План по художественной литературе в средней группе
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (средняя группа)
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РАСПИСАН НА ВЕСЬ УЧЕБНЫЙ ГОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_hud.literature.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРОЙ
Подготовила: Ромадина Е.В.
2015 г.
СЕНТЯБРЬ
1.Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».
Цель: Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Беседа по вопросам: Кто из лесных животных самый страшный? Кто самый слабый и трусливый? Кто в лесу самый красивый? О ком говорят «красивая шубка»?
2.Чтение стихотворений об осени.
Цель: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи детей.
Вопросы: Что можно нарисовать такой краской? Может ли зеленое стать желтым? Что? Когда?
3.Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина».
Цель: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи.
Игра «Кто скажет больше слов о лете, об осени». Показ иллюстраций «Осень», «Лето».
4.Чтение сказки «Три поросенка».
Цель: Учить детей понимать эмоциональное образное содержание сказки, ее идею. Развивать образность речи детей: умение подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить детей к пониманию значения фразеологизмов, пословиц. Показ иллюстрации к сказке.
Вопросы: Чем похожи братцы? Какие они? Чем отличается Наф-Наф от своих братьев? Как вы это поняли?
Пословицы: («Они работали спустя рукава», «в поте лица, не покладая рук»).
ОКТЯБРЬ
1.Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка».
Цель: Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.
Вопросы: Что означают такие поговорки: «Мал, да удал», «Маленький, да удаленький»? о ком так говорят? Как бы могла закончиться встреча Жихарки с лисой? Поощрение вариантов придуманных детьми историй.
2.Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат».
Цель: Дать представление детям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст. Обсуждение проблемной ситуации.
Беседа о прочитанном. Совместное составление загадки, построенное на сравнении и отрицании.
3.Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Ели».
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.
Вопросы: О каких деревьях написала И. Токмакова? Что ели делают? А внучата-елочки тонкие иголочки, что делают?
4.Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».
Цель: Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему, стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке; учить понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки.
Вопросы: Что нового узнали из сказки о медвежатах? Какие они? Почему лиса сумела обмануть медвежат? Где жили медвежата? Почему лиса взялась помогать братцам? Какая лиса? Как были наказаны медвежата?
НОЯБРЬ
1.Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Цель: Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение. Беседа с детьми о сказке.
Вопросы: Что такое сказка? Какие сказки о животных вы знаете? Кто в этой сказке главный герой? Кого бы вы назвали хорошим героем сказки? Почему? Кто злой в сказке?
2.Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа».
Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.
Упражнение «Скажи по-другому». Разъяснение слова «каланча». Выборочное чтение наиболее понравившихся мест произведения.
Вопросы: Каким вы представляете себе дядю Степу? Как он выглядел? Как в стихотворении говорится о том, какой он был большой? Откуда видно, что дядя Степа был добрый?
3.Заучивание потешки «Гуленьки».
Цель: Помочь детям запомнить потешку; учить читать ее негромко, не спеша, четко выговаривая окончания слов и не переставляя слова. Чтение потешки воспитателем.
Хоровое чтение.
4.Чтение рассказа Э. Блайтона «Знаменитый утенок Тим».
Цель: Учить понимать эмоционально-образное восприятие произведения, учить осмысливать его; уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки.
Внесение в группу игрушки-утенка.
Вопросы: О ком говорится в рассказе? Кого нашел Тим? Кто стал его другом? Что было бы, если бы Тима не нашли?
ДЕКАБРЬ
1.Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».
Цель: Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц. Игра в слова-загадки.
Вопросы: О чем рассказывается в сказке? Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? Как можно было бы по-другому назвать эту сказку? Для чего звери решили построить себе дом? Кто что делал? Что случилось однажды? Как зверям удалось спастись?
Пословицы: Как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»? О ком в нашей истории так можно сказать?
2.Чтение сказки «Усатый-полосатый»
Цель: Учить детей пользоваться словами – названиями детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа (лисята-лисят, сложносочиненными предложениями с союзом а; отвечать на вопросы по содержанию сказки и называть эпизод, который особенно понравился. Использование игровой ситуации.
Вопросы: Как называется книга? Почему Маршак так смешно назвал свою книжку? Вам было смешно? Значит, эта книжка не грустная, а…Что девочка делала с усатым-полосатым? Котенок делал так, как хотела девочка? А как он поступал?
3.Заучивание стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик».
Цель: Учить детей пользоваться правильными формами глагола ехать (съезжай-поезжай). Помочь детям понять содержание стихотворения, запомнить его, выразительно читать. Инсценировка и чтение стихотворения воспитателем.
4.Чтение сказки В. Сутееева «Кто сказал «мяу»?»
Цель: Рассказать детям о писателе и художнике Владимире Григорьевиче Сутееве, познакомить с его книгой «Кто сказал «мяу»?»; помочь освоить содержание прочитанного произведения. Чтение диалога щенка и кошки.
Выборка из текста и повторение с детьми наиболее ярких описаний поведения щенка в разных ситуациях. Предложение к детям вспомнить приключение щенка, которое им особенно понравилось.
ЯНВАРЬ
1.Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
Цель: Воспитывать эмоциональное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.
Вопросы к детям: какой новый способ ловли рыбы рассказала лиса волку? Почему лиса сумела обмануть волка? Расскажите, почему лиса взялась учить волка? Какая лиса? Какими словами можно о ней сказать? Жалко ли вам волка? Воспитатель предлагает пожалеть, обласкать его.
2.Чтение главы из книги А. Милна «Винни Пух и все-все-все».
Цель: Вызвать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия.
Вопросы: кому из сказочных героев нравилось сочинять пыхтелки, сопелки, шумелки? Какие истории о Винни Пухе вы знаете?
3.Заучивание стихотворения А. Барто «Елка».
Цель: Учить детей определять настроение, выраженное в стихотворении, учить читать его выразительно. Чтение стихотворения воспитателем.
4.Чтение сказки Б. Заходера «Хрюша на елке».
Цель: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения; помочь овладеть приемом сравнения.
Вопросы: О ком я вам прочла сказку? Почему поросенка считали необыкновенным? Что он умел делать? Какими словами можно сказать о нем? Как кошка помогла Хрюше попасть на елку? Как вы думаете, почему все узнали Хрушу? Теперь вы знаете, с кем сравнивают невоспитанного человека? Как бы вы назвали эту сказку?
Чтение и пояснение пословицы «По одежке встречают, а по уму провожают».
ФЕВРАЛЬ
1.Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Цель: Учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения; познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»; уточнить представления детей о жанровых особенностях произведения; подводить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи.
Вопросы: Кто главные герои сказки? Кого испугались водоносы? Что показалось бабушке, внучке, курочке? Чему учит эта сказка?
2.Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?».
Цель: Учить детей пересказывать короткий рассказ; учить определять времена года, используя перечисленные воспитателем характерные признаки. Загадывание загадки.
Вопросы: Про кого этот рассказ? Что делала Катя, чтобы определить, чьи следы были на снегу? Что сделал папа? Что стало с кроликом?
Пересказ рассказа детьми.
3.Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима».
Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Вопросы: Какой период зимы описан в стихотворении? Как вы догадались? Вы заметили, какие разные слова подобрал поэт, чтобы сказать о снеге? С чем сравнивает поэт снег? Дети, как вы понимаете такие строки: «Темный лес, что шапкой принакрылся чудно, и заснул под нею крепко, беспробудно»? как вы думаете, любит поэт русскую природу?
4.Чтение К. Чуковского «Телефон».
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. Закреплять знания о животных, учить пользоваться заменителями.
Вопросы к детям: У кого дома есть телефон? А для чего он нужен? Кто-нибудь знает номер своего телефона?
Чтение стихотворения.
Вопросы: Откуда звонил слон? Что ему надо? А потом кто звонил? Что просил крокодил? Для чего ему нужны были калоши? А что нужно было зайчатам? После зайчат кто позвонил? У кого животы разболелись? Какие еще животные звонили?
МАРТ
1.Чтение стихотворения С. Маршака «Багаж». Учить детей понимать содержание стихотворения, его юмористический смысл. Чтение стихотворения.
Вопросы: Что сдавала в багаж дама? Что случилось? Что вам показалось смешным в этой истории?
Повторное чтение наиболее понравившихся эпизодов.
2.Рассказывание русской народной сказки «Небывальщина».
Цель: Прививать любовь к сказкам, учить понимать содержание. Развивать образность речи. Рассказывание сказки.
Вопросы: Куда мужик пошел? Что он увидел? Сколько палок срубил? Назовите их. Может ли летать озеро? Может ли печка спать завалиться?
3. Заучивание стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки».
Цель: Выучить с детьми стихотворение, развивать образность речи.
Вопросы к детям. Дети, какие вы знаете праздники? А что это за праздник 8 Марта?
Чтение стихотворения детьми. Разучивание стихотворения.
Вопросы: почему бабушкины руки любит внучка всего сильней? Что они умеют делать?
4.Чтение К. Чуковского «Федорино горе».
Цель: Познакомить детей с творчеством К. Чуковского, учить внимательно слушать произведение. Развивать образную речь детей.
Вопросы: почему убежала посуда от Федоры? Что она им пообещала? Простила посуда Федору?
АПРЕЛЬ
1.Чтение веселого стихотворения Н. Бжехва «Муха-чистуха».
Цель: Продолжать учить детей понимать содержание стихотворения, его юмористический смысл; создавать у детей эмоционально-психологический комфорт.
Вопросы: когда человек смеется, какое у него настроение? Как можно сказать по-другому? Вспомните, в чем купалась муха? Как, какими словами можно сказать о мухе? Понравилось ли вам стихотворение?
2.Рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».
Цель: Воспитывать эмоционально- образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания.
Вопросы: Кто главный герой сказки? Расскажите, какой вы представляете себе Красную Шапочку? Почему так называют девочку в сказке? Какими словами можно о ней рассказать? Вспомните, как говорится о волке в сказке? Что произошло в избушке бабушки? Как заканчивается сказка? Наказано ли зло в сказке и как?
3.Заучивание стихотворения С. Вышеславцева «Весна».
Цель: Развивать образность речи детей, понимание значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.
Наблюдения за природой у окна, обсуждения, комментарии. Что значит ранняя весна? Какая она? Как сказать об этом по-другому? Расскажите, как отступает зима, как она злится. Что происходит в природе?
Показ иллюстраций о разных периодах весны. Чтение стихотворения.
Вопросы: о какой весне говорится в стихотворении? Радостное или печальное это стихотворение? Как вы это поняли? О каких периодах в природе рассказывается?
4.Загадки о домашних животных.
Цель: Учить детей отгадывать загадки. Воспитывать интерес к животному миру.
Вопросы: каких вы знаете диких животных, которые живут в наших лесах? Кого вы знаете из домашних животных?
Использование картинок с изображением животных. Загадывание и отгадывание загадок.
МАЙ
1.Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки; упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову.
Беседа о прочитанном. Вопросы: Кто главные герои сказки? Какими словами можно рассказать о лисе? Как говорится о лисе в сказке? Какой эпизод вам запомнился больше других? Какие сказочные выражения вы запомнили?
Рассматривание иллюстраций к сказке. Отгадывание загадок, объяснение своих отгадок. Припоминание сказок о лисе. Игра «На что похоже?»
2.Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Ива».
Цель: Учить детей понимать средства выразительности; эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста; развивать образность речи детей. Участие детей в общем разговоре, делятся своими впечатлениями.
Чтение стихотворений о березке, осине, иве. Анализ образных языковых средств в стихотворных текстах. Припоминание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Индивидуальное чтение стихотворения детьми.
3.Чтение М. Горького «Воробьишко».
Цель: Учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию; понимать образные выражения. Загадывание загадки о воробье.
Вопросы: Что я прочла: рассказ, сказку, стихотворение? Как вы узнали, что это рассказ? Как звали воробья? Где он жил? Из каких материалов было сделано гнездышко? Как назвать мать воробья? Что случилось с воробьишкой? Как защищала мать воробья?
Пословица: «Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз - и на окне!»?
4.Рассказывание русской народной сказки «Коза-дереза».
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей или воспроизведение песенок. Игровой момент.
Вопросы: интересная сказка? Кто сочинил ее? Как она называется? Каких животных встретил заяц? Понравилась ли вам коза в сказке? Если нет, то почему? А как начиналась сказка?
Рассказывание сказки детьми используя картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»
В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада....
Перспективный план по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе
Сентябрь Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Продолжать развивать умение слушать произведения разных жанров; «включать» детей в совместное о...
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в средней группе
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в средней группе...
План конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Ознакомление детей со сказкой Абдуллы Алиша Болтливая утка»
Программное содержание:Познакомить детей со сказкой А.Алиша «Болтливая утка».Продолжать знакомить детей с творчеством А. Алиша.Способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки.Помочь д...
План открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе воспитателя Перетрухиной Е.А. на тему «Заучивание русской народной песенки «Тень-тень -потетень…»
Заучивание русской народной песенки «Тень-тень -потетень"...
Перспективный план по художественной литературе в средней группе
Перспективный план по художественной литературе в средней группе...
Перспективный план по Художественной литературе в средней группе №7 на 2021-2022 уч.год.
МБДОУ «Детский сад 52 "Аленький цветочек"г. Смоленск Утверждено:на пед.совете 2021 - ...