Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Лев Николаевич Толстой. Грушина кукла».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Тема: «Лев Николаевич Толстой. Грушина кукла».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_l._n._tolstoy.docx | 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №175»
Конспект
организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «Лев Николаевич Толстой. Грушина кукла».
Воспитатель: Корабельникова Л.М.
Воронеж
2018 г.
Цель.
Прививать любовь к русской литературе на примере биографии и произведений Л.Н.Толстого.
Задачи.
Образовательные:
- продолжить развивать интерес к личности писателя;
- развивать интерес к русской классической литературе;
- совершенствовать и обогащать читательский опыт детей;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
-обогащать и активизировать словарь детей;
- упражнять детей в конструировании игрушек из различных материалов (из ниток);
-развивать в детях любознательность и творческие задатки.
Развивающие:
- развивать внимание, мышление, память.
Оздоравливающие:
- развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества у детей посредством чтения художественной литературы;
- воспитывать трудолюбие;
-воспитывать дружеские отношения.
Материал.
Демонстрационный материал: портрет Л.Н. Толстого; презентация с фотографиями Л.Н. Толстого; аудио запись с произведением Роберта Шумана; иллюстрации к рассказам для детей Л.Н. Толстого, В.Ю. Драгунского, В.В. Бианки; выставка книг Л.Н. Толстого; кукла в школьной форме с азбукой, три нарядных куклы; косынка для «Вари», шапка и телогрейка для «Филипка»; музейные куклы из различных материалов.
Раздаточный материал: ножницы на каждого ребёнка; заготовки кукол из ниток, нитки.
Интеграция областей: познавательная, речевая, физическая, социально - коммуникативная.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа: знакомство с творчеством Л. Н. Толстого; чтение детям произведений Л.Н. Толстого; В.Ю. Драгунского, В.В. Бианки; беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, конструирование кукол.
Ход ООД:
Декорация: Выставка книг Л. Н. Толстого; иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого, В.Ю. Драгунского, В.В. Бианки.
Дети заходят под музыку Роберта Шумана, здороваются, рассаживаются. Заходит воспитатель.
-Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! (Ответы детей).
- Какая у нас уютная обстановка! Так и хочется поговорить на интересную тему.
-Ребята, обратите внимание на нашу книжную выставку. Пройдёмте к ней поближе.
-Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Здесь изображены произведения разных писателей, которые мы с вами читали, вы узнаете? Посмотрите, внимательно. (Разные иллюстрации из книг: Л. Н. Толстого, В.Ю. Драгунского, В.В. Бианки, а также портрет Л. Н. Толстого).
- Сашенька, выходи к выставке, будем с тобой угадывать из какого произведения эти иллюстрации. Держи указку. Какая из них тебе знакома и из какого она произведения? (Ответ ребёнка.)
- Хорошо. Ребята, правильно ли Сашенька угадала? А может кто по - другому думает? (Ответы детей).
- Садись, Сашенька, молодец.
- А эта что за картинка? Из какого рассказа? (Ответы детей).
- А из какой сказки эта иллюстрация? (Ответы детей).
- Молодцы, хорошо.
- Есения, а ты хочешь проявить свои знания?
-Проходи к выставке, держи указку и отгадывай, что ты знаешь.
- Мы с вами столько прочитали литературы, скажите, ребята, а эта картинка откуда?
- Молодцы, а эта из какого произведения?
Воспитатель указкой показывает на портрет Л.Н. Толстого.
-Хорошо, с произведениями мы разобрались. Здесь изображён портрет одного из трёх авторов, чьи произведения мы рассматривали. А портрет, какого писателя вы видите? Кто узнал? Чей портрет? Что за писатель?
(Ответы детей).
- И значит, наша выставка посвящена какому писателю? (Л. Н. Толстому).
-А теперь, ребята, внимательно рассмотрим портрет Л. Н. Толстого.
- А сейчас мы опишем портрет этого великого писателя. Надо описать черты лица, так как они говорят о многом: и о характере, и об уме, и об эмоциях. Ну, что, Лизонька, ты начнёшь?
Ребёнок: «Его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза - о проницательности, широкая борода - как у доброго дедушки».
- Да, действительно, я согласна сЛизонькой. Когда лоб высокий, это говорит об уме, глаза глубоко посажены, что человек вдумчив, творческий.
- Ребята, кто хочет ещё добавить и описать портрет, что не сказала Лиза? (грустный, задумчивый).
(Слайд: фотография с изображением Ясной Поляны.)
- Ребята, в группе мы с вами знакомились с жизнью и деятельностью этого писателя. Я хочу, чтобы нам рассказала Вика о его жизнедеятельности.
-Выходи, Вика, бери указку и рассказывай, делись с ребятами своими знаниями.
Ребёнок рассказывает: «Родился писатель в деревне Ясная Поляна. Теперь это огромный музей, который находится в Тульской области селе Щёкино. На территории этой усадьбы сохранился дом, в котором писатель жил со своей семьёй. В Ясной поляне протекает река Воронка. Растут сады. Есть лес, дом для прислуги, конюшня».
- Умница, садись. Вам понравился рассказ Вики?
- Значит, это место и было таким замечательным, если Толстой говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней». Представляете, ребята, как он любил Ясную Поляну.
- Ребята, а ещё мы в группе с вами говорили о родословной Л. Н. Толстого, Сашенька, вспомни, пожалуйста, расскажи о его семье. Бери указку.
( Слайд: фотография отца и силуэт матери).
Ребёнок рассказывает: «Предки Льва Николаевича были военными. Прапрадед служил ещё при Иване Грозном воеводой.
Отец писателя был графом, участвовал в войне с Наполеоном. Он занимался хозяйством, воспитанием детей. Николай Ильич много читал и за свою жизнь собрал богатую библиотеку. Именно он первым заметил в своём сыне любовь к чтению художественной литературы и сочинительству».
- Очень хорошо. Катя, продолжай.
Ребёнок рассказывает: «Матери своей Лев Николаевич не помнил, ему было полтора года, когда её не стало. Все, что знал Лев Николаевич о маме, это рассказы других людей о хорошей и доброй женщине. Мария Николаевна, его мама, знала четыре иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и была мастерица рассказывать сказки».
- Вот какая всесторонне развитая была мама у Льва Николаевича.
( Слайд: фотография братьев и сестры Льва Николаевича ).
- Настенька, продолжай рассказ о графе Толстом.
Ребёнок рассказывает: «В семье графа Толстого было пятеро детей: четыре сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька. Мальчики были очень дружны, вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни для всех людей.
Маленький Лева любил читать произведения А.С. Пушкина, и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь».
- Вот сколько интересного знает Настенька из жизни Льва Николаевича.
- Вот таким он был маленьким: любил читать, любил играть, играть на фортепиано. Он был таким же мальчиком, как вы ребята. Он часто с братьями и сестрой водил хороводы, играл в игры.
-А вы хотите поиграть в игру, как делали эти дети?
- Ребята, давайте, возьмёмся за руки и встанем в круг. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Воевода».
Воспитатель держит мяч.
- Слушайте правила игры: на слова: «Катилось яблоко
В круг хоровода.
Кто его поднял
Тот и воевода».
-На эти слова будем мяч передавать друг другу. Давайте вместе слова повторим. Повторяем (без мяча).
- А теперь начинаем игру. Приготовились.
Игра – хоровод «Воевода».
Катилось яблоко
В круг хоровода.
Кто его поднял
Тот и воевода.
-Воевода, воевода
Выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь
Беги, как огонь!
(Слова народные)
Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу).
- Саша победил. Ура! Молодец, ты быстрый и ловкий. Теперь ты начинаешь игру. Начали (Игра повторяется).
- Молодцы, вы такие забавные и весёлые, как маленький Лёва и его братья.
Садитесь, ребята.
(«Варе» завязать косынку, «Филипку» надеть шапку и телогрейку).
- Продолжаем с вами путешествие по биографии нашего великого писателя.
- Ребята, послушайте, как дальше протекала жизнь писателя.
(Слайд: фотография школы Толстого Л. Н.)
-Почти всю жизнь Лев Николаевич прожил в Ясной Поляне.
В Ясной Поляне граф Толстой открыл школу для крестьянских детей, где сам работал учителем. Учебников тогда не было, и Толстой занялся составление «Азбуки», по которой затем учились грамоте многие поколения.
(Слайд: фотография Азбуки Толстого Л. Н.).
-Толстой бесконечно любил детей, именно его любовь к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей, и проявилась в «Азбуке», над которой он работал долго и кропотливо. Об этом он сам говорил с волнением: “Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу”. Мы с вами знаем некоторые рассказы, которые вошли в «Азбуку» Л.Н.Толстого. Давайте их вспомним.
(«Филипок», «Пожарные собаки», «Прыжок», «Косточка», «Лев и собачка» и др.)
- Ой, молодцы, ребята, всё помните. Я предлагаю вам поиграть в игру со словом «прыжок». Надо подобрать слова, которые заканчиваются так же на «ок». Начинаем «прыжок»…
- Хорошо получилось. Ещё хотите поиграть?
- Тогда поиграем в игру со словом «косточка». Какие фрукты с косточками вы знаете? (Слива, абрикос, персик, хурма).
- А фрукты с семечками вы знаете? (Яблоко, груша, айва).
- А где ещё семечки встречаются? Подумайте, ребята. (Тыква, дыня, кабачок, огурец, помидор, арбуз, подсолнух).
Раздается стук в дверь.
-Ой, ребята, вы слышите, к нам в гости кто – то пожаловал, пойду, посмотрю. Входит грустная девочка с клеткой, в которой находится птичка.
-Входи, гостья дорогая, здравствуй.
- Как тебя зовут?
- Варя.
- Ребята, поздоровайтесь с нашей гостьей.
- Варенька, а теперь расскажи, что у тебя случилось?
Варя: У меня был чиж. Он всегда громко пел, а теперь не поёт, говорит, пусти меня на волю.
- Ребята, как вам кажется, как надо Вареньки поступить?
- Ещё, почему не поёт? А ты как думаешь? А ещё кто как думает? И ещё почему?
(Дети рассуждают, что жить в клетке тесно, летать невозможно: одно мученье, нельзя мучить птиц, животных, нужно живое все любить).
- Слышала, Варенька, что ребята говорят, ты согласна с ними? И что ты думаешь делать с ним? (Ответ ребёнка).
-Вот и отправляйся на улицу выпускать чижа.
- Ребята, тихо, тихо. Я слышу ещё кто – то идёт. Пойду, открою дверь.
Воспитатель выходит и заводит ребёнка за руку, поворачивается к нему и говорит:
- Гости за гостями. Кто же это к нам пришёл?
- Мальчик, здравствуй, а ты кто?
- Здравствуйте, Филипок.
- А ты буквы знаешь?
Филипок отвечает «Да».
- Тогда сложи своё имя.
Воспитатель указывает на буквы на слайде. Филипок читает:
-Хве–и–хви, ле- и –ли, пе –ок –пок».
- Молодец, тебя кто научил читать?
Филипок отвечает:
- Костюшка, старший брат. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть, какой ловкий!
-Ребята, какой весёлый и забавный гость к нам пришёл. Вам понравился Филипок? (Ответ детей).
- И мне тоже понравился. Пойдём, я тебя провожу домой из школы. Приходи к нам ещё в гости.
Вывести ребёнка.
- Вот, ребята, к нам мальчик приходил, который хочет учиться в школе. А вы хотите, ребята, учиться? (Ответы детей).
- А ещё есть одна девочка Таня, которая любит учиться в школе.
Воспитатель берёт куклу, одетую в школьную форму.
- Вот она. Зовут её Таня.
- Таня знала буквы. Она взяла книгу и учила кукол читать.
- Иди сюда, Вика. Ты будешь Танечкой и вместе с куклой, будешь учить детей читать.
(На стульчиках сидят три куклы).
-Послушайте, как она говорила и делала.
Ребенок держит куклу и говорит: - «Учи, кукла, буквы! Это – А. Это – Б. Бе. Смотри, помни!».
- Кем по профессии была кукла Таня? (Ответы детей).
- А какие профессии вы знаете? (Ответы детей).
- Может она была продавцом? А может шофёром?
- Правильно, кукла Таня была учителем. Что делает учитель? (Ответы детей).
- Вы сегодня были большие молодцы, рассказывали о жизни писателя Толстого Л. Н., угадывали его произведения, играли в игры, показывали сценки, а теперь я хочу вам показать мультфильм. Мультфильм будет про мальчиков и коня.
Просмотр мультфильма по рассказу Л.Н. Толстого.
- Ребята, а вы бы как поступили? Как эти дети?
- Ребята, почему мама у детей забрала коня? (Ответы детей).
-Дети должны играть и не ссорится друг с другом. А у нас таких детей нет, у нас все дружные ребята, вместе играют.
- Ребята, а конь вам понравился?
- А в нашем музее есть такой конь?
- Надо купить и пополнить музей, а то у нас есть и игрушки, и кукольная посуда, и куклы, а коня нет. Значит, будет, купим такого коня, коль вам понравился. И не только коня поместим в музей.
Воспитатель открывает кукол.
- Этих кукол возьмём в групповой музей? (Ответы детей).
- Ребятки, обратите внимание на них. Почему они такие разные? Кто ни - будь знает?
- Иди, Есения, расскажи, почему такие куклы разные.
Ребёнок рассказывает: «В древние времена кукол в магазинах не продавали, а маленьким детишкам хотелось поиграть в куклы и приходилось их делать мамам, бабушкам, старшим сёстрам своими руками».
- Давайте посмотрим на эту куколку, из чего она сделана? (Из палки).
-Вот видите, ребята, что приходилось делать, чтобы поиграть. Палочку наряжали куклой. А эта? (Из глины).
-Да и из глины делали, а потом раскрашивали природными красителями.
- А эта? (из ветоши).
-Да, сначала мамы и бабушки изготавливали кукол из старой ношеной ткани, а потом, когда подрастали, дети сами конструировали кукол. Позднее, с развитием промышленности, в магазинах стали продаваться головки для кукол, и тогда рукодельница мама и дочка пришивали кукле туловище из тряпок и шили платьице. Потом стали продаваться пупсы – голышки. С этими было уже проще, оставалось одежду сшить. Ну, а, потом, ребята, в магазинах кукол стало несметное количество разных сортов на любой вкус (показать две куклы детям).
- Посмотрите, ребята, внимательно на эту выставку кукол и на то, как менялись куклы со временем. Времена были разные: люди жили то бедно, то богато. Вот, потому такие разные куклы и все они будут жить у нас в музее.
Воспитатель берёт куклу на руку и даёт девочке:
-Вот у Груши не было куклы, и она себе сделала из чего? (Из соломы).
- Груша, покажи её ребяткам.
- У тебя есть кукла из соломы? А у тебя Лиза? А у кого девочки есть? Ни у кого нет?
-Давайте сделаем куклу, только из ниток, из соломы делала Груша, потому что у нас нет соломы.
- Ну, что будем делать куклу? (Ответ детей).
- Садитесь за столы. Ребята, перед вами лежат не доделанные куклы из ниток. Их надо довести до ума. Я предлагаю вам перевязать нитками, сделать куклам ладошки и ноги. Если не успеем, то доделаем в группе. Вы любите этим заниматься, принимайтесь за работу.
Звучит произведение Роберта Шумана.
-Уважаемые гости, вот и закончилось наше занятие, посвящённое великому русскому писателю Л. Н. Толстому, у которого в этом году юбилей.
-Вот такие интересные талантливые, образованные люди жили в России, не только писатели, но и композиторы, поэты, художники. Я надеюсь, что из вас, ребята, тоже вырастут способные и умные люди, а пока будем читать книги, рисовать, петь песни, играть и конструировать кукол.
- А теперь ваши произведения искусства, которые вы изготовили, подарим гостям, а потом пойдём к себе в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «День Победы»
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»
Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, работающей по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи на тему: "Наш родной город"
Когда-то много-много лет тому назад на месте нашего города стояли дремучие леса. На берегу реки Оки стоял Белопесоцкий мужской монастырь. В его стенах находили пристанище раненые воины. Монастырь стоя...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: "Дон-батюшка"
Цель: Воспитание системы ценностный отношений к природе Доского края, создание условий для становления у детей эмоционально-целостного отношения к реке Дон....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (рисование) Тема: «Сказка о царе Салтане»
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (рисивание) Тема:"Сказка о царе Салтане"...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Моя Родина - Башкортостан»
Конспекторганизованной образовательной деятельностив подготовительной к школе группе Тема: «Моя Родина - Башкортостан»...