio при знакомстве детей с художественной литературой»
Интерактивные mimio - игры можно использовать как демонстрационный материал во время объяснения нового, и как практические виртуальные задания....
Консультация "Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой"
Для педагогов ДОУ...
задачи работы по знакомству детей с художественной литературой
что должно быть в книжном уголке, как воспитывать детей книгой....
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой...
Выступление на педагогическом совете "Воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой"
Выступление на педагогическом совете "Воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой"...