задачи работы по знакомству детей с художественной литературой
статья по художественной литературе (старшая группа)

Судина Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

Задачи работы по знакомству детей с художественной литературой.

При восприятии литературного произведения  дети прежде всего обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

  Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой..

 Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор- частушки, потешки, песни, игры( «Водичка, водичка…»), « Кисонька- Мурысенька…», « Тили –бом!», «Пальчик, пальчик», и многое другое). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так, как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок2. «Теремок», « Заюшкина избушка», «Волк и семяро козлят», и др. младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произвидения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных поэтов.

 Задача детского сада- открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т.е. заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературы, с развитием их художественно-речевой деятельности.

 После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных произведений. Совершенствуется и обогащается опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра ( небылицы, загадки, сказки, рассказы).

 На пятом году жизни дети осознаннее воспринимают художественное  произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете.

Характеризуя героев книг, чаще всего высказываются правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношения к героям и литературным фактам у детей имеет действенный характер. Ребенок 4-5 лет прежде всего- активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности – важная задача воспитания.

Старший дошкольный возраст – качественно новы этап в литературном развитие дошкольников. В отличии от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становиться избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля ( сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги, прочесть любимое стихотворение. Постоянное общение с книгой актуально развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, словесном творчестве и других видах исполнительской деятельности.

 Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней –важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению. Для решения этой задачи следует воспитывать новые по сравнению с предшествующим периодом умения и способности в восприятии и понимании произведений литературы.

 Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняет рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во – вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В – третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней появляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

 Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

 Для того, чтобы решить эти задачи создается художественно-речевая среда, основой которой является\ литературный уголок, который способствует развитию словесного творчества.

 Литературный уголок должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?

  1. Реализация уголка книги вблизи естественного света.
  2. Открытый доступ игровых пособий на уровне роста детей ( все шкафы должны быть без стекол)
  3. Свобода выбора имеющихся материалов
  4.  Периодическая сменяемость, обновление материалов уголка ( в зависимости от задач программ и времени)
  5.  Оснащение атрибутов по интересам детей, с учетом их увлечений
  6.  Активная позиция воспитателя при развивающем взаимодействии с ребенком
  7.  Соответствие речи педагога нормам русского языка. Грамотность речи педагога.
  8.  В практике существуют различные варианты оформление уголка книги – это:

1- Книжная витрина.

- по программе

- по сезону

- по интересам (любимые книжки)

/                            \                    \

Девочки            мальчики       криптограмма

- закладки: интересные, красивые слова

- справочная литература ( « Почемучка» , словари, легенды и мифы народов мира), детские журналы «Мурзилка», «Филя», и др.

2- Наглядно –иллюстративный материал.

- в соответствии с программой, с темой месяца.

3-Малые формы фольклора

Книги или картотека: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, и др.

М.ф.ф. должны быть связяны с изучаемой темой

Детская библиотека: книжки-малютки ( устное народное творчество, книги наших и зарубежных авторов). Технические средства обучения кампьюторы, магнитофоны, и др.).пр. «Детство» - видеть себя со стороны (фотографии, альбомы)

 

4- Мастерская слова:

Подборка дидактических, словесных, литературных игр

- подборка дидактических пособий на формирование словаря

- пособия, игры на формирование грамматического строя речи

- пособия, игры на формирование ЗКР

5- Речевое творчество

Освоение умений монологической речью

Дидактические пособия, модели, схемы для пересказа, для составления описательных рассказов, составление рассказов по сюжетной картинке, сочинение повествовательных рассказов.

6- Художественно- речевая деятельность

 Все, что относиться к попыткам детей изучать содержание книг.

Ширмы, фланелеграф, объемные и плоскостные фигурки персонажей, книжки-раскладки со вставными плоскостными изображениями,  настольный, пальчиковыетеатр, книжки- самоделки по художественным произведениям, иллюстрации по прочитанным произведениям.

Кроме того, в уголке можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.



Предварительный просмотр:

Задачи работы по знакомству детей с художественной литературой.

При восприятии литературного произведения  дети прежде всего обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

  Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой..

 Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор- частушки, потешки, песни, игры( «Водичка, водичка…»), « Кисонька- Мурысенька…», « Тили –бом!», «Пальчик, пальчик», и многое другое). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так, как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок2. «Теремок», « Заюшкина избушка», «Волк и семяро козлят», и др. младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произвидения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных поэтов.

 Задача детского сада- открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т.е. заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературы, с развитием их художественно-речевой деятельности.

 После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных произведений. Совершенствуется и обогащается опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра ( небылицы, загадки, сказки, рассказы).

 На пятом году жизни дети осознаннее воспринимают художественное  произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете.

Характеризуя героев книг, чаще всего высказываются правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношения к героям и литературным фактам у детей имеет действенный характер. Ребенок 4-5 лет прежде всего- активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности – важная задача воспитания.

Старший дошкольный возраст – качественно новы этап в литературном развитие дошкольников. В отличии от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становиться избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля ( сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги, прочесть любимое стихотворение. Постоянное общение с книгой актуально развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, словесном творчестве и других видах исполнительской деятельности.

 Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней –важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению. Для решения этой задачи следует воспитывать новые по сравнению с предшествующим периодом умения и способности в восприятии и понимании произведений литературы.

 Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняет рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во – вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В – третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней появляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

 Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

 Для того, чтобы решить эти задачи создается художественно-речевая среда, основой которой является\ литературный уголок, который способствует развитию словесного творчества.

 Литературный уголок должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?

  1. Реализация уголка книги вблизи естественного света.
  2. Открытый доступ игровых пособий на уровне роста детей ( все шкафы должны быть без стекол)
  3. Свобода выбора имеющихся материалов
  4.  Периодическая сменяемость, обновление материалов уголка ( в зависимости от задач программ и времени)
  5.  Оснащение атрибутов по интересам детей, с учетом их увлечений
  6.  Активная позиция воспитателя при развивающем взаимодействии с ребенком
  7.  Соответствие речи педагога нормам русского языка. Грамотность речи педагога.
  8.  В практике существуют различные варианты оформление уголка книги – это:

1- Книжная витрина.

- по программе

- по сезону

- по интересам (любимые книжки)

/                            \                    \

Девочки            мальчики       криптограмма

- закладки: интересные, красивые слова

- справочная литература ( « Почемучка» , словари, легенды и мифы народов мира), детские журналы «Мурзилка», «Филя», и др.

2- Наглядно –иллюстративный материал.

- в соответствии с программой, с темой месяца.

3-Малые формы фольклора

Книги или картотека: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, и др.

М.ф.ф. должны быть связяны с изучаемой темой

Детская библиотека: книжки-малютки ( устное народное творчество, книги наших и зарубежных авторов). Технические средства обучения кампьюторы, магнитофоны, и др.).пр. «Детство» - видеть себя со стороны (фотографии, альбомы)

 

4- Мастерская слова:

Подборка дидактических, словесных, литературных игр

- подборка дидактических пособий на формирование словаря

- пособия, игры на формирование грамматического строя речи

- пособия, игры на формирование ЗКР

5- Речевое творчество

Освоение умений монологической речью

Дидактические пособия, модели, схемы для пересказа, для составления описательных рассказов, составление рассказов по сюжетной картинке, сочинение повествовательных рассказов.

6- Художественно- речевая деятельность

 Все, что относиться к попыткам детей изучать содержание книг.

Ширмы, фланелеграф, объемные и плоскостные фигурки персонажей, книжки-раскладки со вставными плоскостными изображениями,  настольный, пальчиковыетеатр, книжки- самоделки по художественным произведениям, иллюстрации по прочитанным произведениям.

Кроме того, в уголке можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.



Предварительный просмотр:

Задачи работы по знакомству детей с художественной литературой.

При восприятии литературного произведения  дети прежде всего обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

  Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой..

 Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор- частушки, потешки, песни, игры( «Водичка, водичка…»), « Кисонька- Мурысенька…», « Тили –бом!», «Пальчик, пальчик», и многое другое). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так, как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок2. «Теремок», « Заюшкина избушка», «Волк и семяро козлят», и др. младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произвидения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных поэтов.

 Задача детского сада- открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т.е. заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературы, с развитием их художественно-речевой деятельности.

 После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных произведений. Совершенствуется и обогащается опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра ( небылицы, загадки, сказки, рассказы).

 На пятом году жизни дети осознаннее воспринимают художественное  произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете.

Характеризуя героев книг, чаще всего высказываются правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношения к героям и литературным фактам у детей имеет действенный характер. Ребенок 4-5 лет прежде всего- активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности – важная задача воспитания.

Старший дошкольный возраст – качественно новы этап в литературном развитие дошкольников. В отличии от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становиться избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля ( сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги, прочесть любимое стихотворение. Постоянное общение с книгой актуально развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, словесном творчестве и других видах исполнительской деятельности.

 Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней –важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению. Для решения этой задачи следует воспитывать новые по сравнению с предшествующим периодом умения и способности в восприятии и понимании произведений литературы.

 Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняет рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во – вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В – третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней появляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

 Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

 Для того, чтобы решить эти задачи создается художественно-речевая среда, основой которой является\ литературный уголок, который способствует развитию словесного творчества.

 Литературный уголок должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?

  1. Реализация уголка книги вблизи естественного света.
  2. Открытый доступ игровых пособий на уровне роста детей ( все шкафы должны быть без стекол)
  3. Свобода выбора имеющихся материалов
  4.  Периодическая сменяемость, обновление материалов уголка ( в зависимости от задач программ и времени)
  5.  Оснащение атрибутов по интересам детей, с учетом их увлечений
  6.  Активная позиция воспитателя при развивающем взаимодействии с ребенком
  7.  Соответствие речи педагога нормам русского языка. Грамотность речи педагога.
  8.  В практике существуют различные варианты оформление уголка книги – это:

1- Книжная витрина.

- по программе

- по сезону

- по интересам (любимые книжки)

/                            \                    \

Девочки            мальчики       криптограмма

- закладки: интересные, красивые слова

- справочная литература ( « Почемучка» , словари, легенды и мифы народов мира), детские журналы «Мурзилка», «Филя», и др.

2- Наглядно –иллюстративный материал.

- в соответствии с программой, с темой месяца.

3-Малые формы фольклора

Книги или картотека: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, и др.

М.ф.ф. должны быть связяны с изучаемой темой

Детская библиотека: книжки-малютки ( устное народное творчество, книги наших и зарубежных авторов). Технические средства обучения кампьюторы, магнитофоны, и др.).пр. «Детство» - видеть себя со стороны (фотографии, альбомы)

 

4- Мастерская слова:

Подборка дидактических, словесных, литературных игр

- подборка дидактических пособий на формирование словаря

- пособия, игры на формирование грамматического строя речи

- пособия, игры на формирование ЗКР

5- Речевое творчество

Освоение умений монологической речью

Дидактические пособия, модели, схемы для пересказа, для составления описательных рассказов, составление рассказов по сюжетной картинке, сочинение повествовательных рассказов.

6- Художественно- речевая деятельность

 Все, что относиться к попыткам детей изучать содержание книг.

Ширмы, фланелеграф, объемные и плоскостные фигурки персонажей, книжки-раскладки со вставными плоскостными изображениями,  настольный, пальчиковыетеатр, книжки- самоделки по художественным произведениям, иллюстрации по прочитанным произведениям.

Кроме того, в уголке можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.



Предварительный просмотр:

Задачи работы по знакомству детей с художественной литературой.

При восприятии литературного произведения  дети прежде всего обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

  Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой..

 Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор- частушки, потешки, песни, игры( «Водичка, водичка…»), « Кисонька- Мурысенька…», « Тили –бом!», «Пальчик, пальчик», и многое другое). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так, как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок2. «Теремок», « Заюшкина избушка», «Волк и семяро козлят», и др. младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произвидения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и особенно стихи современных поэтов.

 Задача детского сада- открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т.е. заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературы, с развитием их художественно-речевой деятельности.

 После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных произведений. Совершенствуется и обогащается опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра ( небылицы, загадки, сказки, рассказы).

 На пятом году жизни дети осознаннее воспринимают художественное  произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете.

Характеризуя героев книг, чаще всего высказываются правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношения к героям и литературным фактам у детей имеет действенный характер. Ребенок 4-5 лет прежде всего- активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности – важная задача воспитания.

Старший дошкольный возраст – качественно новы этап в литературном развитие дошкольников. В отличии от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становиться избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля ( сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение героев, рассказать о переживаниях, связанных с прочитанным, пересказать сюжет понравившейся книги, прочесть любимое стихотворение. Постоянное общение с книгой актуально развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, словесном творчестве и других видах исполнительской деятельности.

 Поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней –важнейшая задача воспитания детей, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению. Для решения этой задачи следует воспитывать новые по сравнению с предшествующим периодом умения и способности в восприятии и понимании произведений литературы.

 Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняет рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во – вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В – третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней появляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

 Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

 Для того, чтобы решить эти задачи создается художественно-речевая среда, основой которой является\ литературный уголок, который способствует развитию словесного творчества.

 Литературный уголок должен быть во всех группах детского сада. Как наиболее целесообразно организовать его?

  1. Реализация уголка книги вблизи естественного света.
  2. Открытый доступ игровых пособий на уровне роста детей ( все шкафы должны быть без стекол)
  3. Свобода выбора имеющихся материалов
  4.  Периодическая сменяемость, обновление материалов уголка ( в зависимости от задач программ и времени)
  5.  Оснащение атрибутов по интересам детей, с учетом их увлечений
  6.  Активная позиция воспитателя при развивающем взаимодействии с ребенком
  7.  Соответствие речи педагога нормам русского языка. Грамотность речи педагога.
  8.  В практике существуют различные варианты оформление уголка книги – это:

1- Книжная витрина.

- по программе

- по сезону

- по интересам (любимые книжки)

/                            \                    \

Девочки            мальчики       криптограмма

- закладки: интересные, красивые слова

- справочная литература ( « Почемучка» , словари, легенды и мифы народов мира), детские журналы «Мурзилка», «Филя», и др.

2- Наглядно –иллюстративный материал.

- в соответствии с программой, с темой месяца.

3-Малые формы фольклора

Книги или картотека: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, и др.

М.ф.ф. должны быть связяны с изучаемой темой

Детская библиотека: книжки-малютки ( устное народное творчество, книги наших и зарубежных авторов). Технические средства обучения кампьюторы, магнитофоны, и др.).пр. «Детство» - видеть себя со стороны (фотографии, альбомы)

 

4- Мастерская слова:

Подборка дидактических, словесных, литературных игр

- подборка дидактических пособий на формирование словаря

- пособия, игры на формирование грамматического строя речи

- пособия, игры на формирование ЗКР

5- Речевое творчество

Освоение умений монологической речью

Дидактические пособия, модели, схемы для пересказа, для составления описательных рассказов, составление рассказов по сюжетной картинке, сочинение повествовательных рассказов.

6- Художественно- речевая деятельность

 Все, что относиться к попыткам детей изучать содержание книг.

Ширмы, фланелеграф, объемные и плоскостные фигурки персонажей, книжки-раскладки со вставными плоскостными изображениями,  настольный, пальчиковыетеатр, книжки- самоделки по художественным произведениям, иллюстрации по прочитанным произведениям.

Кроме того, в уголке можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем.

Методическая разработка: Знакомство детей с художественной литературой с применением моделирования и графических схем...

Практикум для воспитателей «Использование Mimio при знакомстве детей с художественной литературой»

Интерактивные mimio - игры можно использовать как демонстрационный материал во время объяснения нового,  и как практические виртуальные задания....

задачи работы по знакомству детей с художественной литературой

что должно быть в книжном уголке, как воспитывать детей книгой....

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой...

Выступление на педагогическом совете "Воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой"

Выступление на  педагогическом совете "Воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой"...