Открытое занятие для старшей и подготовительной группы, посвященное писателю М.Ю. Лермонтову.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Проводится в актовом зале для всех групп старшего дошкольного возраста в виде презентации при помощи проектора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.85 МБ |
metodicheskoe_soprovozhdenie.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мама поэта Марья Михайловна (1795-1817) Отец поэта Юрий Петрович (1787-1831)
Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773-1845)
УСАДЬБА «ТАРХАНЫ» В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.
КАБИНЕТ ЛЕРМОНТОВА . ИНТЕРЬЕРЫ УСАДЬБЫ .
Маленький Михаил в возрасте 3-4 лет. Поэт в возрасте 6-8 лет.
Корнет лейб-гвардии Гусарского полка.
На Кавказе.
Автопортрет.
Дом в Пятигорске, где жил поэт последние два месяца своей жизни.
ДУЭЛЬ.
Место дуэли.
Памятник Лермонтову в Тарханах. Монумент Лермонтову в Кисловодске.
Памятник в Санкт-Петербурге. Монумент в Пятигорске.
Памятник Лермонтову в Москве .
Предварительный просмотр:
Открытое занятие для старшей и подготовительной группы, посвященное писателю М.Ю. Лермонтову.
(проводится в актовом зале для всех групп старшего дошкольного возраста в виде презентации при помощи проектора).
№ слайда | Текстовое описание |
1. | Михаил Юрьевич Лермонтов, великий русский поэт, драматург, художник и офицер. Родился поэт в Москве 15 октября 1814 года. И сегодня мы отмечаем 200 лет со дня его рождения. |
2. | Папа Юрий Петрович не принимал участия в воспитании сына. С ним Михаил Юрьевич начал общаться тогда, когда начал учиться в университетском благородном пансионе в возрасте 12-15 лет. Мама поэта Марья Михайловна любила музыку и очень хорошо играла на фортепиано. К сожалению, она рано ушла из жизни, маленькому Мише было всего 3 года. Первое воспоминание у маленького Лермонтова было такое. Ему два с половиной, и он на постели играет в игрушки. А мама стоит у окна, смотрит на унылую осеннюю природу, на мелкий дождь, который растекается по стеклу, и поет печальную песню. А маленький Лермонтов слушает мамину песню, и так на душе его сладко, грустно и одиноко, что он тихо плачет. Если же мама перестает петь, он сразу просит: – Мама, мамочка, голубчик, спой, пожалуйста, еще. И мама поет снова. Прошло немного времени, и однажды маленький Лермонтов долго звал маму, но каждый раз входила или бабушка или няня. Обе они были заплаканные, а маленький Михаил Юрьевич на них обижался. – Ты, пожалуйста, уйди! Мама, мамочка, приди! – Мамочка твоя больше не придет никогда, ее к себе на небо Боженька взял, – объясняли ему. Но он не хотел слушать: – Взял, так пусть вернет! – убеждал маленький Лермонтов. – Это моя мамочка. Не скоро он привык, что мамы уже никогда больше не будет. |
3. | Главным воспитателем маленького Миши была его бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она так любила своего внука, что основала новое село и назвала его в честь Миши – Михайловским. Маленький поэт рос болезненным ребенком и бабушка, энергичная и настойчивая, употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. У маленького Миши был даже собственный врач, который неустанно следил за его здоровьем. |
4. | Бабушка Лермонтова была очень богатой. Детство мальчика протекало в поместье бабушки, «Тарханы» Пензенской области; его окружали любовью и заботами. Бабушка старалась, чтобы маленькому Михаилу Юрьевичу было не скучно расти. Однажды она даже приказала, чтобы к дому для игры привели маленького олененка и лосенка. Маленький Лермонтов с ними быстро подружился и кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Но сколько бы забот не вкладывала бабушка во внука, мальчик все равно чувствовал себя одиноко. Позднее это скажется в его стихах. |
5. | В то время у маленьких детей из богатых семей были не только няни, а были еще и гувернеры. Они учили иностранным языкам и приличному поведению дома, в обществе. У Михаила Юрьевича Лермонтова тоже был гувернер. Его звали Жан Капе, и он был французом. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, няня – по-немецки, и маленький Лермонтов свободно разговаривал на этих языках с раннего детства. Еще он, конечно, научился латыни, английскому и читал любимые книги на тех языках, на которых они и были написаны. Все, кто хорошо знал будущего великого поэта, рассказывали, что был он невысокого роста, но очень сильный. А среди черных кудрей на лбу у него выделялась белая прядь. Все говорили про большие голубые глаза и называли их прекрасными. И только иногда маленькому Лермонтову становилось вдруг так печально, так одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на земле. И тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов, которые приходили внезапно и неизвестно откуда. |
6. | Когда великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму. Привезут гости механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, послушает маленький Лермонтов ее пение и скажет: Или уйдет мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковер около двери и ждет ее, ждет, а потом скажет: И взрослые гости и мама с бабушкой этому удивлялись и радовались. – Какое дитя интересное! – говорили некоторые гости. – Еще и ходить не умеет как следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму. – Надо записывать за Мишелем его изреченья, – советовали другие гости. – Вырастет, быть может, знаменитым поэтом сделается. Но так никто и не записывал, все только продолжали удивляться. |
7. | Мальчиком десяти лет бабушка повезла его в горы на Кавказ, на отдых; здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неясное и неразгаданное. Когда Лермонтову было 15 лет, он посвятил этой встрече с девочкой стихотворение: к Гению. Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями Кавказа. «Горы кавказские для меня священны», — писал Лермонтов; они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка. Кавказ на всю жизнь оставил в сердце поэта неизгладимое впечатление. |
8. | В возрасте 18 лет Лермонтов поступает в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Санкт-Петербурге. Он решает стать военным. Чему его бабушка была очень рада. Из школы он вышел корнетом лейб-гвардии гусарского полка. |
9. | В этой школе с поэтом случился неприятный случай. Его так сильно ударила лошадь копытом по ноге, что разбила ее до кости. Несколько недель Лермонтов пролежал в лазарете, но все закончилось хорошо. |
10. | Еще в детстве маленький Лермонтов полюбил военные игры. Бабушка поселила в доме несколько мальчиков, которым было столько же лет, и они вместе строили крепости, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил Юрьевич верхом на своей лошадке, а рядом с ним с игрушечными ружьями бежали его соратники, его верные воины. И такие сражения были похожи на битвы Александра Македонского и Петра Великого. Видимо поэтому поэт решил стать военным. Служил он на Кавказе, который еще в детстве произвел на него сильное впечатление. |
11. | Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова. Он даже начал писать картины. В основном это были прекрасные пейзажи Кавказа. |
12. | Иногда он писал свой портрет. |
13. | Иногда картины были в черно-белой гамме. |
14. | Именно с Кавказом связана трагедия, которая настигла поэта, когда ему было всего 27 лет. Это дом в Пятигорске, где Лермонтов прожил последние 2 месяца своей жизни. |
15. | Михаил Юрьевич погиб на дуэли, на которую его вызвал бывший друг. Он посчитал, что Лермонтов оскорбил его при встрече, а ему это не понравилось. При чем Поэт даже не собирался целиться в противника, а просто выстрелил в воздух. Но его противник выстрелил в Лермонтова в упор. |
16. | Это памятник в Пятигорске, воздвигнутый на месте гибели поэта. |
17 – 18. | Во многих городах нашей страны стоят монументы и памятники Михаилу Юрьевичу Лермонтову. В Тарханах, где он вырос, в Кисловодске, в Санкт-Петербурге, где он учился, в Пятигорске, где он погиб. |
19. | И конечно же в Москве, где родился великий поэт. Этот памятник расположен недалеко от того места, где родился Михаил Юрьевич Лермонтов. |
20, 21, 22 | Заставки для стихов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное открытое занятие для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Москва - город, в котором мы живем"
1. Конспект открытого занятия для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Москва - город, в котором мы живем"...
Занятие для старшей и подготовительной группы, посвященное писателю М.Ю. Лермонтову.
Презентация по жизни и творчеству великого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова....
Занятие для старшей и подготовительной группы, посвященное писателю С.В. Михалкову
Презентация по жизни и творчеству поэта, писателя, автора гимна РФ Сергея Владимировича Михалкова....
Конспект занятия в старшей и подготовительной группе посвященный 9 мая «Мы помним! Мы гордимся!»
Цель: формировать и расширять знания детей о Великой Отечественной Войне. Задачи: 1. Расширять знания детей о ВОВ; 2. Расширять словарный запас детей; 3. Познакомить их с некоторыми датами ВОВ; 4...
Конспект открытого занятия в старшей и подготовительной группе «Зимующие птицы»
Конспект открытого занятия...
Блок музыкальных занятий в старшей и подготовительной группе, посвященные теме «Птицы»
Используя на нескольких музыкальных занятиях определенную тему или целый тематический блок, мы развиваем с ребятами множество различных задач, делая занятие интереснее, увлекательнее. Используя интегр...
Конспект открытого занятия в старшей и подготовительной группе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"
Цель: воспитание моральных качеств детей (дошкольников) с помощью художественного слова.Задачи: обучающие:- формировать понятие о Родине, систематизировать знания детей о символике государства, способ...