Непосредственно - образовательная деятельность по ВХЛ на тему "Фольклор"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя, старшая группа)
Тема НОД | Малые фольклорные формы: прибаутки |
Цель | Формирование представлений о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – прибаутки. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_na_temu_folklor.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ольгинский детский сад» Полтавского района Омской области.
Конспект непрерывно – образовательной деятельности по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» в разновозрастной группе.
Тема: Малые фольклорные формы: прибаутки (старшая группа)
Тема: Чтение сказки «Зимовье» (средняя группа)
Воспитатель: Синицкая В.А.
Назначение: эта непрерывно – образовательная деятельность в разновозрастной группе осуществляется в форме непрерывно образовательной деятельности с подгруппой детей по одной образовательной области «Художественно-эстетическое развитие, по одному виду деятельности, но с разным программным содержанием.
Старшая группа: Малые фольклорные формы: прибаутки
Средняя группа: Тема: Чтение сказки «Зимовье»
Возрастная категория детей: старшая группа
средняя группа
Автор разработки:
Образовательная организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ольгинский детский сад» Полтавского района Омской области (МБДОУ «Ольгинский д/сад»)
Работа направлена на совместную деятельность ребенка и взрослого. НОД построена на технологии проблемного обучения, что позволяет детям анализировать, сравнивать, обобщать.
Наименование раздела | Старшая группа | Средняя группа |
Тема НОД | Малые фольклорные формы: прибаутки | Чтение сказки «Зимовье» |
Цель | Формирование представлений о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – прибаутки. | подводить детей к элементарному анализу текста сказки «Зимовье». |
Задачи | -продолжать знакомить детей с особенностями малых фольклорных форм, показать их назначение и отличия от других литературных произведений; -формировать выразительность, точность речи; -развивать речевую активность детей; -способствовать устойчивому эмоционально положительному самочувствию и активности каждого ребенка. -воспитывать интерес к устному народному творчеству, уважение к памяти предков. | - развивать умение детей понятно отвечать на вопросы; -продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества; -подводить детей к пониманию жанровых особенностей сказки; -активизировать словарь детей: зимовье, тесать столбы, драть щепу, конопатить. -закреплять знания о домашних животных; -воспитывать интерес к сказкам; |
Основная образовательная деятельность | художественно - эстетическая | художественно - эстетическая |
Основной вид деятельности | восприятие художественной литературы и фольклора | восприятие художественной литературы; |
технология | игровая | проблемное обучение |
Форма организации | Игровая ситуация | чтение с обсуждением |
Методы и приемы | словесный – художественное слово, вопросы к детям, обсуждение, поощрение, итог; наглядный метод: импровизированная изба, иллюстрации Ю.Васнецова, детские книжки для самых маленьких, | словесный - беседа, вопросы к детям, обсуждение, поощрение, итог проблемный диалог, наглядный метод: большая книга, сказка «Зимовье» |
Интеграция ОО | речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. | речевое развитие, социально- коммуникативное развитие. |
Словарная работа | фольклор | зимовье, бревна тесал, щепу драл, стены конопатил, |
оборудование | импровизированная изба, иллюстрации Ю. Васнецова, детские книжки из серии «Для самых маленьких». | книга «Зимовье», сказочные персонажи по сказке :бык, баран, свинья, петух, кот, коробка в форме большой книги. |
Предварительная работа | Введение понятие «фольклор» в пассивный словарь детей через беседы - диалоги. Игровые и творческие задания на раскрытие смысла пословиц и поговорок с последующим запоминанием. Знакомство с пословицами, загадками, сказками, прибаутками, колыбельными и игровыми песенками. Заучивание колыбельных песенок, потешек. Загадывание загадок. Обыгрывание для малышей песенок, потешек с использованием элементов импровизации. w | чтение русских народных сказок о животных: «Теремок», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь», рассматривание картинок «Домашние животные», «Дикие животные». Беседа с детьми об осени, рассматривание картинок «Времена года». |
Этапы деятельности | Методы и приемы | Содержание деятельности старшая группа | Ответы детей старшая группа | Содержание деятельности средняя группа | Ответы детей средняя группа |
НОД начинаю с детьми старшей группы, дети средней группы уходят на музыкальное занятие с музыкальным руководителем | |||||
Мотивация детей к деятельности | словесный – художественное слово, вопросы к детям, обсуждение, поощрение, итог; Наглядный: импровизированная изба, большая книга, персонажи животных к сказке «Зимовье» Проблемный метод (ситуация) Вопросы | (начинаю НОД с детьми старшей группы, средняя группа уходит на музыкальное занятие)
Приглашаю детей к себе, держу в руках письмо. -Ребята, вчера в почтовом ящике я нашла письмо, а адресовано оно детям старшей группы. Я не стала его открывать, а принесла в детский сад. Откроем? ( дети рассаживаются на стульчики) В.: Читаю письмо. Здравствуйте ребята! Пишет вам Баюнок. Я много путешествую по стране, и собираю информацию о том, как жили наши далекие предки, и что они нам оставили в дар, чтобы снять фильм. Я собрал всю информацию о сказках. Помогите мне собрать информацию о фольклоре: песенки, потешки, прибаутки.
Приглашаю детей в группу, часть интерьера которой оформлена в стиле русской избы. Воспитатель. -Проходите, дети в мою избу, рассаживайтесь на скамеечки. Давайте поговорим о том, как жили наши далекие предки и что нам в дар оставили. Дети проходят в группу, рассаживаются на скамеечки. | (приглашаю детей средней группы, когда старшие дети ушли на музыкальное занятие)
(Слышен шорох) Обращаю внимание детей на большую книгу В.: Там кто-то шумит! Достает из коробки - «книги» животных (персонажи к сказке «Зимовье») В.: Ребята, кто это? Животные что-то говорят. (прислушиваюсь , но не слышу что они говорят). Где животные могут разговаривать? (в сказках) Как мы сможем узнать из какой они сказки? (прочитать) (достаю из коробки «книги» сказку «Зимовье») | Перечисляют: бык, баран, свинья, кот, петух. | |
Постановка детьми цели предстоящей деятельности | Проблемный диалог Вопросы к детям | В.: Кто из вас, ребята, знает, что означает слово «фольклор»? Д.: Фольклор — это творчество народа, которое передавалось из одного поколения другому. В.: А как передавалось? Книжки писали? Д.: Нет, бабушки рассказывали и пели своим внукам, а они, когда вырастали, передавали своим детям. В.: Кроме сказок, что еще сочиняли в народе? Д.: Колыбельные песенки потешки, загадки. В.: Что такое прибаутки? | В.: Каких животных вы видите на обложке книги? В.: Какие это животные дикие или домашние? В.: Что обозначают большие буквы на обложке? (название) В.: Фамилии автора здесь нет? А если нет фамилии автора, значит автор - народ. Что народ любит сочинять? (сказки). В.: Откуда появились животные? (из сказки). В.: Послушайте сказку о домашних животных, и о том, что с ними произошло. | Это домашние животные. Название книги. | |
Совместная работа по нахождению средств деятельности | Словесный: Вопросы к детям, рассматривание чтение с обсуждением, | В.: Сегодня я познакомлю вас с народными прибаутками и расскажу, чем прибаутки отличаются от знакомых вам потешек — игровых песенок для малышей. Встаньте в круг и приготовьте свои руки для игры с пальчиками. Эта игра вам знакома с самого раннего детства, мы в нее поиграем и вспомним время, когда вы были малышами. | Чтение сказки «Зимовье зверей» (в процессе чтения выставляю фигурки животных) Физминутка «Звери делают зарядку» В.: Звери делают зарядку (ходьба на месте, руки на поясе) Кто вприпрыжку (делают прыжок вверх) Кто в присядку ( приседают, руки вперед) Кто-то плечи поднимает, (поднимают плечи вверх) Кто-то плечи опускает, (опускают плечи вниз) Сделаем руками взмах (поднять руки вверх) Вправо мах (мах двумя руками вправо) И влево мах (мах двумя руками влево) Полуприсед. Присед (руки на поясе, сначала приседают, потом садятся на корточки) Наклон (наклон вперед, руки вниз) Всем спортсменам шлем поклон (ходьба на месте) | ||
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности | Вопросы к детям, уточнение, объяснение, | дети встают в круг и начинают играть ) -Пальчик, пальчик, где ты, был? -С этим братцем в лес ходил, -С этим братцем щи варил, - С этим братцем кашу ел, -С этим братцем песни пел.
В.: Потешки придумывали для того, чтобы развеселить, потешить маленьких детей, ведь слово «потешка» означает потешать, радовать. А еще потешка учила малыша понимать речь мамы или бабушки и вместе с ними играть, выполняя несложные движения. ( предлагаю детям всем вместе, свободно обыгрывая, рассказать потешку) _- Ножки, ножки, где вы были? (По окончании игровых действий дети рассаживаются на лавочки) В старину любили прибаутки. Прибаутка - это короткий смешной рассказ в стихах. В прибаутке рассказывается смешная короткая история, от которой ребенку становится весело. И конечно же, ее легко было выучить. Послушайте веселую прибаутку. Скок-поскок! Молодой дроздок По водичку пошел, Молодичку нашел. Молодиченька- Невеличенька, Сама с вершок, Голова с горшок. Молодичка-молода Поехала по дрова Зацепилась за пенек Простояла весь денек - Кто главный герой этой прибаутки? -О чем нам рассказала эта прибаутка? -Какая она? (веселая, забавная) (предлагаю всем вместе ритмично повторить текст прибаутки, отмечая конец строки хлопками). В.: Для вас у меня приготовлена еще одна прибаутка, послушайте ее. Гречку мыли, гречку мяли, Мышку по воду послали По мосту-мосточку, Желтому песочку. Проплутала долго — Испугалась волка, Заблудилась, слезы градом, А колодец — рядом. -Что произошло с главным героем прибаутки? Как мы можем назвать мышку, Какая она? (смешная, веселая). ( предлагает детям встать в круг и еще раз послушать прибаутку, но при этом не только слушать слова, но и обыгрывать их с помощью мимики и жестов.) | В.:О чем рассказывается в сказке? (о том, как звери строили зимовье) В.: Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (дом) В.: Для чего звери построили себе дом? (чтобы жить, зимовать) Кто первым надумал строить зимовье? (бык) В.: Кто что делал? (бык «столбы тесал»- выравнивал бревна; баран «щепу драл» - мелко колол дерево на щепки; свинья «глину месила», кирпичи клала; кот мох носил, «стены конопатил» - затыкал щели в стенах; петух крышу крыл.) В.: Что случилось однажды? (пришли волки) В.: Как зверям удалось спастись? (звери испугали волков) Как сказка закончилась? (хорошо) Сказка тем и хороша, что в ней все хорошо заканчивается. В.: Ребята подумайте, как нам отправить животных в сказку? | Звери строили дом. Зимовье - это дом. Чтобы жить. | |
Подведение итогов обсуждение результатов | Словесный вопросы к детям, оценка результатов | В.: -Смогли мы помочь Баюнку? Как? ) В.: -Ребята, понравились вам русские народные прибаутки? -Как вы поняли слово «прибаутка»? Д.: Это смешной, короткий рассказ. В.: Те из вас, у кого есть младшие братик или сестричка, могут поиграть с ними так, как мы сегодня с вами играли | . | (Приглашаю детей к столу, где стоит импровизированный лес, они приносят животных из сказки «Зимовье») В.: Ребята, а вы узнали, в какой сказке жили эти животные? Назовите их (дети называют животных и выставляют их на импровизированный лес). Животные обрадовались, что вы их отправили в сказку. | «Зимовье». Бык, баран, свинья, кот, петух. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию.12.04.2018год Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию Тема: «Матрешек русский хоровод»
Тема:"матрёшек русский хоровод".12.04.2018год...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...