«Путешествие по миру литературы»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

 Бикчентаева Чулпан Ханифовна

Конспект итогового  занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_ood.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового ООД

 (Чтение художественной литературы)

в старшей группе№12

 «Путешествие по миру литературы»

Выполнила: воспитатель

Старшей группы №12

Бикчентаева Ч.Х.

2019

Цель:Выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.

        Задачи:

- определить уровень знаний персонажей сказок, название сказок;

- выявить умения называть произведения по иллюстрациям;

- выявить умения называть жанры литературных произведений (сказки, рассказы, стихи).

- развивать чувство рифмы.

- воспитывать интерес к художественной литературе.

        Образовательные области: Социально - коммуникативное, Познавательное,  Физическое, Художественно - эстетическое.

        Оборудование:Книги, иллюстрации, аудиозапись физминутки Железновой, портреты: Лев Толстой, Евгений Иванович Чарушин, Виталий Васильевич Бианки, Константин Дмитриевич Ушинский, дерево с листочками на листочках загадки; электронные картинки: полочка волшебная, перо жар птицы, цветочек, щука; электронные иллюстрации к рассказам.

Ход НОД:

        Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки - в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучи музыка"В гостях у сказки").

«Сказочное королевство сказок»

        Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей:В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)

        Воспитатель: Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки).
        Воспитатель:  Что такое авторская сказка? (где есть свой автор).
        
Воспитатель: Какие авторские сказки вы знаете? («Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т.д.).
        Воспитатель: Почему сказка называется русская, да еще и народная? (автор – народ).

        Воспитатель:  Ребята, перед нами дерево - загадки. Давайте отгадаем загадки.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

На сметане мешен.

На окошке стужен.

Круглый бок, румяный бок Покатился ...(Колобок)

У отца был мальчик странный,

 Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный Человечек деревянный

На земле и под водой Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный. Кто же это?(Буратино)

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

Ах ты, Петя, простота,

  Сплоховал немножко,

  Не послушался кота,

  Выглянул в окошко.    («Кот, петух и лиса»)

 

 Нет ни речки, ни пруда,

   Где воды напиться?

   Очень вкусная вода

   В ямке от копытца.   («Сестрица Алёнушка  и братец Иванушка»)

По тропе, шагая бодро,

  Сами воду тащат вёдра.    («По щучьему веленью»)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?(Три медведя)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?(Три поросенка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

  Добрый доктор ...(Айболит).

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
 (Гадкий утенок)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …(Царевна-лягушка)

        Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы.

        Воспитатель: Какими словами обычно  начинаются  сказки?  (Жили-были,  в некотором  царстве, в некотором  государстве…)

        Воспитатель: Какими  заканчиваются?  (Стали жить-поживать;   вот и сказке конец, а кто слушал —  молодец;  стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…)

Дидактическая игра «Волшебный экран».

        Воспитатель: Это чудесный экран.  При помощи его я буду показывать предметы  из  сказок.А вы должны назвать сказку из которой этот предмет.

         Воспитатель: Из какой сказки стрела? ( «Царевна-лягушка»), цветок?  («Аленький  цветочек»), волшебная палочка? ("Золушка"), щука? ("По щучьему велению"), перо? ("Сивка - бурка"), красная шапочка ("Красная шапочка")

         

Театр  сказок.

        Воспитатель:Сейчас  вы увидите  отрывки из сказок, которые покажут  ребята.  Вы  должны угадать,  из  какой    сказки отрывок.

*Сказка «Крошечка-Хаврошечка»

  -Коровушка-матушка,  меня ругают,  бранят,  плакать  не  велят,  досыта  не  кормят,  работать  заставляют.

-  влезь  ко  мне  в  правое  ухо,  в  левое  вылезь  —  все  будет  исполнено.

*Сказка «Царевна Лягушка»

 -  Отчего ты,  Иван-царевич,  невесел?

    Отчего  ниже  плеч  буйну  голову  повесил?

-   Царь-батюшка приказал  к  утру  хлеб  испечь.

-  Не печалься,  ложись  спать.  Утро  вечера  мудренее.

*Сказка «Сивка Бурка»

 — Сивка-Бурка,  вещий  Каурка,  встань  передо  мной,  как лист  перед  травой.

  — Конь бежит,  земля  дрожит.

  Из  ушей  дым  столбом  валит, из  ноздрей пламя  пышет.

Одна  шерстинка  золотая,  другая  серебряная.

        Воспитатель:Ребята,вы наверное устали, давайте отдохнём.

Физминутка Железновой.

«Край рассказов»

                Воспитатель: Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей:В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.)

        Воспитатель: К какому рассказу иллюстрации?

        Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»: Лев и собачка, Косточка, Филиппок, Котёнок- Лев Толстой, Медвежата, Про Томку, Волчишко, Воробьишко - Евгений Чарушин.

        Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это?( Портреты писателе:Лев Толстой, Евгений Иванович Чарушин, Виталий Васильевич Бианки, Константин Дмитриевич Ушинский) Авторы.

Игра  «Найди  автора».

(Воспитатель  вызывает одного ребенка)

          Воспитатель:Покажи, Саша, книгу, а  дети скажут  кто  ее  автор.

«Мир стихов»

        Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов?Стихи записывают как? (В столбик.Вот так- показ стихов в книге)

        Воспитатель:А рассказы записывают ..... (В строчку.Вот так - показ прозы в книге).

        Воспитатель:А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

Муха, муха - Цокотуха

Позолоченное брюха.

Воспитатель:В этих стихах созвучны последние слова  Цокотуха

и брюха. А какие слова созвучны в следующих строчках?

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

(Ответы детей)

        Воспитатель: Пошла и нашла. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей:Из стихотворения «Муха - Цокотуха».)

        Воспитатель: А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей:Корней Иванович Чуковский.)

        Воспитатель:Устали? Давайте отдохнем.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы плечами тик-тик,

Мы глазами миг-миг( 2 раза) .

        Воспитатель: А теперь давайте поиграем в Добавлялки. Я говорю, а вы добавляете слово.

        Дидактическая игра «Добавлялки»

Ра-ра-ра - начинается. .(игра)

Ры-ры-ры - у мальчика. (шары)

Ро-ро-ро - у Маши новое. .(ведро)

Ру-ру-ру - продолжаем мы. (игру)

Ре-ре-ре - стоит домик на. (горе)

Ар-ар-ар -кипит наш. (самовар)

Ор-ор-ор - созрел красный. (помидор)

Лу-лу-лу - сидит кот. (в углу)

Ша-ша-ша - мама моет. (малыша)

Жа-жа-жа - есть иголки у. (ежа)

Жу-жу-жу - молока дадим. (ежу)

СА-са-са - в лесу бегает. .(лиса)

Су-су-су -бывает холодно в. (лесу)

От-от-от - в болоте спит. (бегемот)

        Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи наизусть расскажите. Дети читают стихи наизусть.

        Воспитатель:Молодцы, спасибо. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие?

        Стук в дверь. Заходит Королева Книга.
        Королева Книга
: Здравствуйте, друзья!
Вы подданных моих узнать
Смогли б в теченье мига,
Лишь стоит мне себя назвать
Я Королева Книга.
Могу заставить погрустить
Читателя любого
Смеяться, плакать и любить
Мое поможет слово.
Изведать моря глубину,
Взвить флаг на мачте брига,
Слетать на Марс или Луну
Легко поможет книга.
 Ребята, вам понравилось путешествие по литературной стране?
        Воспитатель: Королева Книга, у тебя такая тяжелая сумка, что в ней?
        Королева Книга: В сумке лежат сладости, которыми я хотела угостить ребят. Но у меня в сумке еще что-то есть. Я принесла вам книгу, которые вы можете почитать в свободное время. А теперь я хочу с вами попрощаться. До свидания.
        Воспитатель и дети, говорят Спасибо! и  прощаются с Королевой Книгой.

Королева Книга: Здравствуйте, друзья!
Вы подданных моих узнать
Смогли б в теченье мига,
Лишь стоит мне себя назвать
Я Королева Книга.
Могу заставить погрустить
Читателя любого
Смеяться, плакать и любить
Мое поможет слово.
Изведать моря глубину,
Взвить флаг на мачте брига,
Слетать на Марс или Луну
Легко поможет книга.
 Ребята, вам понравилось путешествие по литературной стране?
        Воспитатель: Королева Книга, у тебя такая тяжелая сумка, что в ней?
        Королева Книга: В сумке лежат сладости, которыми я хотела угостить ребят. Но у меня в сумке еще что-то есть. Я принесла вам очень хорошую, интересную книгу, которые вы можете почитать в свободное время. А теперь я хочу с вами попрощаться. До свидания.
        Воспитатель и дети, говорят Спасибо! и  прощаются с Королевой Книгой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ. Знакомство дошкольника с миром литературы «И пробуждается поэзия…..»

"Убогость слова - это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической "тостокожести""  В.А.СухомлинскийНужно ли знакомить дошкольника с литера...

Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»

Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.Так...

Литературный квест "Путешествие по миру детской литературы"

Данный сценарий является заключительным этапом образовательного проекта "Наш друг - книга". С паспортом данного проекта вы можете ознакомиться отдельно.Путешествуя по различным островам в мо...

организованная образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми старшей группы на тему: «Путешествие по миру литературы»

Цель: систематизировать знания о литературных произведениях и их авторах.Задачи:Образовательные:- закреплять умение ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стих...