конспект
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Сценарий творческого вечера по творчеству П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки» (подготовительная группа)
Светлана Анатольевна Гаврилова
Цель: обобщение и закрепление знаний о прочитанных сказах П. П. Бажова
Задачи:
1. Пробуждать интерес к уральским сказам через создание эмоциональной атмосферы.
2. Актуализировать знания о содержании сказов П. П. Бажова.
3. Способствовать развитию творческих способностей детей.
4. Воспитывать чувство гордости за литературное наследие Урала.
Материал:
- портрет писателя;
- книги П. П. Бажова;
- выставка рисунков, поделок по сказам П. П. Бажова;
- предметы из сказов (решето с перьями, оранжевый платок, камешки);
- видео презентация с викториной по сказам П. П. Бажова.
Предварительная работа:
1. Заучивание стихотворений о сказах П. П. Бажова.
2. Посещение библиотеки..
3. Чтение сказов «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Медной горы хозяйка».
4. Творческие работы по сказам П. П. Бажова.
5. Коллекции камней и изделий.
Ход мероприятия:
Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал и встают в круг. Их встречает Хозяйка Медной горы.
Хозяйка: Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники? Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?
Ребенок: Мы пришли и поучиться и знания свои показать.
Хозяйка: Ну коли учиться, так другой разговор. И знания ваши проверю. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы?
Дети: Да!
Дети ведут хоровод «Уральский хоровод»
Дети садятся на стульчики.
Хозяйка: Первым делом, ребята, я хочу вас познакомить со сказочником Павлом Петровичем Бажовым.
Показ портрета писателя
Бажов Павел Петрович - знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.
Жить на Урале и не знать сказов Павла Петровича Бажова невозможно.
(звучит музыка)
Воспитатель читает стихотворение:
«Гордое имя Урал»
Найдешь ли прекрасней уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют,
Здесь горы в зеленых, лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озерах,
Здесь золотом, хлебом богата земля,
Кругом самоцветы, железо, руда
Живут здесь умельцы мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые,
Слова здесь не ценят, а ценят дела,
Чтоб дружбою крепла уральцев семья.
Здесь сказы Бажова все помнят и знают,
Рябинка листвою тихонько качает.
Любимый Урал!
Недаром ты гордостью Родины стал!
Ребята расскажете стихотворения о земле писателя?
1. То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!
2. Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнем гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
3. Над Уральским хребтом рассветы
Рукотворным горят огнем,
Отшлифованы самоцветы
Жизнью, радостью и трудом.
4. И становится делом слово,
В каждом камне – цветы цветут…
Продолжается сказ Бажова,
Продолжается Жизнь и Труд!
Павла Петровича, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком. Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу. Ходил Павел Петрович присматривался к окружающей жизни, прислушивался, записывал красивые народные слова, разговоры и рассказы. Потом на основе этих записей он напишет много сказов.
(Сказ – это литературное произведение, в котором рассказчиком является не сам писатель, а другой человек. Герои обычные люди).
Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка». Эти сказы принесли автору заслуженную славу. В Москве есть улицы, названные имени Павла Бажова и Малахитовая. В память о писателе в областном городе Екатеринбурге есть памятник и дом-музей.
В этом году 28 января исполнилось 140 лет со дня его рождения. 2019 год в Свердловской области назван годом П. П. Бажова.
Галерее находятся картины – иллюстрации к сказам. Я знаю, что вы очень любите рисовать и создали целую коллекцию работ по сказам П.П.Бажова. А узнаете ли вы сказ по картинам – это мы сейчас проверим.
Хозяйка: Молодцы, ребята, узнали сказы! А игры вы знаете, какие?
Ответы детей. Дети играют в игру «Заря».
Теперь хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.
1-2-3- -повернись, в комнате Знаний окажись!
Звучит волшебная музыка.
Еще раз вспомним героев сказов – добрых, талантливых людей. У меня есть моя волшебная малахитовая шкатулка. Она не только полна драгоценных камней, но еще и поможет нам оказаться в сказке. Итак, отправляемся! Закрываем глаза и повторяем за мной: раз, два, три, шкатулка в сказку дверь нам отвори! (Звучит русская народная музыка).
Хозяйка медной горы:
-Вот мы и в сказке.
Стихи
Реб.1: На дворе пурга в окно стучится
В комнате уютно и темно
Мне сегодня что-то вдруг не спится
Ночь уж на дворе стоит давно.
Реб. 2: Начинает мама тихо сказы
О хозяйке, что живет в горе.
Вижу я Данилушку и сразу
Ящерки мелькнули на заре.
Реб. 3. И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло
В царство сказов дедушки Бажова
На Урал, как птицу, занесло…
Хозяйка: .А вот и первое задание из малахитовой шкатулочки
1 задание
Узнай сказ по отрывку.
• «Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы Марьюшка замуж! Пожелали так, и плиточки у обоих стали золотые»… (ответ детей: «Голубая змейка»)
• «Как темнеть стало, запобаивалась, села к окошечку, смотрит по лесу какой-то комочек катится»… (ответ детей: «Серебряное копытце») .
• «Вот у них и повелось. Как суббота, старатели домой, а дедко Ефим с Федюнькой на прииске останутся»… (ответ детей: «Огневушка-поскакушка») .
• «След Копытца серебрится
Вьётся змейкою в ночи.
А в избушке кошка Мурка
И Дарёнка на печи» (ответ детей: «Серебряное копытце») .
- А теперь попробуйте отгадать загадки:
1. Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Муренка,
И смотрит на них из окошка …. (Даренка)
2. Шапочке Лейка
Говорит: «Смелей-ка,
С горки катится на нас
…. … (Голубая змейка)
5. Как кукленка, девочка
Спляшет вам с припевочкой.
Появляется в огне.
Как зовут? Скажи-ка мне.
Звали эту веселушку – (Огневушка – поскакушка)
Хозяйка Медной горы:
Молодцы, все загадки разгадали.
Хозяйка: А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице, играли в народные игры. А какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?
Дети: малахит.
Хозяйка: Правильно! У меня есть такой малахит! Самое время и в игру с ним поиграть.
Игра «Малахит»
Дети под музыку передают самоцвет, на ком музыка обрывается, тот-говорит прилагательное о камне и танцует.
Дети садятся на стульчики.
Хозяйка: Вот посмотрите, какой у меня короб. Он не простой, в нем лежат очень интересные предметы. И вы сейчас назовете эти предметы. И скажите, из какого они сказа.
1. Малахитовая шкатулка (Сказ «Малахитовая шкатулка»).
2. Оранжевый платочек («Огневушка-поскакушка»).
3. Кошка Муренка (Сказ «Серебряное копытце»)
Хозяйка: Молодцы, порадовали меня знаниями.
Спасибо вам, дети! Я очень рада была встрече с вами, мне очень понравилось как здорово вы управились со всеми моими загадками.
- Ребята, чему учат сказы П .П .Бажова? (Высказывания детей).
-Человек должен любить животных.
- Очень важно быть скромным.
-Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены. Главная тема сказов Бажова – это радость в творчестве, умении жить в гармонии с природой, находить счастье в самой жизни. Счастье для героев Бажова не в богатстве, а в творчестве, труде, познании природы, в простых житейских радостях
«В который раз склонимся мы над книжкой,
Вп--итаем мудрость этих слов
.Нам не забыть рассказов деда Слышко
(вместе) Спасибо, добрый дедушка Бажов»
На этом мы закончим наше занятие. Все сегодня молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....