Литературная викторина по сказкам для старшей группы детского сада
материал по художественной литературе

цель мероприятия: закрепить знания детей о сказках ,изучаемых в старшем дошкольном возрасте. Используется ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение Управление образованием муниципального  района Янаульский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Дюймовочка» г. Янаул

В гостях у сказки

Выполнила

Воспитатель МАДОУ ДС №14 «Дюймовочка» г. Янаул

Асылаева  Гульшат  Шарифьяновна

Литературная  викторина  по   сказкам

 ( Средствами   ТРИЗ – педагогики).

Тема:  « В гостях у сказки».

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

      Форма НОД: занятие

Форма  организации: групповая, подгрупповая

Учебно-методический комплект: «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы

Средства: наглядные, музыкальные, литературные, мультимедийные

Методы:

игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:

просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность.

                                    Пояснительная записка

                                          Актуальность темы.

 

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Существует множество способов сделать процесс обучения в детском саду интереснее и увлекательнее. Для старших дошкольников отличным вариантом будет викторина по сказкам. При помощи викторины, на основе прочитанных сказок, можно закрепить пройденный материал, развить способности к драматизации. Соревновательный момент викторин стимулирует познавательный интерес детей, а осознание того, что через какое-то время их ждёт викторина, повышает мотивацию к запоминанию и обучению.

В целях обобщения и уточнения знаний детей старшего дошкольного возраста о русских народных сказках, мной была создана литературная игра «В гостях у сказки». Я использовала эту игру в викторине «В гостях у сказки».

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Практическая значимость:

  1. поможет закрепить знания о русских народных сказках;
  2. повысит у детей старшего дошкольного возраста интерес к устному народному творчеству;
  3. создаст мотивацию для самостоятельности;
  4. доставит радость и эмоциональное равновесие.

Целевая аудитория: презентацию предлагаю использовать в организованной образовательной деятельности, в досуговой деятельности, в подгрупповой и индивидуальной работе.

                Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие»-  развитие интересов детей, любознательности и познавательной  мотивации, развитие воображения и творческой активности, формирование познавательных действий.

 «Социально-коммуникативное  развитие»- развитие социального и эмоционального  интеллекта, эмоциональной  отзывчивости, сопереживания, формирование  готовности  к  совместной  деятельности со сверстниками, формирование  позитивных установок к различным  видам  творчества,

«Речевое  развитие»- развитие речевого  творчества, развитие связной, диалогической  и монологической  речи,  развитие  речевого творчества, знакомство с книжной и детской  литературой;

 «Художественно-эстетическое  развитие»-становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Цель:  способствовать созданию единого образовательного пространства по  использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.  

             

Задачи:

развивающие:

 - Развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;

воспитывающие:

продолжать формировать  интерес и любовь к народному устному творчеству,    к художественной  литературе,  формировать умение оценивать поступки героев, характеризовать их нравственные качества, воспитывать желание помочь своим друзьям, не оставлять их в беде;

обучающие:
- Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.
- Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.
- Формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

 Материалы и оборудование :  столб с указателями,  следы на бумаге,  

«ковёр- самолёт»,   ларец,  избушка  «Бабы Яги»,  лампа  «Алладина»,

 слайды.

Предварительная работа:  ежедневное  чтение  народных  сказок,

инсценировка сказок,  составление сказок по опорным схемам

 использование ТРИЗ - педагогики.

Планируемый  результат:

-активность, творчество в выполнении различных видов деятельности,

- способность эмоционально сопереживать героям сказок,

-пополнение  литературного багажа детей сказками, загадками,         формирование умение оценивать поступки героев, характеризовать их нравственные качества, воспитывать желание помочь своим друзьям, не оставлять их в беде;


                             

                                Ход занятия.

  1. Мотивация к  деятельности.

 Воспитатель. Ребята,    я  попросила  Эмиля принести

игрушку – зайчика  из соседней   старшей  группы.

Много времени прошло,  а его всё  ещё нет. Может  он  заблудился?  Я

везде посмотрела, искала,  его нигде нет. Ребята, давайте мы его позовём.

Дети. Ау! Ау! Эмиль.

(Стук  в   дверь.  Воспитатель   приносит  конверт с письмом).

Воспитатель. ( Вскрывает и читает письмо).

 Ребята , здесь  написано , что  Эмиля  заколдовала  Баба Яга  

и  увела с собой.  Эмиль попал в беду! Что же нам делать? Надо помочь

Эмилю. Сначала мы должны найти  Бабу Ягу. В детском саду её нет, в городе

тоже. Где же её искать?  Ребята, где  живёт Баба  Яга?

Дети. Баба  Яга  живёт в сказке.

Воспитатель. Правильно, в сказке. Нам  срочно надо  отправиться  в сказку.  

Дорога будет  трудной . Ребята, вы готовы встретиться с чудесами и

загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все  

препятствия?

Дети.  Да.  

Воспитатель. А как же нам попасть в эту страну сказок?

Дети. Нам  помогут  волшебная палочка, огниво, клубок.

  Воспитатель.  У  нас нет ни огнива, ни клубочка, ни волшебной палочки.

 Но мы с вами знаем волшебные  слова. Давайте все закроем глаза  и

произнесём  волшебные слова.

Дети вместе с  воспитателем закрывают  глаза и произносят  волшебные

 слова :   Крибли,  крабли,

                 Бумс.

Слайд №2. (Музыка.)                  

Воспитатель. Ребята, вот мы с вами попали в страну сказок. Что это за страна?

Может  быть  вы, ребята, знаете?

1ребёнок . У Лукоморья дуб зелёный,

                    Золотая цепь на дубе том.

                    И днём, и ночью кот учёный

                    Всё ходит по цепи кругом.              

2 ребёнок. Идёт направо – песню заводит,

                    Налево – сказку  говорит.

                    Там чудеса, там  леший  бродит,

                    Русалка  на  ветвях  сидит.

3 ребёнок.  Там  на  неведомых  дорожках-

                    Следы  невиданных  зверей.

                    Избушка  там  на  курьих  ножках,

                    Стоит  без  окон, без  дверей.

Воспитатель. Как интересно, хотя и немного страшновато. Мы решили

помочь Эмилю, нечего раздумывать. В путь друзья!

  1. Организация  продуктивной  деятельности.

(Стоит  столб с  3-мя указателями:  «Морозко»,  «Три медведя»,

«Гуси-лебеди»).

Если пойдём направо, то окажемся в этой сказке.

Слайд 3.  Иллюстрации к сказкам:  «Морозко»

Если пойдём налево, тогда окажемся в этой сказке.

Слайд 4.  «Три медведя»

Если пойдём  прямо, то попадём в эту сказку.

Слайд 5. « Гуси-лебеди».

Воспитатель. Ребята , в какой  из  этих сказок  живёт  Баба- Яга?  В  какую

 сторону нам надо идти?

Дети. В сторону сказки «Гуси-лебеди».

Слайд  № 6. Изображение  сказочного дуба.

Воспитатель. Посмотрите, перед нами огромное дерево. Как называется это

дерево?

Дети. Дуб.

Воспитатель. Это сказочный дуб.  На ветке русалка сидит, листья

волшебные висят. На  листьях – вопросы. Если мы ответим на эти вопросы,

то сказочный  дуб   нас пропустит.

(Воспитатель читает вопросы).

  1.    Носик круглый пятачком,

Им в земле удобно рыться.

Трое их и до чего же

Братья дружные, похожи.

Отгадайте  без подсказки

Кто герои этой сказки?

Дети. « Три  поросёнка».

  1. Скажите  волшебные слова, вызывающие  Сивку-бурку.  

 Дети. « Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой.»

  1. Как звали сестёр в сказке «Хаврошечка»? 

Дети. Одноглазка,  Двухглазка,  Трёхглазка.

  1. Жили- были семь ребят ,  серых  маленьких козлят .

Дети. « Волк и семеро козлят».

  1. Летела стрела и попала  в болото,

И в этом болоте  поймал её  кто-то.

Дети « Царевна-лягушка».

  1. Какие слова говорил  Емеля,  чтобы исполнялись его желания?

  Дети. « По щучьему  веленью, по моему хотенью».

Воспитатель. Молодцы, ребята!  Вы на все вопросы дуба ответили

правильно. Пойдём  дальше.

 Слайд № 7. Изображение учёного Кота. Звукозапись.

Кот. (Звук 1) Приветствую вас. Мяу!  Кто  вы такие? Куда путь держите?

Дети. Мы, ребята из детского сада, пришли в сказку выручать нашего друга.

Он у Бабы Яги.

 Кот (Звук 2) Вижу, что вы ребята добрые, смелые. Наверное, и умные. А

 вы знаете сказки?

Дети. Да!

 Кот. (Звук  3) Если  вы знаете  сказки, то прошу вас помочь мне.

 Недавно я получил письмо  от своего друга – Лешего. Но это письмо

 я не смог прочитать:  какое-то  странное  письмо он отправил. Может  вы

  прочитаете?

Слайд №8. ( Мнемотаблица  к сказке «Маша и медведь»).

Воспитатель. Да эта же схема. Мы сейчас  с детьми  расскажем  сказку   по

схеме твоего друга.

(Дети  составляют сказку по схеме).

Слайд№ 7 (Звук4). Кот. Спасибо, ребята.  Леший  прислал мне

очень интересную сказку. Сказка мне  понравилась.

Воспитатель. Послушай , Кот! А теперь ты нам помоги. Подскажи,

пожалуйста, как нам  найти  Бабу-Ягу и нашего друга.

Слайд № 7.(Звук 5.) Кот. Конечно, помогу. Вот вам клубок волшебный , он укажет

вам дорогу. Вы на  дороге    найдёте следы. Баба  Яга когда-то заколдовала

сказочных   зверушек  и  от них остались эти следы. Если вы их расколдуете,

то зверушки  помогут  найти  вашего друга. А мне  пора спать.

Дети. Спасибо.

Воспитатель. ( Бросает  клубок.  На  полу  лежат  бумажные  следы).  

 А вот  и следы  невиданных зверей. Ребята, как же их расколдовать?

Как  вы думаете?

Дети. Надо их дорисовать.

Воспитатель. Ребята, если вы превратите эти следы в зверушек, то мы  узна-

ем, кого же Баба Яга заколдовала.

Слайд №9.  Музыка.

3.Самостоятельная  деятельность детей.

(Дети    под  аудиозапись  сказочной  музыки  дорисовывают  следы. 

Воспитатель  надевает  детям  маски  Петуха, Волка,  Лягушки,  

Лисички,  Зайца.)

Воспитатель. А вот ребята расколдовали вас. Расскажите , пожалуйста, из

каких вы сказок?

Ребёнок в костюме Петуха. Я отважный Петух. У меня есть друг. Мы с  ним

 жили  в лубяной  избушке и  никого  не боялись.

Воспитатель. Ребята, из какой сказки Петух?

Дети. «Заюшкина  избушка»

Ребёнок в костюме  Волка. Однажды  в лесу я встретил очень добрую

девочку. Я её обидел, и бабушку её обидел. Мне очень неловко.

Воспитатель. В какую сказку отправить Волка?

Дети. В сказку «Красная Шапочка».

Ребёнок в костюме Лягушки.  Ква-ква-ква.   Я лягушка-квакушка.  Я жила в

красивом  домике. Вместе  со мной жили мои друзья. Но потом наш дом

сломал  медведь.

Воспитатель. А  лягушка  из какой сказки?

Дети. Из сказки  « Теремок».

Ребёнок в костюме Лисы. Я  лисичка-сестричка. Всех  милее, всех красивей

и хитрее.  Из-за меня  Волк  остался без хвоста. А потом он меня носил на

спине.

Воспитатель. Ребята, а это сказка как называется?

Дети. Сказка «Лиса  и волк».

Ребёнок в костюме  Зайца. Я  бесстрашный заяц. Я никого не боюсь. Мне не

страшен   не  Мишка, не Лисичка, даже  Волк. Я сам напугаю и съем их.

Воспитатель.     А Зайца  в какую сказку отправим?

Дети. В сказку «Заяц-хвастун».

Воспитатель. Заяц, скажи, как нам найти Бабу Ягу?

Заяц. Я вам подарю ковёр- самолёт. Он  вас довезёт до Бабы-Яги.

 Слайд  №10. Музыка. Изображение  ковра- самолёта.

(Дети с воспитателем садятся на ковёр – самолёт  и «летят» под

аудиозапись сказочной музыки. )

Слайд  №11.  Изображение  избушки  Бабы  Яги.(без звука)

Воспитатель .Это избушка Бабы Яги. Давайте   позовём её.

Дети. Избушка, избушка!

          Повернись к лесу задом,

          А к нам  передом.

Воспитатель. Избушка не поворачивается. Здесь весит замок. Написано,

чтобы мы  назвали объект и его  части. Давайте я буду называть  целое, а вы  

его части. Объект  избушка.

Дети. Части:   ноги, стена, крыша, труба,  потолок,  пол, окна, дверь и т.д.

Слайд №12.  Изображение  метлы  Бабы Яги.

 Воспитатель. Объект  метла.

Дети. Части: ручка, ветки, дерево и т. д.

( Слайд  №12. Изображение  избушки  со звуком,   появляется Баба Яга.  Взрослый).

4. Сюрпризный  момент.

Баба  Яга. Что за незваные  гости ко  мне явились?  Ещё здесь

распоряжаются.Да это же детки! Такие красивые, хорошие.

Воспитатель. Мы, ребята из детского сада, пришли  за нашим Эмилем.

Баба  Яга.  Но сначала я хочу , чтобы  вы  ответили на мои вопросы.

(Показывает  ларец. )  Вот волшебный ларец.  Вы должны узнать, что  там  

внутри  находится. Вы называйте сказки, а я буду  подсказывать  словами

 «Да» или  «Нет». Узнаете, в какой сказке этот предмет находится.

(Дети называют сказки).

Баба Яга.    Не  отгадали. Тогда  слушайте  другое  задание:  «Исправь

ошибку». Царевна- индюшка.

Дети. Царевна- лягушка.

Баба Яга. По собачьему  веленью.

Дети. По щучьему  веленью.

Баба Яга. Сестрица  Алёнушка  и  братец Никитушка.

Дети. Сестрица  Алёнушка и братец  Иванушка.

Баба Яга. Мальчик с кулачок.

Дети. Мальчик с пальчик.

Баба Яга.   Свечка  Алладина.

Дети.  Лампа  Алладина.

Баба Яга. Отгадали.  ( Достаёт из ларца  лампу)  Вашего друга  

превратила в лампу  Алладина , а  вас  превращу в  лисичек. Покружитесь,

покружитесь, фу, фу, в лисичек  превратитесь.

Физкультминутка. (Дети ходят  по залу, как лисички).

Воспитатель. Где же вы ребята? Что ты сделала  Баба-Яга?

Баба Яга. Пусть лисички скажут.   Я хорошая  или  плохая?

 Дети.   Плохая.  Потому  что ты  вредная, людей  пугаешь, колдуешь,

помогаешь Кощею.

Воспитатель.  Лисички, вы только  «плохо»  рассказали  о Бабе  Яге. Она

сейчас  рассердится и никогда вас не расколдует. Давайте , о ней  расскажем

«хорошо»:  ведь  в  некоторых сказках она  хорошая.

 Дети. Ты Баба  Яга  умная, кормишь, греешь в своей  избушке,  

показываешь  дорогу, добрая,  красивая.

Баба Яга. Обрадовали  вы меня лисички. Спасибо, оказывается я очень

хорошая  .  Фу, фу, превращу, лампу  в  Эмиля, а лисичек  в  детей .(уходит) 

Эмиль (входит). Спасибо!

5. Подведение  итогов.

Воспитатель. Молодцы, ребята.  Дети ,  а  в  каких сказках мы сегодня с вами побывали?  С какими сказочными  героями  нам пришлось  встретиться?  Преодолеть  все  трудности  нам   помогла  дружба. А теперь нам пора возвращаться  с песней  в детский сад. 

Слайд №13.  Аудиозапись  песни  друзей  к сказке  «Бременские  

музыканты»  

                                                                                                                             (Дети под музыку уходят  из зала.)

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Новогоднего путешествия по сказкам в старшей группе детского сада

Наступает Новый год - Время радостных забот, Время добрых новостей, Время сказочных гостей!...

Мини-музей «Сказки» в старшей группе детского сада

Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников....

Игра - викторина по ПДД в старшей группе детского сада «Школа дядя Стёпы»

Игра - викторина по ПДД в старшей  группе детского сада  «Школа дядя Стёпы»...

Литературная викторина по сказкам для старшей группы детского сада

цель мероприятия: закрепить знания детей о сказках ,изучаемых в старшем дошкольном возрасте. Используется ТРИЗ....

Литературная викторина с родителями и детьми старшей группы детского сада «В гостях у сказки»

Литературная викторина с родителями и детьми старшей группы детского сада «В гостях у сказки»Актуальность темы: привлечение родителей в воспитательный процесс дошкольного учреждения.Ц...

Литературный проект "Любимые сказки К.И.Чуковского" старшая группа детского сада.

Литературный проект "Любимые сказки К.И.Чуковского " старшая группа....

Проект "Математические сказки" в старшей группе детского сада.

Краткосрочный проект в старшей группе детского сада "Математические сказки"...