Пересказ сказки «Айога», (обр. Д. Нагишкина) от имени неживого предмета
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Непрерывно – образовательная деятельность
Пересказ сказки «Айога», (обр. Д. Нагишкина)
от имени неживого предмета
Для детей старшего дошкольного возраста - 5,6 лет.
Цель: знакомство детей 5- 6 лет с книжной культурой, детской литературой.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
- на примере нанайцев представить особенности культуры оседлых рыболовов и охотников;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память
Социально-коммуникативное развитие:
- устанавливать доброжелательное отношение между сверстниками
- умение выслушивать ответы других детей
Речевое развитие:
- расширять и активизировать словарь детей словами: «фанза», «наперсток», «ровдуга», «мялка».
Физическое развитие:
- развивать двигательную активность детей
Художественно – эстетическое развитие детей:
- Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о народах России, обычаях, фольклоре. Рассматривание иллюстраций с изображением таежной фауны, традиционного зимнего нанайского жилища «фанзы».
Материалы: картина «Нанайцы», посуда из бересты.
Методы и приёмы: наглядный, словесный, беседа.
I. Организационный момент.
Звучит мелодия «В гостях у сказки». Воспитатель читает стихотворение:
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажем гостье: «Заходи».
II. Основная часть.
Воспитатель достает берестяное ведро, предлагает детям рассмотреть его.
Воспитатель: Что это такое, как вы думаете?
Дети: Ведро.
Воспитатель: Из какого материала сделано ведро?
Дети: Из бересты.
Воспитатель: Тише, дети. Послушайте. Мне кажется, что это ведро что то нам говорит. (подносит ведро к уху, делает вид, что слушает).
Да, оно рассказывает сказку про девочку, которую звали Айога. Садитесь и слушайте внимательно, я вам ее перескажу.
Пересказ сказки «Айога», (обр.Д.Нагишкина) от имени неживого предмета.
« Я – ведро, стою на скамейке в доме (фанзе) одного нанайца из рода Самар – Ла. Сделали меня из бересты руки женщины, у которой была дочка – Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо. Понравилась сама себе, смотрит — и не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде. Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой. Ленивая стала Айога.
Вот один раз говорит ей мать: — Пойди воды принеси, Айога!
Ну я думаю: сейчас меня возьмет девочка и мы с ней пойдем за водой.
Но отвечает Айога: — А я в воду упаду.
— А ты за куст держись!
— Куст оборвётся! — говорит Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись!
— Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать: — Рукавицы надень!
— Изорвутся, — говорит Айга.
А сама всё в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!
— Так зашей рукавицы иголкой!
— Иголка сломается!
— Толстую иголку возьми! — говорит отец Ла.
— Палец уколю, — отвечает дочка.
— Напёрсток из крепкой кожи — ровдуги — надень!
— Напёрсток прорвётся, — отвечает Айога, а сама — ни с места.
Тут соседская девочка говорит: — Я схожу за водой, мать!
Взяла меня в руки соседская девочка, пошла на реку и принесла воды, сколько надо. Замесила мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит матери: — Дай мне лепёшку, мать!
— Горячая она — руки обожжёшь, — отвечает мать.
— А я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу!
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну!
— Руки заболят, — говорит мать.
— Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет!
И отдала мать лепёшку соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт.
Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная, длинная стала.
Говорит девочка Айоге: — Возьми лепёшку, Айога! Мне не жалко.
Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — как это она, красавица, надкушенную лепёшку съест! Так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились. — Не надо мне ничего-го-го! — кричит Айога.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит: — Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!.. Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали; и кричит, чуть людей завидит: — Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!»
Воспитатель:
-Кто главный герой сказки?
-Какая на самом деле Айога?
-Какое испытание она не выдержала?
-Что с ней произошло, почему?
О чем просила ее мать?
Почему Айога превратилась в гуся?
Воспитатель: Дети, вы же не хотите быть такими, как Айога? Тогда вставайте и за мной повторяйте.
Физкультминутка: «Прочь, усталость, лень и скука».
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука.
Будем мышцы разминать. (Руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем. (Вращение головой в стороны)
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз – два – три – четыре - пять. (Приседания)
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем. (Ходьба на месте)
Сейчас я еще раз прочитаю вам сказку, а вы постараетесь ее запомнить, чтобы потом пересказать.
Дети пересказывают.
Воспитатель: Чему учит эта сказка?
Воспитатель подводит итог занятия.
- Дети, мне понравилось как вы сегодня отвечали на занятии.
Будьте всегда трудолюбивыми и помогайте мамам.
Список литературы.
«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе».
Парциальная программа Купецкова, Н.. В.Ф. В. Петроченко, 2015 год, ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», 2015г.
«Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности» О.С. Рудик, ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Москва, УЦ Перспектива, 2014г.
Нанайская сказка «Айога»
«Этнография для дошкольников» Народы России. Обычаи. Фольклор. Наглядно – методическое пособие. О.А. Ботякова, Санкет – Петербург, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект развлечения КВН о Москве, комплексно- тематическое планирование во второй младшей группе и конспект организованной образовательной деятельности по художественной литературе "Рассказывание нанайской сказки "Айога"
мероприятие направленное на развитие нравственно- патриотического воспитания дошкольников, расширение знаний о Москве, о народно- прикладном искусстве; в комплексно- тематическом планировании даются з...
Методическая разработка по сказке "Айога"
Методическая разработка помогает воспитателю систематизировать материал по экологии, этике и фольклору....
Конспект занятия по чтению художественной литературы. Сказка «Айога»
Продолжать знакомить детей с творчеством других народов. Расширять знания о жизни народов севера. Познакомить с бытом народа севера. Воспитывать любовь и уважение к матери. Учить анализировать художес...
Нанайская народная сказка "Айога" на якутском языке
сказка в картинках...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему "Живые и неживые предметы"
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему "Живые и неживые предметы"для детей младшего дошкольного возраста с использованием технологий Аверина И.А. &q...
«Как аукнется, так и откликнется» по произведениям «Посидим в тишине» Е.Благининой, нанайской сказки «Айога».
К О Н С П Е К Тнепосредственно – образовательной деятельностив старшей группе.Этическая беседа на тему:«Как аукнется, так и откл...
Конспект НОД по развитию речи на тему "Завершение работы над сказкой Айога" ст.гр. 2018
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитии речи в старшей группена тему: «Завершение работы над сказкой «Айога».Образовательная область: Речевое развитие.Раздел...