Проект "Математические сказки" в старшей группе детского сада.
проект по математике (старшая группа)
Краткосрочный проект в старшей группе детского сада "Математические сказки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematicheskie_skazki.docx | 54.73 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 296»
ПРОЕКТ
«Математические сказки»
(Развитие образной речи)
(01.12.2021-10.12.2021)
Составила:
Воспитатель:
Русакова Т. В.
2021год.
Проект «Математические сказки»
(Развитие образной речи)
Паспорт проекта
проекта:
-творческий, групповой, информационно - практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: с 01.12.21 по 10.12.21
Руководитель проекта: Русакова Т.В.
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Возраст детей:
-возраст детей 5-6 лет
Принцип построения: интегративный.
Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».
Актуальность проекта:
Математика – настоящее волшебное царство… а цифры, числа, геометрические фигуры, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи. Тема проекта: «Математические сказки» (Развитие образной речи) . Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с нарушениями речи. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Проблема владения словом актуальна на сегодняшний день для всех возрастов, а театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Цель проекта:
- Создание условий для математических способностей, развития речи дошкольников через сказку, театрализованную деятельность.
- Ознакомление детей с различными видами сказок, для повышения речевой активности.
- Формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.
Задачи проекта:
- Последовательное знакомство с различными видами сказок.
- Развивать математические способности, активную речь детей в процессе бесед-диалогов между детьми и педагогом.
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
- Совершенствование звуковой стороны речи.
- Развитие монологической и диалогической речи
- Совершенствование артистических навыков.
- Совершенствование навыков общения детей в коллективе
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях детского сада и семьи.
Содержание проекта:
Проект «Математические сказки» предназначен для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. В проекте подобраны разные виды театров: кукольный театр, настольный театр, театр с переодеванием и масок, теневой театр, конусный.
В проекте использованы современные технологии:
-игровая;
-технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
-технология исследовательской деятельности,
-комплексно – тематическое планирование;
-Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с математическими сказками. История происхождения математики, математических сказок».
- Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с образными средствами в театрализованной деятельности» (Сказки, рассказы, стихи, картины)
-Цикл мероприятий по обучению инсценировок и драматизаций сказок.
-Итоговая организованная деятельность «Математические сказки».
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование выразительности речи, интеллектуальное, нравственное и художественно - эстетическое воспитание.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Информационный ресурс
-Н.Ф. Губанова развитие игровой деятельности- Москва – Синтез 2016
- А.В. Щёткин Театральная деятельность в детском саду «Мозаика-Синтез» 2006
- Л.В. Артёмова Театрализованные игры в дошкольников Москва «Просвещение» 2000
-И.П. Кошманская Театр в детском саду Ростов-на-Дону «Феникс» 2004
-И.А.Понамарёва,В.А.Позина Формирование Элементарных математических представлений в детском саду «Москва- синтез» 2016
- Кадровый ресурс - воспитатели, дети, родители.
Предполагаемые результаты:
- Дети знают историю возникновения математики, сказок с числами.
- Различают виды сказок.
- Проявляют интерес к сказкам, театрализованной деятельности.
- Каждый ребенок знает несколько сказок наизусть, может их рассказать.
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:
Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.
Продукт проектной деятельности:
- Рисунки детей, поделки из пластилина.
- Копилка разных видов сказок.
- Копилка р. сказок для инсценировок и драматизаций.
- Детские книги.
- Итоговая организованная деятельность «Математические сказки».
Направления реализации проекта:
- Совместная деятельность педагогов и детей.
- Взаимодействие педагогов.
- Взаимодействие с родителями.
Системная паутинка проекта
Модель трех вопросов:
Что мы знаем о математических сказках?
- Сказки читают взрослые детям.
- Есть разные виды сказок.
- В сказку можно играть
- Сказки показывают дети в детском саду друг другу
Что хотим узнать?
- Как появились математические сказки?
-Есть ли в сказках математика?
- Для чего нужны математические сказки?
Как узнать?
- Спросить у мамы, бабушки.
- Посмотреть в детской энциклопедии, интернете.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
Разработка плана реализации проекта, подбор литературы, иллюстраций, материала.
Для родителей была проведена консультация
- «Математика -это интересно».
-«Математические сказки»
Опрос «Во что играют дети дома»
Совместная работа по изготовлению теневого театра.
2. Основной.
Реализация проекта.
Практическая деятельность детей, родителей, педагогов.
3. Заключительный:
В ходе проекта:
-Изготовлены декорации, маски, конусный театр, теневой театр.
-Организована выставка коллективных детских рисунков «Волк и козлята», «В гостях у трёх поросят»
- Проведены инсценировки по сказкам «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Три медведя»
Сетевая паутинка проекта.
Структура проекта
Номер цикла. Образовательные области. | Тема цикла. | Содержание цикла. |
1. «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» | «Математические сказки». (Развитие образной речи) | Рассказ «История появления математики». Беседы «Математика», «Есть ли в сказках математика?», «В названиях каких сказок используются числа». Д/и «Найди лишнюю фигуру». Разучивание сказок. Разучивание С/Р. игры «Театр». Лепка и рисование героев сказок. Рассматривание книжных иллюстраций. Инсценировка «Волк и семеро козлят». Чтение р.н.с. «Волк и семеро козлят» |
2. «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация». | «Знакомство с образными средствами в театрализованной деятельности». | НОД «Порядковое значение чисел». Д/упр. «На что похоже», «Узнай по описанию». Р/и «Смешные названия», «Художник слова», «Сундучок сказок», «Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи. Разучивание р.н. игры «Волк и зайцы». Разучивание стихов. Лепка и рисование животных к сказкам. Чтение р.н.с. «Три поросёнка». Развлечение «Вечер сказок». |
3. «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». | Обучение пересказу сказок. | Беседа «Сравнение фигур». Д/и «Чудесный мешочек», «Где живут сказки». Д/упр. «Подбери по цвету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.». Р/и «Узнай по описанию», «Хорошо-плохо». Разучивание русской игры «Гуси -лебеди». Рассматривание произведений живописи. Чтение «Светик- трёхцветик». Изготовление теневого театра. Игра-драматизация «Три поросёнка». |
4. «Познание», «Коммуникация», «Социализация». | Итоговая организованная деятельность «Математические сказки» (Развитие образной речи) | Открытое итоговое мероприятие для родителей. (дистанционно) |
Этапы реализации проекта
1.Этап Организационный 01.12.2021
| Определение цели, задач. Изучение методической литературы. |
2.Этап Подготовительный 02.12.2021 | Составление плана проекта. Сбор материалов (подбор математических сказок, дидактического и методического оснащения проекта). Выявление уровня знаний детей о математических сказках (методом беседы). Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта. Выбор форм работы с родителями. Выбор основных мероприятий. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. Определение и формулировка ожидаемых результатов. |
3.Этап Практический 03.12.2021 06.12.2021 | Составление консультаций, бесед, рекомендаций. Творческие задания для родителей и детей. Совместные мероприятия с детьми (3 цикла): беседы, наблюдения, занятия с детьми, инсценировки, игры-драматизации, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность. |
4.Этап Заключительный 07.12.2021 | Сбор полученного материала по проекту. Выявление уровня знаний детей о математических сказках (методом беседы). Отчет о реализации проекта. Подготовка к представлению продукта проектной деятельности. |
Перспективный план работы по реализации проекта
«Математические сказки»
(Развитие образной речи, элементарных математических представлений)
День недели | Мероприятия, проводимые с детьми | ||
Утро | Прогулка | Вечер | |
понедельник | Беседа «Математика» Цель: Дать детям элементарное представление о математике и её роли в жизни. Д/И «Найди лишнюю фигуру» Цель: Закрепить знание геометрических фигур, упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. Ситуативный разговор «Есть ли в сказках математика?» Цель: Рассказать о том, где и для чего нужна математика. Развивать диалогическую речь, самостоятельность суждений. ОД Познавательное развитие – природа «Пернатые друзья» Цель: Формировать представления детей о зимующих и перелётных птицах. Учить отгадывать загадки. Н/П/И разрезные картинки сказок «Колобок», «Три поросёнка», «Сложи узор» Цель: Учить складывать изображение из фрагментов, по заданному образцу. С/Р И «Поездка в страну сказок» Цель: Познакомить детей с математическими сказками, обогащать словарь детей. Пальчиковая гимнастика «Жили-были сто ребят» Цель: Согласовывать слова с действиями, развивать мелкую моторику, речь, память. | П/И «Угадай героя» Цель: Развивать пантомимические навыки, умение пользоваться мимикой и жестами. «Хитрый лис» Цель: Учить детей ходить в заданном направлении, соблюдая определённый ритм движения, вызвать радость от игры со сказочным героем. Д/И «На что похоже?» Цель: рассказать детям сказку, сопровождая текст показом фигурок животных настольного театра. | Гимнастика пробуждения «Бабочка» Цель: Развитие выразительной пластики движений, мимики. Опыт «Горячий-холодный» Цель: Учить сравнивать контрастные по температуре предметы. С/РИ «Театр» Цель: развивать диалогическую речь. |
Утро | Прогулка | Вечер | |
вторник | Беседа «В названиях каких сказок используются числа?». Цель: Помочь вспомнить сказки с использованием чисел, приобщать детей к словесному искусству. Ситуативный разговор «Правда- неправда» Цель: Расширять знания о математике, развивать диалогическую речь, расширять словарный запас. Д/И «Чудесный мешочек» Цель: узнавать предметы на ощупь, описывать, развивать речь. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками в которых есть числа. ОД Речевая деятельность рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка» Цель: помочь детям понять содержание сказки, опираясь на показ настольного театра. Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении. | Наблюдение за кустарниками Цель: учить распознавать отличия от деревьев. П/И «Хитрая Лиса» Цель: учить согласовывать слова с действиями. Развивать быстроту, ловкость движений. «Волк и зайцы» Цель: учить тетей ходить и бегать в заданном направлении. Д/И «Где живут сказки» Цель: воспитывать интерес к сказкам и желание быть похожим на положительных персонажей сказок. | Гимнастика пробуждения «Мы будущие артисты» Цель: развитие выразительной пластики. Игра соц. Нравст.содержания «Что изменилось?» Цель6Воспитывать доброжелательные отношения. С/Р И «Семья» Цель: развивать образную речь, развивать дружеские взаимоотношения. Игра-драматизация «Три медведя» Цель: Учить создавать сказочные образы, вызвать интерес у детей. |
среда | Беседа «Сравнение фигур» Цель: учить находить сходства и различия фигур. С/РИ «Космонавты» Цель: учить распределять роли. Д/И «Хорошо-плохо» Цель: Учить изображать действия используя мимику и пантомиму. узнавать персонажи по описанию. Игра социальной нравственности «Угадай и скажи о ком я говорю» Цель: развивать понятия «дружба», «сплочённость», развивать образное мышление, узнавать персонаж по характерным признакам. Опыт «Свойства дерева и ткани» Цель: называть различия предметов по ощущениям, по прочности. Заучивание «Берёза» С. Есенин Цель: познакомить детей с произведением русского поэта, понимать эмоционально образное содержание стихотворения. ОД ФЭМП «Порядковое значение чисел» Цель: Учить детей порядковому счёту . | Д/И «Смешные названия» Цель: дать своим персонажам смешные имена. П/И «Раздувайся мой шар» Цель: учить выполнять разнообразные движения образуя круг. «Воробышки икот» Цель: Согласовывать слова с движениями. | Конструктивная деятельность «домики трёх поросят» Цель: делать прочную постройку. Работа в ИЗО уголке рисование «Домики трёх поросят» Цель: рисовать предметы геометрических форм. |
четверг | Рассказывание сказок «Белоснежка и семь гномов» Цель: умение рассказывать сказки, пересказывать увиденное, развивать речь, мышление. Чтение Т. Александрова «Светик – трёхцветик» Цель: чётко произносить слова и звуки. Пальчиковая гимнастика «Семья» Цель: считать и называть членов семьи. ОД Худож. Творчество – аппликация «Сказочные домики» Цель: Рисовать предметы геометрической формы. Д/И «Подбери по цвету» Цель: закреплять цвет, форму, размер. Опыт «Движение ветра» Цель: находить движение ветра при помощи ленточек и султанчиков. | Ситуативный разговор «Береги книгу» Цель: воспитывать бережное отношение к книге. Д/И «Окошки» Цель: находить нужное окошко по описанию. П/И «Лови- бросай, цвет называй» Цель: учить ловить мяч двумя руками, называть цвет. «Солнышко и дождик» | Гимнастика пробуждения «Рыбка» Цель: развивать двигательные способности. Оздоровительная работа ритмопластика «Лиса идёт» Цель: развивать умение пользоваться жестами. Работа в вИЗО уголке «Цветы из геометрических фигур» Цель: Учить вырезать геометрические фигуры. |
пятница | Беседа «на кого из сказочных героев я похож?» Цель: учить детей рассматривать персонажей и находить сравнения. Ситуативный разговор «За труд говорят спасибо» Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, учить благодарить. Заучивание А.Фэт «Кот поёт, глаза прищурил» Цель: познакомить детей с поэзией А.Фэта, приобщать детей к поэтическому искусству. Пальчиковая гимнастика «В лес всех выпустим зверей» Цель: согласовывать слова с действиями. | Д/И «Один- много» Цель: учить использовать нужную карточку, находить нужное число предметов. П/И «Волк и лиса», «Волк и зайцы» Цель: развивать ловкость, быстроту. Учить не наталкиваться, друг на друга. | Опыт «Увеличительное стекло» Цель: учить детей различать предметы по величине. С/Р И «Театр» Цель: развивать диалогическую речь, память. Ручной труд «Кораблик» Цель: учить складывать бумагу пополам, делать кораблик. Консультация для родителей «Математика- это интересно» |
Результат:
Работая над данным проектом, мы узнали, что существует множество видов сказок, в которых используются числа. Что способствует закреплению знаний математики, развитию образной речи.
Цель проекта достигнута - изучить детскую литературу, и узнать какие числа от 1 до 10 встречаются в сказках. Процесс исследования очень понравился. В сказках можно встретить все числа от 1 до 10, так как они есть не только в названиях, но и в содержании сказок. Больше всего в сказках встречаются числа: 3,7. Мы выяснили, что самое распространенное число, которое встречается в сказках – три и семь. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Результаты проекта подтверждают эту истину. Дети получили устойчивые знания о математических сказках.
Родители также были активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о математических сказках. Выполняли творческие задания с детьми дома по изготовлению, поделок, рисунков, разучиванию с детьми сказок. Участвовали в подборке детских сборников сказок. Вывод: Больше всего родители вспомнили сказки, где встречаются числа 7 и 3. Например: «Волк и семеро козлят», «Три медведя». Совсем, не вспомнили сказок с числом 2,9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)
Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада «Пересказ сказки «Хитрый козел»
Тезисы,програмное содержание,материалы для занятия,конспект....
НОД в старшей группе детского сада"Незнайка в гостях у сказки"
Непосредственно образовательная деятельность встаршей группе детского сада. по развитию речи"Незнайка вгостях у сказки"...
"Осенняя сказка" праздник для детей старшей группы детского сада
сценарий праздника - сказки, много путишествий, игр песен, частушек...
НОД Конспект театрализованного занятия в старшей группе детского сада.«В гостях у русской сказки»
занятие в старшей группе детского сада .Конспект театрализованного занятия в старшей группе «В гостях у русской сказки»Цель: Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание помочь, попавшей в б...
Конспект занятия по ИЗО в старшей группе детского сада "Фруктово-ягодная сказка"
Конспект занятия по ИЗО в старшей группе детского сада с использованием технологии нетрадиционных способов рисования....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада "Солнце. Солнечная система". МДОУ Детский сад №98 "Сказка". г. Петрозаводск.
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Солнце. Солнечная система».Цель: Формирование знаний о Солнечной системе.Задачи:Образовательные:...